ДВАР МАЛХУТ
БЕСЕДА ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ ШЛИТА КОРОЛЯ МОШИАХА
15 ШВАТА 5752 (1992) Г.
1. Пятнадцатый день месяца Шват (ט"ו בשבט, 15 Швата) называется Новым годом деревьев. Первое упоминание об этом дне мы находим в Мишне: «Первого дня месяца Шват Новый год деревьев, согласно мнению школы Шамая; пятнадцатого дня согласно мнению школы Гилеля» (Трактат Рош а-Шана 1:1). В более поздних поколениях мудрецов решение было принято в пользу школы Гилеля.
У всего еврейского народа распространен обычай есть в этот день плоды различных деревьев, в особенности плоды, которыми славится земля Израиля, потому, что именно в выполнении заповедей, связанных с плодами земли Израиля, проявляется смысл праздника 15 Швата. По отношению к этим плодам существует закон: «Плоды, завязь которых была после 15 Швата, не берут в качестве десятины от плодов, завязь которых была ранее» (Комментарий Раши к трактату Рош а-Шана).
Следует объяснить значение этого дня в служении евреев. Слово «Тора» на иврите связано со словом «указание» (הוראה, ораа). Смысл этого в том, что Тора включает в себя указания человеку в его служении Всевышнему. И это верно не только по отношению к прямым заповедям Торы, но и к повествовательной ее части, а также к Устной Торе и даже к обычаям евреев. Значение 15 Швата в служении Всевышнему не ограничивается лишь датой праздника. Само название «Рош а-Шана» (ראש השנה, дословно «Голова Года») говорит, что указания в служении Всевышнему, относящиеся к этому дню, касаются всех дней года, который начинается праздником 15 Швата (вплоть до будущего Нового года деревьев, когда человек поднимется еще на более высокую ступень).
2. Понятие «дерево» связано с сынами Израиля. Намек на эту связь мы находим в словах Торы «ибо (разве) дерево полевое это человек (אדם, адам)» (Дварим 20:19). Эта фраза допускает утвердительное понимание сравнения человека с деревом. Слово «адам» в Торе, как правило, употребляется именно по отношению к евреям (см. Талмуд, трактат Йевамот 61:1), Тем более это верно по отношению к деревьям, которыми славится Земля Израиля, связь которых с землей Израиля (ארץ ישראל, Эрец Исраэль) является выражением их (деревьев) связи с народом Израиля (Исраэль) и с каждым евреем в частности.
Эта связь еще больше подчеркивается тем, что еврейский народ называется в Пророках словом «Эрец» (земля): «И будете вы землей желанной» (Малахи 3:12). В Мидраше (Берешит Раба 5:8) мудрецы так толкуют слово «Эрец»: «Почему ей дано имя земля (ארץ, эрец) за то, что она спешит и стремится (רצתה, рацта) выполнить желание (רצון, рацон) своего Творца». И это значение слова «эрец» особенно верно по отношению к евреям, «земле желанной», каждый из которых стремится выполнить все заповеди. Из этого понятно, что все качества земли Израиля изначально присутствуют в евреях.
Исходя из вышесказанного, поясним внутренний смысл семи видов плодов, которыми славится земля Израиля. Сказано в Торе: «Земля пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев; земля олив (из которых давят) масло, и меда» (Дварим 8:8). Как известно, эти семь видов плодов соответствуют семи качествам души: семи ветвям меноры, стоявшей в Храме. Она, в свою очередь, символизирует народ Израиля, разделенный на семь видов душ. Каждый из них представляет собой особый вид служения Всевышнему, но все они имеют отношение к каждому еврею.
В приведенном выше стихе из Дварим лишь пять из указанных видов, являются плодами деревьев, однако тот факт, что пшеница и ячмень упомянуты в начале стиха, говорит об их важности даже по сравнению с плодовыми деревьями. Этот факт проявляется и в очередности произнесения благословений перед употреблением этих плодов в пишу. Если объяснять данный стих Торы с точки зрения служения человека, то пшеница и ячмень также должны предшествовать плодовым деревьям.
Однако начинать объяснение следует со слова «земля», стоящее на первом месте в предложении ведь именно она является источником, из которого происходят все виды растительности.
3. «Земля»
В книге Йова (28:5) сказано: «земля, из которой происходит хлеб». Под словом «хлеб» здесь подразумеваются все виды пищи. Урожай является результатом работы и усилий, приложенных человеком. Чтобы вырастить хлеб, вначале вспахивают и засеивают землю. Мишна же, перечисляя работы, запрещенные в субботу, меняет порядок и начинает со слов «Сеющий и пашущий» (Талмуд, трактат Шабат 73:1). Талмуд объясняет такое изменение порядка (вначале «сеющий», а затем «пашущий») особенностями Земли Израиля. В отличие от всех остальных стран, земля в Эрец Исраэль твердая, и ее необходимо дополнительно вспахивать после засева.
Подобно этому, в служении человека Всевышнему начало работы подобно вспахиванию сердце человека должно быть сломленным и удрученным. Именно так написано в Теилим (51:19): «Сердце сокрушенное и удрученное, Боже, презирать Ты не будешь». Результатом этого будет «засевание и цветение» в духовной работе.
Объясняя слова пророка «И будете вы землей желанной», Баал-Шем-Тов сравнивает евреев с землей, в которой скрываются драгоценные камни. Для того, чтобы обнаружить эти камни в недрах земли, нужно потратить много сил на их поиски и добычу. Это также служит примером «пахоты» в служении человека.
4. В целом, в работу человека с землей включаются все аспекты служения души в ее опускании вниз (на землю). Эта работа души включает в себя тридцать девять запрещенных в субботу работ.
Перечисляя эти работы и говоря об их количестве, Мишна употребляет выражение «сорок, умаленное на одну» вместо «тридцать девять». Этот оборот аналогичен фразе из Теилим (8:6): «И ты умалил его (человека) немного перед ангелами (אלוקים, элоким)». Речь здесь идет о том, что каждая еврейская душа перед своим спуском на землю находилась на уровне «элоким» и, более того, называлась «доля Г-спода» (Дварим 32:2). И только в результате особого действия Всевышнего («умалил») она немного (подобно «умаленное на одну») снижается с этого уровня.
Умаление души при ее спуске на землю проявляется в том, что она должна заниматься всеми аспектами работы на «земле» «сорок, умаленное на одну». Но спуск этот совершается ради последующего подъема. Это вытекает из общего принципа, который гласит, что целью каждого спуска является подъем на более высокую ступень, чем та, с которой начался спуск.
5. Теперь можно пояснить значение семи видов плодов пшеницы, ячменя, виноградной лозы, смоковницы, гранатового дерева и (следующих за ними) олив, из которых давят масло, а также меда.
Слово «пшеница» — пища человека, которая превращается в кровь и плоть — намекает на работу, которая относится к Б-жественной душе, имеющейся у каждого еврея (адам), который в нем).
Слово «ячмень» — пища животных — намекает на работу, имеющую отношение к животной душе, которая присутствует в каждом еврее («животное», которое в нем).
Слова «виноградная лоза» намекают на необходимость радости и веселья во всем, что связано со служением, относящимся к Б-жественной (элоким) душе (пшеница), как сказано «Сок (виноградной лозы), веселящий Б-га (Элоким) и людей (анашим)» (Шофтим 9:13). Но радость необходима и на уровне «анашим», связанным с аспектом «энош», что выражает слабость и недостаток в служении служение, имеющее отношение к животной душе (ячмень).
Слово «смоковница» употребляется в книге Берешит в стихе 3:7: «И сшили листья смоковницы и сделали себе опоясания», а затем в стихе 21: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Упоминание смоковницы указывает нам на работу по исправлению одеяний человека, которая начинается после завершения работы, имевшей отношение к самому человеку. Полнота исправления одеяний наступает в тот момент когда «одежды кожаные» (עור, «ор» через букву «айн») становятся одеждами света (אור, «ор» через букву «алеф»). В работе человека это выражается в том, что свет, наполняющий каждого еврея, усиливается настолько, что становится заметным даже в одеяниях, которые наполняются светом.
Слово «гранат» указывает на служение по очищению мира, в котором и выполняются заповеди (ср. «Еврей полон заповедей как гранат» (Талмуд, трактат Хагига, 27:1). Можно добавить в объяснение этого примера, что каждое зерно в гранате отдаленно от другого, причем не каким-либо посторонним предметом, а самим гранатом.
Подобно этому, заповеди выполняются не сразу, а каждая в отдельности. Иными словами, каждая заповедь отделена от другой, и это разделение производится не посторонним предметом, а лишь указаниями Торы. Другое подобие можно увидеть в том, что те аспекты мира, в которых совершается заповедь, остаются все же отделенными от самой заповеди, и это тоже происходит по велению Торы. Из данного объяснения мы видим, что пшеница, ячмень, виноградная лоза, смоковница и гранат в работе человека располагаются по порядку от легкого, к тяжелому. Ячмень следует за пшеницей потому, что работа Божественной души (пшеница) легче, чем работа, связанная с животной душой (ячмень). Затем следует виноград, требующий добавления радости и веселья к работе с Божественной душой и с душой животной. Вслед за этим начинается работа по исправлению одеяний человека (смоковница) и, наконец, очищение тех аспектов мира, в которых выполняются заповеди (гранат).
6. И вот после всего этого в стихе еще раз употребляется слово земля (эрец): «земля олив, из которых давят масло, и меда».
Согласно приведенному выше объяснению, земля является местом, где совершается работа человека после спуска души вниз, в то состояние, о котором сказано: «и Ты умалил его (человека) немного перед ангелами (элоким)». Работа эта включает в себя вспахивание, засевание и все тридцать девять работ («сорок, умаленное на одну»). Из этого понятно, что второе упоминание земли (эрец) указывает на еще большую работу и на еще большие усилия, которые приведут к еще большему подъему. Это подобно тому, что добыча драгоценных камней требует больших усилий, чем вспахивание земли и выращивание урожая.
Можно сказать, что второе упоминание земли говорит о работе и усилиях во время изгнания. Чем больше спускаемся мы в
БЕСЕДА ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ ШЛИТА КОРОЛЯ МОШИАХА
15 ШВАТА 5752 (1992) Г.
1. Пятнадцатый день месяца Шват (ט"ו בשבט, 15 Швата) называется Новым годом деревьев. Первое упоминание об этом дне мы находим в Мишне: «Первого дня месяца Шват Новый год деревьев, согласно мнению школы Шамая; пятнадцатого дня согласно мнению школы Гилеля» (Трактат Рош а-Шана 1:1). В более поздних поколениях мудрецов решение было принято в пользу школы Гилеля.
У всего еврейского народа распространен обычай есть в этот день плоды различных деревьев, в особенности плоды, которыми славится земля Израиля, потому, что именно в выполнении заповедей, связанных с плодами земли Израиля, проявляется смысл праздника 15 Швата. По отношению к этим плодам существует закон: «Плоды, завязь которых была после 15 Швата, не берут в качестве десятины от плодов, завязь которых была ранее» (Комментарий Раши к трактату Рош а-Шана).
Следует объяснить значение этого дня в служении евреев. Слово «Тора» на иврите связано со словом «указание» (הוראה, ораа). Смысл этого в том, что Тора включает в себя указания человеку в его служении Всевышнему. И это верно не только по отношению к прямым заповедям Торы, но и к повествовательной ее части, а также к Устной Торе и даже к обычаям евреев. Значение 15 Швата в служении Всевышнему не ограничивается лишь датой праздника. Само название «Рош а-Шана» (ראש השנה, дословно «Голова Года») говорит, что указания в служении Всевышнему, относящиеся к этому дню, касаются всех дней года, который начинается праздником 15 Швата (вплоть до будущего Нового года деревьев, когда человек поднимется еще на более высокую ступень).
2. Понятие «дерево» связано с сынами Израиля. Намек на эту связь мы находим в словах Торы «ибо (разве) дерево полевое это человек (אדם, адам)» (Дварим 20:19). Эта фраза допускает утвердительное понимание сравнения человека с деревом. Слово «адам» в Торе, как правило, употребляется именно по отношению к евреям (см. Талмуд, трактат Йевамот 61:1), Тем более это верно по отношению к деревьям, которыми славится Земля Израиля, связь которых с землей Израиля (ארץ ישראל, Эрец Исраэль) является выражением их (деревьев) связи с народом Израиля (Исраэль) и с каждым евреем в частности.
Эта связь еще больше подчеркивается тем, что еврейский народ называется в Пророках словом «Эрец» (земля): «И будете вы землей желанной» (Малахи 3:12). В Мидраше (Берешит Раба 5:8) мудрецы так толкуют слово «Эрец»: «Почему ей дано имя земля (ארץ, эрец) за то, что она спешит и стремится (רצתה, рацта) выполнить желание (רצון, рацон) своего Творца». И это значение слова «эрец» особенно верно по отношению к евреям, «земле желанной», каждый из которых стремится выполнить все заповеди. Из этого понятно, что все качества земли Израиля изначально присутствуют в евреях.
Исходя из вышесказанного, поясним внутренний смысл семи видов плодов, которыми славится земля Израиля. Сказано в Торе: «Земля пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев; земля олив (из которых давят) масло, и меда» (Дварим 8:8). Как известно, эти семь видов плодов соответствуют семи качествам души: семи ветвям меноры, стоявшей в Храме. Она, в свою очередь, символизирует народ Израиля, разделенный на семь видов душ. Каждый из них представляет собой особый вид служения Всевышнему, но все они имеют отношение к каждому еврею.
В приведенном выше стихе из Дварим лишь пять из указанных видов, являются плодами деревьев, однако тот факт, что пшеница и ячмень упомянуты в начале стиха, говорит об их важности даже по сравнению с плодовыми деревьями. Этот факт проявляется и в очередности произнесения благословений перед употреблением этих плодов в пишу. Если объяснять данный стих Торы с точки зрения служения человека, то пшеница и ячмень также должны предшествовать плодовым деревьям.
Однако начинать объяснение следует со слова «земля», стоящее на первом месте в предложении ведь именно она является источником, из которого происходят все виды растительности.
3. «Земля»
В книге Йова (28:5) сказано: «земля, из которой происходит хлеб». Под словом «хлеб» здесь подразумеваются все виды пищи. Урожай является результатом работы и усилий, приложенных человеком. Чтобы вырастить хлеб, вначале вспахивают и засеивают землю. Мишна же, перечисляя работы, запрещенные в субботу, меняет порядок и начинает со слов «Сеющий и пашущий» (Талмуд, трактат Шабат 73:1). Талмуд объясняет такое изменение порядка (вначале «сеющий», а затем «пашущий») особенностями Земли Израиля. В отличие от всех остальных стран, земля в Эрец Исраэль твердая, и ее необходимо дополнительно вспахивать после засева.
Подобно этому, в служении человека Всевышнему начало работы подобно вспахиванию сердце человека должно быть сломленным и удрученным. Именно так написано в Теилим (51:19): «Сердце сокрушенное и удрученное, Боже, презирать Ты не будешь». Результатом этого будет «засевание и цветение» в духовной работе.
Объясняя слова пророка «И будете вы землей желанной», Баал-Шем-Тов сравнивает евреев с землей, в которой скрываются драгоценные камни. Для того, чтобы обнаружить эти камни в недрах земли, нужно потратить много сил на их поиски и добычу. Это также служит примером «пахоты» в служении человека.
4. В целом, в работу человека с землей включаются все аспекты служения души в ее опускании вниз (на землю). Эта работа души включает в себя тридцать девять запрещенных в субботу работ.
Перечисляя эти работы и говоря об их количестве, Мишна употребляет выражение «сорок, умаленное на одну» вместо «тридцать девять». Этот оборот аналогичен фразе из Теилим (8:6): «И ты умалил его (человека) немного перед ангелами (אלוקים, элоким)». Речь здесь идет о том, что каждая еврейская душа перед своим спуском на землю находилась на уровне «элоким» и, более того, называлась «доля Г-спода» (Дварим 32:2). И только в результате особого действия Всевышнего («умалил») она немного (подобно «умаленное на одну») снижается с этого уровня.
Умаление души при ее спуске на землю проявляется в том, что она должна заниматься всеми аспектами работы на «земле» «сорок, умаленное на одну». Но спуск этот совершается ради последующего подъема. Это вытекает из общего принципа, который гласит, что целью каждого спуска является подъем на более высокую ступень, чем та, с которой начался спуск.
5. Теперь можно пояснить значение семи видов плодов пшеницы, ячменя, виноградной лозы, смоковницы, гранатового дерева и (следующих за ними) олив, из которых давят масло, а также меда.
Слово «пшеница» — пища человека, которая превращается в кровь и плоть — намекает на работу, которая относится к Б-жественной душе, имеющейся у каждого еврея (адам), который в нем).
Слово «ячмень» — пища животных — намекает на работу, имеющую отношение к животной душе, которая присутствует в каждом еврее («животное», которое в нем).
Слова «виноградная лоза» намекают на необходимость радости и веселья во всем, что связано со служением, относящимся к Б-жественной (элоким) душе (пшеница), как сказано «Сок (виноградной лозы), веселящий Б-га (Элоким) и людей (анашим)» (Шофтим 9:13). Но радость необходима и на уровне «анашим», связанным с аспектом «энош», что выражает слабость и недостаток в служении служение, имеющее отношение к животной душе (ячмень).
Слово «смоковница» употребляется в книге Берешит в стихе 3:7: «И сшили листья смоковницы и сделали себе опоясания», а затем в стихе 21: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Упоминание смоковницы указывает нам на работу по исправлению одеяний человека, которая начинается после завершения работы, имевшей отношение к самому человеку. Полнота исправления одеяний наступает в тот момент когда «одежды кожаные» (עור, «ор» через букву «айн») становятся одеждами света (אור, «ор» через букву «алеф»). В работе человека это выражается в том, что свет, наполняющий каждого еврея, усиливается настолько, что становится заметным даже в одеяниях, которые наполняются светом.
Слово «гранат» указывает на служение по очищению мира, в котором и выполняются заповеди (ср. «Еврей полон заповедей как гранат» (Талмуд, трактат Хагига, 27:1). Можно добавить в объяснение этого примера, что каждое зерно в гранате отдаленно от другого, причем не каким-либо посторонним предметом, а самим гранатом.
Подобно этому, заповеди выполняются не сразу, а каждая в отдельности. Иными словами, каждая заповедь отделена от другой, и это разделение производится не посторонним предметом, а лишь указаниями Торы. Другое подобие можно увидеть в том, что те аспекты мира, в которых совершается заповедь, остаются все же отделенными от самой заповеди, и это тоже происходит по велению Торы. Из данного объяснения мы видим, что пшеница, ячмень, виноградная лоза, смоковница и гранат в работе человека располагаются по порядку от легкого, к тяжелому. Ячмень следует за пшеницей потому, что работа Божественной души (пшеница) легче, чем работа, связанная с животной душой (ячмень). Затем следует виноград, требующий добавления радости и веселья к работе с Божественной душой и с душой животной. Вслед за этим начинается работа по исправлению одеяний человека (смоковница) и, наконец, очищение тех аспектов мира, в которых выполняются заповеди (гранат).
6. И вот после всего этого в стихе еще раз употребляется слово земля (эрец): «земля олив, из которых давят масло, и меда».
Согласно приведенному выше объяснению, земля является местом, где совершается работа человека после спуска души вниз, в то состояние, о котором сказано: «и Ты умалил его (человека) немного перед ангелами (элоким)». Работа эта включает в себя вспахивание, засевание и все тридцать девять работ («сорок, умаленное на одну»). Из этого понятно, что второе упоминание земли (эрец) указывает на еще большую работу и на еще большие усилия, которые приведут к еще большему подъему. Это подобно тому, что добыча драгоценных камней требует больших усилий, чем вспахивание земли и выращивание урожая.
Можно сказать, что второе упоминание земли говорит о работе и усилиях во время изгнания. Чем больше спускаемся мы в
DVAR MALCHUT
THE CONVERSATION OF THE LUBAVICHI REBE MADE BY KING MOSHIAH
15 SHVATA 5752 (1992)
1. The fifteenth day of the month of Shvat (ט"ו בשבט, 15 Shvat) is called the New Year of the trees. The first mention of this day we find in the Mishnah: "The first day of the month of Shvat New Year of trees, according to the school of Shamai, the fifteenth day according to the opinion of the school of Hillel "(Treatise Rosh Hashanah 1: 1). In later generations of sages, the decision was made in favor of the Hillel school.
It is a common practice among the Jewish people to eat the fruits of various trees on this day, especially the fruits that the land of Israel is famous for, because it is in the fulfillment of the commandments associated with the fruits of the land of Israel that the meaning of the festival of Shvat 15 is manifested. In relation to these fruits, there is a law: “Fruits whose ovary was after Shevat 15 are not taken as tithing from fruits whose ovary was earlier” (Rashi's commentary on the Rosh Hashanah treatise).
The significance of this day in the ministry of the Jews should be explained. The word "Torah" in Hebrew is associated with the word "indication" (הוראה, oraa). The meaning of this is that the Torah includes instructions to man in his service to the Almighty. And this is true not only in relation to the direct commandments of the Torah, but also to its narrative part, as well as to the Oral Torah and even to the customs of the Jews. The meaning of 15 Shvat in the service of the Almighty is not limited only to the date of the holiday. The very name "Rosh Hashana" (ראש השנה, literally "Head of the Year") says that the instructions in the service of the Almighty relating to this day apply to all days of the year that begins with the festival of Shevat 15 (until the next New Year of trees, when a person will rise to a higher level).
2. The concept of "tree" is associated with the sons of Israel. We find a hint of this connection in the words of the Torah “for (unless) a field tree is a man (אדם, adam)” (Dvarim 20:19). This phrase allows an affirmative understanding of comparing a person with a tree. The word “Adam” in the Torah, as a rule, is used specifically with reference to Jews (see Talmud, Yevamot tractate 61: 1). Moreover, this is true in relation to the trees that are famous for the Land of Israel, whose connection with the land of Israel (ארץ ישראל , Eretz Yisrael) is an expression of their (trees) connection with the people of Israel (Yisrael) and with every Jew in particular.
This connection is further emphasized by the fact that the Jewish people are called in the Prophets by the word “Eretz” (earth): “And you will be the desired land” (Malachi 3:12). In Midrash (Bereshit Slave 5: 8), the sages interpret the word “Eretz”: “Why is she given the name earth (ארץ, Eretz) because she is in a hurry and strives (רצתה, rac) to fulfill the desire (רצוה, rac) of her Creator ". And this meaning of the word “Eretz” is especially true in relation to the Jews, “the land of desire”, each of whom seeks to fulfill all the commandments. From this it is clear that all the qualities of the land of Israel are originally present in the Jews.
Based on the foregoing, we explain the internal meaning of the seven types of fruits, which are famous for the land of Israel. It is said in the Torah: “The land of wheat, and barley, and vines, and fig trees, and pomegranates; the land of olives (of which crush) oil, and honey ”(Dvarim 8: 8). As you know, these seven types of fruits correspond to the seven qualities of the soul: the seven branches of the menorah that stood in the Temple. She, in turn, symbolizes the people of Israel, divided into seven types of souls. Each of them is a special kind of service to the Almighty, but all of them are related to every Jew.
In the above verse of Dvarim, only five of these species are fruits of the trees, however, the fact that wheat and barley are mentioned at the beginning of the verse speaks of their importance even in comparison with fruit trees. This fact is manifested in the sequence of pronouncing blessings before eating these fruits in writing. If we explain this Torah from the point of view of human service, then wheat and barley should also precede fruit trees.
However, the explanation should begin with the word “land”, which comes first in the sentence, because it is it that is the source from which all types of vegetation come from.
3. "Earth"
The book of Job (28: 5) says: "the land from which bread comes." The word "bread" here means all kinds of food. Harvest is the result of work and effort made by man. To grow bread, they first plow and sow the earth. The Mishnah, listing the works forbidden on Saturday, changes the order and begins with the words “Sowing and plowing” (Talmud, tractate Shabbat 73: 1). The Talmud explains this change of order (first “sowing”, and then “plowing”) the characteristics of the Land of Israel. Unlike all other countries, the land in Eretz Yisrael is solid and needs to be plowed after sowing.
Similarly, in the service of man to the Almighty, the beginning of work, like plowing a man’s heart, must be broken and dejected. That is exactly what is written in Theilim (51:19): "Heart broken and dejected, God, You will not despise." The result will be “sowing and flowering” in spiritual work.
Explaining the words of the prophet “And thou shalt be the desired land,” Baal Shem Tov compares the Jews with
THE CONVERSATION OF THE LUBAVICHI REBE MADE BY KING MOSHIAH
15 SHVATA 5752 (1992)
1. The fifteenth day of the month of Shvat (ט"ו בשבט, 15 Shvat) is called the New Year of the trees. The first mention of this day we find in the Mishnah: "The first day of the month of Shvat New Year of trees, according to the school of Shamai, the fifteenth day according to the opinion of the school of Hillel "(Treatise Rosh Hashanah 1: 1). In later generations of sages, the decision was made in favor of the Hillel school.
It is a common practice among the Jewish people to eat the fruits of various trees on this day, especially the fruits that the land of Israel is famous for, because it is in the fulfillment of the commandments associated with the fruits of the land of Israel that the meaning of the festival of Shvat 15 is manifested. In relation to these fruits, there is a law: “Fruits whose ovary was after Shevat 15 are not taken as tithing from fruits whose ovary was earlier” (Rashi's commentary on the Rosh Hashanah treatise).
The significance of this day in the ministry of the Jews should be explained. The word "Torah" in Hebrew is associated with the word "indication" (הוראה, oraa). The meaning of this is that the Torah includes instructions to man in his service to the Almighty. And this is true not only in relation to the direct commandments of the Torah, but also to its narrative part, as well as to the Oral Torah and even to the customs of the Jews. The meaning of 15 Shvat in the service of the Almighty is not limited only to the date of the holiday. The very name "Rosh Hashana" (ראש השנה, literally "Head of the Year") says that the instructions in the service of the Almighty relating to this day apply to all days of the year that begins with the festival of Shevat 15 (until the next New Year of trees, when a person will rise to a higher level).
2. The concept of "tree" is associated with the sons of Israel. We find a hint of this connection in the words of the Torah “for (unless) a field tree is a man (אדם, adam)” (Dvarim 20:19). This phrase allows an affirmative understanding of comparing a person with a tree. The word “Adam” in the Torah, as a rule, is used specifically with reference to Jews (see Talmud, Yevamot tractate 61: 1). Moreover, this is true in relation to the trees that are famous for the Land of Israel, whose connection with the land of Israel (ארץ ישראל , Eretz Yisrael) is an expression of their (trees) connection with the people of Israel (Yisrael) and with every Jew in particular.
This connection is further emphasized by the fact that the Jewish people are called in the Prophets by the word “Eretz” (earth): “And you will be the desired land” (Malachi 3:12). In Midrash (Bereshit Slave 5: 8), the sages interpret the word “Eretz”: “Why is she given the name earth (ארץ, Eretz) because she is in a hurry and strives (רצתה, rac) to fulfill the desire (רצוה, rac) of her Creator ". And this meaning of the word “Eretz” is especially true in relation to the Jews, “the land of desire”, each of whom seeks to fulfill all the commandments. From this it is clear that all the qualities of the land of Israel are originally present in the Jews.
Based on the foregoing, we explain the internal meaning of the seven types of fruits, which are famous for the land of Israel. It is said in the Torah: “The land of wheat, and barley, and vines, and fig trees, and pomegranates; the land of olives (of which crush) oil, and honey ”(Dvarim 8: 8). As you know, these seven types of fruits correspond to the seven qualities of the soul: the seven branches of the menorah that stood in the Temple. She, in turn, symbolizes the people of Israel, divided into seven types of souls. Each of them is a special kind of service to the Almighty, but all of them are related to every Jew.
In the above verse of Dvarim, only five of these species are fruits of the trees, however, the fact that wheat and barley are mentioned at the beginning of the verse speaks of their importance even in comparison with fruit trees. This fact is manifested in the sequence of pronouncing blessings before eating these fruits in writing. If we explain this Torah from the point of view of human service, then wheat and barley should also precede fruit trees.
However, the explanation should begin with the word “land”, which comes first in the sentence, because it is it that is the source from which all types of vegetation come from.
3. "Earth"
The book of Job (28: 5) says: "the land from which bread comes." The word "bread" here means all kinds of food. Harvest is the result of work and effort made by man. To grow bread, they first plow and sow the earth. The Mishnah, listing the works forbidden on Saturday, changes the order and begins with the words “Sowing and plowing” (Talmud, tractate Shabbat 73: 1). The Talmud explains this change of order (first “sowing”, and then “plowing”) the characteristics of the Land of Israel. Unlike all other countries, the land in Eretz Yisrael is solid and needs to be plowed after sowing.
Similarly, in the service of man to the Almighty, the beginning of work, like plowing a man’s heart, must be broken and dejected. That is exactly what is written in Theilim (51:19): "Heart broken and dejected, God, You will not despise." The result will be “sowing and flowering” in spiritual work.
Explaining the words of the prophet “And thou shalt be the desired land,” Baal Shem Tov compares the Jews with
У записи 4 лайков,
1 репостов,
273 просмотров.
1 репостов,
273 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский