Недельная глава "Ваешев". Беседа первая. (Публикуется в свободном...

Недельная глава "Ваешев". Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе на недельную главу "Телдейс" 5717 (1956) года.

- 1 -

Месяц Кислев сравнивается Торой с месяцем Сиван. Подобно тому, как месяц дарования Торы - Сиван - является третьим по отношению к месяцу Освобождения [из египетского рабства] Нисану, который (как объясняется в Мишне) является началом года, так Кислев - третий месяц по отношению к месяцу Тишрей, на который выпадает Рейш-оШоно (еврейский Новый Год).

* * *

Существует различие между Служением Все-вышнему в месяце Нисан и Служением в месяце Сиван.

- Месяц Нисан намекает на Служение "цадиким (праведников)", поскольку выход из Египта, [произошедший в нем,] был подобен гиюру, а "гер, совершивший гиюр", согласно словам мудрецов в трактате "Евамейс", подобен безгрешному младенцу. На третий месяц после Нисана наступает Сиван - месяц дарования Торы.

- В противоположность этому, Тишрей намекает на Служение "баалей тшуво (совершивших раскаяние)", как понятно из того, что именно десятого Тишрей Все-вышний окончательно простил евреев после совершения ими греха золотого тельца. Третий из месяцев, следующих за Тишреем, - Кислев. На этот месяц выпало раскрытие Внутренней Торы - Торы хасидизма.

Тшуво (раскаяние) является, как известно, еще более высоким духовным аспектом, нежели Тора. Доказательством этого служит то, что при помощи тшувы могут быть исправлены ошибки и недостатки, допущенные в изучении Торы и соблюдении изложенных в ней законов. С другой стороны, именно Тора является источником тшувы - возвращения ко Все-вышнему.

То же в отношении Внутренней Торы. Источником ее раскрытия было дарование Торы, свершившееся в Сиване. В том числе, все то, о чем говорит Внутренняя Тора, было передано евреям на Синае. (Тогда, как известно, евреям была передана вся Тора целиком, включая все богатство внутренних смыслов, заложенных в ее слова. Даже те аспекты Торы, которые в будущем должен раскрыть царь Мошиах, а это наиболее глубокие в Торе аспекты, как сказано в Мидраш о том, что сегодняшняя Тора покажется "эвель (ерундой)", по сравнению с "Торой Мошиаха"). Однако во время дарования Торы в Сиване Внутренняя Тора была скрыта от евреев, а раскрытие ее произошло в месяце Кислев - третьем по отношению к Тишрею, месяцу, связанному со служением тшувы (раскаяния) (см. выше). Раскрытие же Внутренней Торы и распространение ее источников наружу являются подготовкой к раскрытию Мошиаха.

- 2 -

Поскольку месяц Кислев представляет из себя время раскрытия нового представления о Торе - Внутренней Торы, в нем также присутствует момент раскрытия нового в мире - чуда.

Тора хасидизма подробно объясняет понятие чуда. ["Обычное"] существование мира - существование его согласно законам природы - также является чудом. Однако, поскольку подобное положение вещей является для нас привычным, чудо не заметно в нем. И то, что мы не замечаем чудесности природного течения процессов, происходящих в мире, может привести нас, не дай Б-г, к утверждению, что "у этой башни нет правящего ей". [Ребе намекает на известный Мидраш, в котором рассказывается о фантастической башне, прыгающей по пустыне с места на место. Человек, наблюдающий за подобным явлением, не может не подумать о том, что у башни наверняка есть "правящий ей". Внимательно всмотревшись в мир и увидев непостижимую координированность процессов, протекающих в нем, попытавшись осмыслить многообразие и невероятную сложность мира, который, при всем том, продолжает "без перебоя" функционировать тысячи лет, человек обязан прийти к выводу, что у этой "башни" тоже есть "правящий" - Начало, объединяющее и координирующее все, что есть в мире]. Однако, когда происходит выпадающее из рамок обыденности - чудо, порождается дополнительное раскрытие.

По этой причине месяц Кислев является месяцем чуда: поскольку в нем присутствует раскрытие нового в Торе, а "Все-вышний смотрел в Тору и создавал мир" [т.е. существует прямая связь между Торой и бытием мира], - раскрытие, происходящее в Торе, находит свое отражение и в поведении мира - в новых раскрытиях, в том, что месяц Кислев - "время чудес".

По этой причине в Кислеве произошло чудо Хануки - чудо с кувшинчиком масла, намекающего на тайны-тайн, раскрытие самого высокого начала. [...] Свечи Хануки находятся на уровне более высоком, нежели [даже] свечи Храма, поскольку, в отличие от светильников Храма, свечи Хануки будут существовать вечно. То же относится и к чуду, произошедшему в месяце Кислев, - чуду Девятнадцатого Кислев, связанному с распространением Торы хасидизма. Оно будет существовать вечно, поскольку распространение источников Торы хасидизма - сосуд для раскрытия Мошиаха и инструмент, [с помощью которого мир может быть] к нему [подготовлен].
Weekly chapter "Vaeshev". The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from a conversation with the Rebbe on the weekly chapter “Teldeis” 5717 (1956).

- 1 -

The month of Kislev is compared by the Torah with the month of Sivan. Just as the month of the giving of the Torah - Sivan - is the third in relation to the month of Liberation [from Egyptian slavery] Nisan, which (as explained in the Mishnah) is the beginning of the year, so Kislev is the third month in relation to the month of Tishrei, for which Reish falls -oShono (Jewish New Year).

* * *

There is a difference between Serving the Almighty in the month of Nisan and Serving in the month of Sivan.

- The month Nisan hints at the Service of the “tzadikim (righteous)”, since the exit from Egypt [which happened in it] was like a giyur, and the “hero who made a giyur”, according to the wise men in the treatise “Ewameis”, is like a sinless baby. In the third month after Nisan comes Sivan - the month of the giving of the Torah.

- In contrast, Tishrei alludes to the Service of “Ba'aleh Teshuvo (having committed remorse),” as is clear from the fact that it was the tenth Tishrei the Most High who forgave the Jews after they committed the sin of the golden calf. The third of the months following Tishrey is Kislev. The opening of the Inner Torah - the Torah of Hasidism - fell on this month.

Tshuvo (repentance) is, as you know, an even higher spiritual aspect than the Torah. The proof of this is that with the help of tshuvah mistakes and shortcomings made in the study of the Torah and compliance with the laws set forth in it can be corrected. On the other hand, it is the Torah that is the source of Tshuva - a return to the Supreme.

The same goes for the Inner Torah. The source of its disclosure was the gift of the Torah, which happened in Sivan. Including, everything that the Inner Torah speaks of was transferred to the Jews in Sinai. (Then, as you know, the whole Torah was transferred to the Jews, including all the wealth of internal meanings inherent in her words. Even those aspects of the Torah that King Moshiach should reveal in the future, and these are the deepest aspects in the Torah, as stated in the Midrash about that today's Torah will seem "evel (nonsense)", compared with the "Torah of Moshiach"). However, during the giving of the Torah in Sivan, the Inner Torah was hidden from the Jews, and it was revealed in the month of Kislev, the third month in relation to Tishrei, the month associated with the ministry of tshuva (repentance) (see above). The disclosure of the Inner Torah and the spread of its sources to the outside are preparations for the disclosure of Moshiach.

- 2 -

Since the month of Kislev is the time of the discovery of a new concept of the Torah - the Inner Torah, it also contains the moment of the discovery of a new in the world - a miracle.

The Torah of Hasidism explains in detail the concept of a miracle. The [“ordinary”] existence of the world — its existence according to the laws of nature — is also a miracle. However, since such a state of affairs is familiar to us, a miracle is not noticeable in it. And the fact that we do not notice the miraculous nature of the natural course of the processes taking place in the world can lead us, God forbid, to affirm that "this tower does not have a ruler for it." [The Rebbe hints at the famous Midrash, which tells about a fantastic tower jumping across the desert from place to place. A person observing such a phenomenon cannot but think about the fact that the tower probably has a "reigning one". Carefully peering into the world and seeing the incomprehensible coordination of the processes taking place in it, trying to comprehend the diversity and incredible complexity of the world, which, for all that, continues to function “without interruption” for thousands of years, a person must come to the conclusion that this “tower” also there is a “ruling" - the Beginning, uniting and coordinating everything that is in the world]. However, when a miracle falls outside the scope of everyday life, an additional disclosure is generated.

For this reason, the month of Kislev is the month of miracles: since it contains the revelation of the new in the Torah, and "the Almighty looked into the Torah and created the world" [i.e. there is a direct connection between the Torah and the being of the world], - the revelation taking place in the Torah is also reflected in the behavior of the world - in new revelations, in the fact that the month of Kislev is "a time of miracles."

For this reason, a miracle of Hanukkah happened in Kislev - a miracle with a jug of oil hinting at secrets, secrets, disclosure of the highest principle. [...] Hanukkah candles are at a level higher than [even] the candles of the Temple, because, unlike the lamps of the Temple, Hanukkah candles will exist forever. The same applies to the miracle that occurred in the month of Kislev, the miracle of the 19th Kislev, associated with the spread of the Torah of Hasidism. It will exist forever, since the distribution of the sources of the Torah of Hasidism is a vessel for the disclosure of Moshiach and an instrument [with which the world can be] prepared for it.
У записи 4 лайков,
0 репостов,
235 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям