От Шауля Айзека
Рассказывают, что в конце 18-го века в Белоруссии большинство каббалистов были самоучками. Как правило, лишенными круга общения даже с себе подобными. А получивших систематическое каббалистическое образование они сами избегали. Во-первых, из опасения оказаться скомпрометированными контактами с подозреваемыми в приверженности учению хасидизма (да, в Литве были свои, миснагедские каббалисты, но то в Литве). А во-вторых, страшась утратить самооценку.
И вот один такой каббалист, настолько уверился в своих каббалистических силах, что за самоценку беспокоиться перестал. А с желанием продемонстрировать свои знания и умения кому-то, способному оценить, стало совсем сложно бороться. А тут пошли разговоры об Альтер Ребе, с которым только совсем уже редкий миснагед считал зазорным общнуться.
Короче говоря, решил каббалист съездить в Лиозно, ко двору Альтер Ребе. Себя показать, хваленого хасидского гаона посмотреть, проверить действительно ли тот так хорош, как о нем говорят. А если повезет, то и прояснить для себя кое-какие непонятные моменты, встретившиеся в каббалистических писаниях.
На полпути он остановился на постоялом дворе. Где разговорился с одним из постояльцев. Который, вот удача, тоже оказался каббалистом. Узнав, что его новый знакомый направляется к Альтер Ребе с целым списком вопросов по каббале (и с интересом ознакомившись с содержимым списка), попросил добавить еще один от себя. Объяснив свою просьбу тем, что ему самому не по рангу соваться «меж горных вершин» и т.д.
Вопрос такой: в некоем каббалистическом сочинении рассказывается о чем то, что изначально было «рассеянным и обособленным». Но затем праэлементы слились воедино и сформировали великий шар. Который разошелся лучами, каждый из которых — трехглав, а в центре — точка. А затем, посредством единения основ воды и огня все достигло своего совершенства, в аспекте «и оно хорошо весьма».
И непонятно: о чем тут речь?
(В русском переводе почти все теряется. Но тут же ничего не поделаешь: на русский не переводится ни Писание, ни Мишна, ни, тем более, еще более специфически еврейские тексты. Но в оригинале, поверьте, все звучало крайне каббалистично. Особенно, такие обыденные слова как «точка», «луч» и т.п. )
Вопрос произвел на каббалиста настолько большое впечатление, что он решил с него начать свою беседу с Альтер Ребе. И так и сделал.
Альтере Ребе ответил не задумываясь:
-Это рецепт креплах (пельменей). Сначала была мука. Затем из нее сделали тесто (шар). Затем тесто раскатали и разрезали на куски («лучи»), в центр которых поместили шарики фарша («точка»), а затем сформировали из них треугольные («трехглавые») «пирожки». И наконец варят их в кипящей на огне воде. Что делает их «хорошими весьма» для употребления в пищу.
Бедный каббалист почувствовал себя полным идиотом. Но идиотом достаточно адекватным, чтобы оценить пользу от полученного урока, сменить тон, сменить фасон и сменить масть. Великого хасида, насколько известно, из него не вышло. Но рядовой хасид Альтер Ребе из него, несколько десятилетий спустя, все-таки получился.
За эти годы он успел достаточно близко познакомиться с тем, кто его подставил, с одним из самых знаменитых и загадочных хасидов Альтер Ребе — р.Шмуэлем Мункесом, многие остроты и розыгрыши которого приписывают его невольному конкуренту при меджибужском дворе — Гершеле Острополлеру.
Кстати, Альтер Ребе сразу понял, кто ему передал «сложный каббалистический вопрос». И при первой же возможности дал это понять. Это не был выговор-выговор. Но все-таки. Альтер Ребе рассказал р.Шмуэлю о визите горе-каббалиста, о вопросе, переданном от имени безвестного интересующегося. Строго поинтересовался:
-Твоя работа?
И не стал дожидаться ответа.
Рассказывают, что в конце 18-го века в Белоруссии большинство каббалистов были самоучками. Как правило, лишенными круга общения даже с себе подобными. А получивших систематическое каббалистическое образование они сами избегали. Во-первых, из опасения оказаться скомпрометированными контактами с подозреваемыми в приверженности учению хасидизма (да, в Литве были свои, миснагедские каббалисты, но то в Литве). А во-вторых, страшась утратить самооценку.
И вот один такой каббалист, настолько уверился в своих каббалистических силах, что за самоценку беспокоиться перестал. А с желанием продемонстрировать свои знания и умения кому-то, способному оценить, стало совсем сложно бороться. А тут пошли разговоры об Альтер Ребе, с которым только совсем уже редкий миснагед считал зазорным общнуться.
Короче говоря, решил каббалист съездить в Лиозно, ко двору Альтер Ребе. Себя показать, хваленого хасидского гаона посмотреть, проверить действительно ли тот так хорош, как о нем говорят. А если повезет, то и прояснить для себя кое-какие непонятные моменты, встретившиеся в каббалистических писаниях.
На полпути он остановился на постоялом дворе. Где разговорился с одним из постояльцев. Который, вот удача, тоже оказался каббалистом. Узнав, что его новый знакомый направляется к Альтер Ребе с целым списком вопросов по каббале (и с интересом ознакомившись с содержимым списка), попросил добавить еще один от себя. Объяснив свою просьбу тем, что ему самому не по рангу соваться «меж горных вершин» и т.д.
Вопрос такой: в некоем каббалистическом сочинении рассказывается о чем то, что изначально было «рассеянным и обособленным». Но затем праэлементы слились воедино и сформировали великий шар. Который разошелся лучами, каждый из которых — трехглав, а в центре — точка. А затем, посредством единения основ воды и огня все достигло своего совершенства, в аспекте «и оно хорошо весьма».
И непонятно: о чем тут речь?
(В русском переводе почти все теряется. Но тут же ничего не поделаешь: на русский не переводится ни Писание, ни Мишна, ни, тем более, еще более специфически еврейские тексты. Но в оригинале, поверьте, все звучало крайне каббалистично. Особенно, такие обыденные слова как «точка», «луч» и т.п. )
Вопрос произвел на каббалиста настолько большое впечатление, что он решил с него начать свою беседу с Альтер Ребе. И так и сделал.
Альтере Ребе ответил не задумываясь:
-Это рецепт креплах (пельменей). Сначала была мука. Затем из нее сделали тесто (шар). Затем тесто раскатали и разрезали на куски («лучи»), в центр которых поместили шарики фарша («точка»), а затем сформировали из них треугольные («трехглавые») «пирожки». И наконец варят их в кипящей на огне воде. Что делает их «хорошими весьма» для употребления в пищу.
Бедный каббалист почувствовал себя полным идиотом. Но идиотом достаточно адекватным, чтобы оценить пользу от полученного урока, сменить тон, сменить фасон и сменить масть. Великого хасида, насколько известно, из него не вышло. Но рядовой хасид Альтер Ребе из него, несколько десятилетий спустя, все-таки получился.
За эти годы он успел достаточно близко познакомиться с тем, кто его подставил, с одним из самых знаменитых и загадочных хасидов Альтер Ребе — р.Шмуэлем Мункесом, многие остроты и розыгрыши которого приписывают его невольному конкуренту при меджибужском дворе — Гершеле Острополлеру.
Кстати, Альтер Ребе сразу понял, кто ему передал «сложный каббалистический вопрос». И при первой же возможности дал это понять. Это не был выговор-выговор. Но все-таки. Альтер Ребе рассказал р.Шмуэлю о визите горе-каббалиста, о вопросе, переданном от имени безвестного интересующегося. Строго поинтересовался:
-Твоя работа?
И не стал дожидаться ответа.
From Shaul Isaac
It is said that at the end of the 18th century in Belarus, most Kabbalists were self-taught. As a rule, deprived of a circle of communication even with their own kind. And they themselves avoided those who received a systematic Kabbalistic education. Firstly, for fear of being compromised by contacts with suspected adherence to the teachings of Hasidism (yes, there were your own, Misnaged Kabbalists in Lithuania, but then in Lithuania). And secondly, fearing to lose self-esteem.
And one such Kabbalist, became so sure of his Kabbalistic powers that he stopped worrying about self-esteem. And with the desire to demonstrate their knowledge and skills to someone capable of appreciating, it has become quite difficult to fight. And then there was talk of Alter Rebbe, with whom only a very rare missionary considered it shameful to communicate.
In short, the Kabbalist decided to go to Liozno, to the court of Alter Rebbe. Show yourself, the vaunted Hasidic Gaon, see if he really is as good as they say. And if you're lucky, then to clarify for yourself some incomprehensible moments encountered in Kabbalistic writings.
Halfway he stopped at the inn. Where I talked to one of the guests. Which, here is luck, also turned out to be a Kabbalist. Upon learning that his new acquaintance was heading to Alter Rebbe with a whole list of questions on Kabbalah (and reading the contents of the list with interest), he asked to add one more from me. Explaining his request by the fact that he himself is not of the rank to meddle “between mountain peaks”, etc.
The question is this: in a certain Kabbalistic essay, something is told about something that was originally "scattered and isolated." But then the pre-elements merged together and formed a great ball. Which dispersed in rays, each of which is a triceps, and in the center is a point. And then, through the unity of the foundations of water and fire, everything reached its perfection, in the aspect of "and it is very good."
And it is not clear: what is it about?
(Almost everything is lost in the Russian translation. But there is nothing to be done: neither Scripture nor the Mishnah, nor, moreover, even more specifically Jewish texts are translated into Russian. But in the original, believe me, everything sounded extremely kabbalistic. Especially, such ordinary words like “dot”, “ray”, etc.)
The question impressed the Kabbalist so much that he decided to start his conversation with Alter Rebbe with him. And so he did.
Altera Rebbe answered without hesitation:
-This is a recipe for kreplash (dumplings). At first there was flour. Then they made a dough (ball) from it. Then the dough was rolled out and cut into pieces (“rays”), in the center of which they placed minced meat balls (“point”), and then they formed triangular (“three-headed”) “pies”. And finally they boil them in boiling water over a fire. What makes them "very good" for eating.
The poor Kabbalist felt like a complete idiot. But the idiot is adequate enough to appreciate the benefits of the lesson learned, change the tone, change the style and change the suit. The great Hasid, as far as is known, did not come of him. But ordinary Hasid Alter Rebbe from him, a few decades later, nevertheless turned out.
Over the years, he managed to get acquainted quite closely with the one who set him up, with one of the most famous and mysterious Hasidim of Alter Rebbe, R. Shmuel Munkes, whose many pranks and jokes are attributed to his involuntary rival at the Medzhibuzh court - Herschel Ostropoler.
By the way, Alter Rebbe immediately realized who had given him the "complex Kabbalistic question." And at the first opportunity he made it clear. It was not a reprimand. But anyway. Alter Rebbe told R. Shmuel about the visit of the unfortunate Kabbalist, about the question conveyed on behalf of an unknown person interested. Strictly inquired:
-Your job?
And he did not wait for an answer.
It is said that at the end of the 18th century in Belarus, most Kabbalists were self-taught. As a rule, deprived of a circle of communication even with their own kind. And they themselves avoided those who received a systematic Kabbalistic education. Firstly, for fear of being compromised by contacts with suspected adherence to the teachings of Hasidism (yes, there were your own, Misnaged Kabbalists in Lithuania, but then in Lithuania). And secondly, fearing to lose self-esteem.
And one such Kabbalist, became so sure of his Kabbalistic powers that he stopped worrying about self-esteem. And with the desire to demonstrate their knowledge and skills to someone capable of appreciating, it has become quite difficult to fight. And then there was talk of Alter Rebbe, with whom only a very rare missionary considered it shameful to communicate.
In short, the Kabbalist decided to go to Liozno, to the court of Alter Rebbe. Show yourself, the vaunted Hasidic Gaon, see if he really is as good as they say. And if you're lucky, then to clarify for yourself some incomprehensible moments encountered in Kabbalistic writings.
Halfway he stopped at the inn. Where I talked to one of the guests. Which, here is luck, also turned out to be a Kabbalist. Upon learning that his new acquaintance was heading to Alter Rebbe with a whole list of questions on Kabbalah (and reading the contents of the list with interest), he asked to add one more from me. Explaining his request by the fact that he himself is not of the rank to meddle “between mountain peaks”, etc.
The question is this: in a certain Kabbalistic essay, something is told about something that was originally "scattered and isolated." But then the pre-elements merged together and formed a great ball. Which dispersed in rays, each of which is a triceps, and in the center is a point. And then, through the unity of the foundations of water and fire, everything reached its perfection, in the aspect of "and it is very good."
And it is not clear: what is it about?
(Almost everything is lost in the Russian translation. But there is nothing to be done: neither Scripture nor the Mishnah, nor, moreover, even more specifically Jewish texts are translated into Russian. But in the original, believe me, everything sounded extremely kabbalistic. Especially, such ordinary words like “dot”, “ray”, etc.)
The question impressed the Kabbalist so much that he decided to start his conversation with Alter Rebbe with him. And so he did.
Altera Rebbe answered without hesitation:
-This is a recipe for kreplash (dumplings). At first there was flour. Then they made a dough (ball) from it. Then the dough was rolled out and cut into pieces (“rays”), in the center of which they placed minced meat balls (“point”), and then they formed triangular (“three-headed”) “pies”. And finally they boil them in boiling water over a fire. What makes them "very good" for eating.
The poor Kabbalist felt like a complete idiot. But the idiot is adequate enough to appreciate the benefits of the lesson learned, change the tone, change the style and change the suit. The great Hasid, as far as is known, did not come of him. But ordinary Hasid Alter Rebbe from him, a few decades later, nevertheless turned out.
Over the years, he managed to get acquainted quite closely with the one who set him up, with one of the most famous and mysterious Hasidim of Alter Rebbe, R. Shmuel Munkes, whose many pranks and jokes are attributed to his involuntary rival at the Medzhibuzh court - Herschel Ostropoler.
By the way, Alter Rebbe immediately realized who had given him the "complex Kabbalistic question." And at the first opportunity he made it clear. It was not a reprimand. But anyway. Alter Rebbe told R. Shmuel about the visit of the unfortunate Kabbalist, about the question conveyed on behalf of an unknown person interested. Strictly inquired:
-Your job?
And he did not wait for an answer.
У записи 21 лайков,
1 репостов,
379 просмотров.
1 репостов,
379 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский