РЕБЕЦН ХАЯ-МУШКА ШНЕЕРСОН
Представления евреев о королевской власти и аристократизме трудно понять с точки зрения современного общества. Наши представления о жизни королей и аристократов созданы и приукрашены средствами массовой информации. Мы узнаем о жизни богатых и знаменитых людей из разделов светской хроники и рекламных статей в прессе. Мы собираем фотографии принцев и принцесс, позирующих на фоне изумительных видов для родовых семейных альбомов, и затем пытаемся подражать этим блестящим образцам в нашей повседневной жизни, начиная от мод и причесок и кончая честолюбивыми личными устремлениями.
Роль короля у евреев весьма далека от того, чтобы выставлять напоказ свое богатство, что стало характерной чертой светской королевской власти. Более того, предводитель народа Израиля мог позволить себе только одно личное владение — Свиток Торы. Не являлся он и символом могущества королевской власти. Он даже не был воплощением могущества и величия своего народа, — нет, он выступал скорее как посланник и слуга Б-га, как знак Его присутствия среди еврейского народа.
Эта скромность еврейского руководителя, нежелание выставлять себя напоказ еще заметнее проявлялись в его женской половине — в королеве. В то время как еврейский народ обращал свои взоры к королю за вдохновением и в поисках духовной опоры, тот, в свою очередь, обращался за тем, же к своей жене. Королева даже в большей степени, чем ее муж, была связана с физическим миром; она не стремилась к независимости и проявлению собственной индивидуальности. О ней в стране знали меньше, чем о ком бы то ни было.
Евреи во все века считали само собой разумеющимся, что их лидеры — еврейская королевская династия в полном смысле слова — были гигантами духа. Они всегда были не просто в чем-то лучше нас — не просто более одаренными, более восприимчивыми, проницательными и способными к руководству, чем мы. Нет, их учения и их личная жизнь свидетельствовали о том, что они созданы из совершенно другого материала. чем мы. Благоговение, которое они вызывали в своем народе, объяснялось тем, что, с одной стороны, они обладали обычными человеческими качествами, но, вместе с тем, они преодолевали ограничения физического мира, которым подвластны все мы. Поэтому нам не дано воистину познать или постичь значение королевского сана в Торе, ибо мы не способны опознать то, чем мы сами не являемся.
Все это относится и к нашему поколению. Ребецн была истинной еврейской королевой; она была столь возвышенна и в такой степени отвечала еврейской идее о царственности, что оставалась для всех загадкой.
Ребецн Хая-Мушка родилась в субботу 25 Адара 5661 г. (16 марта 1901 г.) в городке Бабиновичи, неподалеку от Любавичей. По указанию ее деда, Ребе Шолом-Дов-Бера, ей было наречено имя в честь жены Ребе Цемах-Цедека.
Ребецн родилась в семье, история которой представляла собой непрерывную последовательность высокочтимых духовных лидеров. Ее дом был домом поистине выдающихся людей. Таким был и ее дедушка, Ребе РАШАБ (рабби Шолом-Дов-Бер): его величие определяло собой атмосферу домашней жизни. Степень его величия могли понять только люди, способные воспринять и оценить подобный уровень бытия. Слова, произнесенные ребецн много лет спустя, показывают, что она была как раз таким человеком: вспоминая детство, она сказала, что всегда можно было почувствовать, что за человек вошел в кабинет на аудиенцию с Ребе (ее дедом), по атмосфере, которая сразу же устанавливалась в доме.
Ее отец, Ребе РАЯЦ (рабби Йосеф-Ицхак), рано заметил в дочери эту обостренную восприимчивость. Именно поэтому он вовлекал ее во все, стороны своей деятельности по сохранению Иудаизма в годы революции и последующего коммунистического переворота в России. Именно она выполняла его поручения, связанные с подпольной сетью школ по изучению Торы; доказательством уважения и доверия Ребе был и тот факт, что именно она сопровождала его в ссылку в Кострому, — он понимал, что в этой трудной ситуации из всех его домочадцев и преданных последователей именно она окажется самым подходящим человеком. Во многих письмах к дочери Ребе размышлял о самых глубоких и сложных вопросах хасидского учения и духовного служения, поверяя ей свои самые сокровенные чувства. Она, в свою очередь, преклонялась перед отцом и как дочь, и как хасид.
Впоследствии ребецн стала таким же источником душевных сил и беззаветно преданным другом своему мужу. Именно она ездила из Парижа в нацистскую Германию, чтобы оформить официальные документы, необходимые для выезда брата Ребе из Восточной Европы, тем самым оберегая Ребе от смертельной опасности, в которой он мог бы оказаться в Германии. Именно она в течение нескольких лет в Париже ежедневно пешком проделывала многие километры в поисках пищи, которая соответствовала бы самым строгим требованиям кашрута. Именно она в первые годы их жизни в Америке ездила в Европу, чтобы ознакомиться с положением европейских евреев и сообщить о своих наблюдениях Ребе.
Ребецн посвящала свои редкостные способности и исключительный ум тому, чтобы помогать своему мужу нести свет Торы евреям, где бы они ни находились, стремясь любыми возможными средствами принести людям — близким и далеким — облегчение, физическое и духовное.
И все же, в свете традиционных еврейских представлений о королевских достоинствах, все эти самоотверженные поступки ребецн были не более чем внешними проявлениями ее внутренней сущности. Вероятно, у нас есть только одна возможность узнать эту подлинную сущность — через высказывания ее мужа, Ребе.
Тора учит, что брак мужа и жены — не новый союз двух раздельных начал, но скорее восстановление единства, воссоединение двух измерений души, разделенных при рождении. Кто же может помочь нам в наших попытках понять характер ребецн лучше, чем Ребе, ее супруг и единомышленник!
В одной из своих бесед Ребе שליט"א Король Мошиах заметил, что в месяце Шват ушли из жизни Ребе РАЯЦ и три женщины, имеющие к нему отношение: бабушка — ребецн Ривка, мать — ребецн Штерна-Сара и дочь — ребецн Хая-Мушка. Есть связь между этими тремя ребецн. В пору ухода из жизни ребецн Ривки, она попросила стакан воды и тут же чистая душа ее покинула тело. Ребецн Штерна-Сара также попросила стакан воды за мгновение до своего ухода. И так же ребецн Хая-Мушка высказала ту же просьбу ко времени, когда ей предстояло перейти в «мир, который весь – добро».
В речи, которую произнес Ребе в конце семидневного траура по ребецн, отмечая ее исключительные достоинства, он уделил особое внимание ее фамилии — Шнеерсон. Он сказал, что ребецн Хая-Мушка была «дочерью Шнеура» полноправным преемником учения и духовного наследия ее прародителя Ребе Шнеур-Залмана, основоположника хасидского движения ХАБАД. Она не только получила огромное духовное наследство по праву рождения, но, как добавил Ребе, «она олицетворяла величие своего отца»; именно ребецн Хая-Мушка стала высочайшим воплощением смысла и сути всех семи поколений руководителей хасидизма ХАБАД.
Однажды хабадские женщины послали ко дню рождения ребецн венок из цветов. К венку они приложили список имен людей, нуждавшихся в благословении. Секретарь принял венок, взял список и передал его Ребе. Когда Ребе посмотрел на конверт и увидел, что на нем значится имя ребецн, он попросил передать послание ей. На слова передавшего конверт, о том, что в конверте находится список людей, нуждающихся в благословении, Ребе сказал: «Ну, так же и она может благословить их!»
Ребецн, дочь Ребе, прекрасно понимала, как важно для любого Ребе полностью, без остатка отдавать себя своим последователям. Именно это внутреннее знание сыграло решающую роль, когда возникли разногласия по вопросу о том, кому должна принадлежать бесценная библиотека ее отца: прямым родственникам предыдущего Ребе или же всем членам движения. Ребецн четко и недвусмысленно заявила, что книги принадлежат всем хасидам, так как «Ребе принадлежит хасидам».
Ребецн ушла из мира в среду 22 Швата 5748 года (10 февраля 1988 г.) после непродолжительной болезни. В проводах, которые состоялись через несколько часов после ее кончины, участвовало свыше 15 тысяч человек. Ребецн похоронена рядом с могилой ее бабушки, ребецн Штерна-Сары.
Источник: http://www.moshiach.ru/study/people/619_11_13.html
© www.moshiach.ru
Представления евреев о королевской власти и аристократизме трудно понять с точки зрения современного общества. Наши представления о жизни королей и аристократов созданы и приукрашены средствами массовой информации. Мы узнаем о жизни богатых и знаменитых людей из разделов светской хроники и рекламных статей в прессе. Мы собираем фотографии принцев и принцесс, позирующих на фоне изумительных видов для родовых семейных альбомов, и затем пытаемся подражать этим блестящим образцам в нашей повседневной жизни, начиная от мод и причесок и кончая честолюбивыми личными устремлениями.
Роль короля у евреев весьма далека от того, чтобы выставлять напоказ свое богатство, что стало характерной чертой светской королевской власти. Более того, предводитель народа Израиля мог позволить себе только одно личное владение — Свиток Торы. Не являлся он и символом могущества королевской власти. Он даже не был воплощением могущества и величия своего народа, — нет, он выступал скорее как посланник и слуга Б-га, как знак Его присутствия среди еврейского народа.
Эта скромность еврейского руководителя, нежелание выставлять себя напоказ еще заметнее проявлялись в его женской половине — в королеве. В то время как еврейский народ обращал свои взоры к королю за вдохновением и в поисках духовной опоры, тот, в свою очередь, обращался за тем, же к своей жене. Королева даже в большей степени, чем ее муж, была связана с физическим миром; она не стремилась к независимости и проявлению собственной индивидуальности. О ней в стране знали меньше, чем о ком бы то ни было.
Евреи во все века считали само собой разумеющимся, что их лидеры — еврейская королевская династия в полном смысле слова — были гигантами духа. Они всегда были не просто в чем-то лучше нас — не просто более одаренными, более восприимчивыми, проницательными и способными к руководству, чем мы. Нет, их учения и их личная жизнь свидетельствовали о том, что они созданы из совершенно другого материала. чем мы. Благоговение, которое они вызывали в своем народе, объяснялось тем, что, с одной стороны, они обладали обычными человеческими качествами, но, вместе с тем, они преодолевали ограничения физического мира, которым подвластны все мы. Поэтому нам не дано воистину познать или постичь значение королевского сана в Торе, ибо мы не способны опознать то, чем мы сами не являемся.
Все это относится и к нашему поколению. Ребецн была истинной еврейской королевой; она была столь возвышенна и в такой степени отвечала еврейской идее о царственности, что оставалась для всех загадкой.
Ребецн Хая-Мушка родилась в субботу 25 Адара 5661 г. (16 марта 1901 г.) в городке Бабиновичи, неподалеку от Любавичей. По указанию ее деда, Ребе Шолом-Дов-Бера, ей было наречено имя в честь жены Ребе Цемах-Цедека.
Ребецн родилась в семье, история которой представляла собой непрерывную последовательность высокочтимых духовных лидеров. Ее дом был домом поистине выдающихся людей. Таким был и ее дедушка, Ребе РАШАБ (рабби Шолом-Дов-Бер): его величие определяло собой атмосферу домашней жизни. Степень его величия могли понять только люди, способные воспринять и оценить подобный уровень бытия. Слова, произнесенные ребецн много лет спустя, показывают, что она была как раз таким человеком: вспоминая детство, она сказала, что всегда можно было почувствовать, что за человек вошел в кабинет на аудиенцию с Ребе (ее дедом), по атмосфере, которая сразу же устанавливалась в доме.
Ее отец, Ребе РАЯЦ (рабби Йосеф-Ицхак), рано заметил в дочери эту обостренную восприимчивость. Именно поэтому он вовлекал ее во все, стороны своей деятельности по сохранению Иудаизма в годы революции и последующего коммунистического переворота в России. Именно она выполняла его поручения, связанные с подпольной сетью школ по изучению Торы; доказательством уважения и доверия Ребе был и тот факт, что именно она сопровождала его в ссылку в Кострому, — он понимал, что в этой трудной ситуации из всех его домочадцев и преданных последователей именно она окажется самым подходящим человеком. Во многих письмах к дочери Ребе размышлял о самых глубоких и сложных вопросах хасидского учения и духовного служения, поверяя ей свои самые сокровенные чувства. Она, в свою очередь, преклонялась перед отцом и как дочь, и как хасид.
Впоследствии ребецн стала таким же источником душевных сил и беззаветно преданным другом своему мужу. Именно она ездила из Парижа в нацистскую Германию, чтобы оформить официальные документы, необходимые для выезда брата Ребе из Восточной Европы, тем самым оберегая Ребе от смертельной опасности, в которой он мог бы оказаться в Германии. Именно она в течение нескольких лет в Париже ежедневно пешком проделывала многие километры в поисках пищи, которая соответствовала бы самым строгим требованиям кашрута. Именно она в первые годы их жизни в Америке ездила в Европу, чтобы ознакомиться с положением европейских евреев и сообщить о своих наблюдениях Ребе.
Ребецн посвящала свои редкостные способности и исключительный ум тому, чтобы помогать своему мужу нести свет Торы евреям, где бы они ни находились, стремясь любыми возможными средствами принести людям — близким и далеким — облегчение, физическое и духовное.
И все же, в свете традиционных еврейских представлений о королевских достоинствах, все эти самоотверженные поступки ребецн были не более чем внешними проявлениями ее внутренней сущности. Вероятно, у нас есть только одна возможность узнать эту подлинную сущность — через высказывания ее мужа, Ребе.
Тора учит, что брак мужа и жены — не новый союз двух раздельных начал, но скорее восстановление единства, воссоединение двух измерений души, разделенных при рождении. Кто же может помочь нам в наших попытках понять характер ребецн лучше, чем Ребе, ее супруг и единомышленник!
В одной из своих бесед Ребе שליט"א Король Мошиах заметил, что в месяце Шват ушли из жизни Ребе РАЯЦ и три женщины, имеющие к нему отношение: бабушка — ребецн Ривка, мать — ребецн Штерна-Сара и дочь — ребецн Хая-Мушка. Есть связь между этими тремя ребецн. В пору ухода из жизни ребецн Ривки, она попросила стакан воды и тут же чистая душа ее покинула тело. Ребецн Штерна-Сара также попросила стакан воды за мгновение до своего ухода. И так же ребецн Хая-Мушка высказала ту же просьбу ко времени, когда ей предстояло перейти в «мир, который весь – добро».
В речи, которую произнес Ребе в конце семидневного траура по ребецн, отмечая ее исключительные достоинства, он уделил особое внимание ее фамилии — Шнеерсон. Он сказал, что ребецн Хая-Мушка была «дочерью Шнеура» полноправным преемником учения и духовного наследия ее прародителя Ребе Шнеур-Залмана, основоположника хасидского движения ХАБАД. Она не только получила огромное духовное наследство по праву рождения, но, как добавил Ребе, «она олицетворяла величие своего отца»; именно ребецн Хая-Мушка стала высочайшим воплощением смысла и сути всех семи поколений руководителей хасидизма ХАБАД.
Однажды хабадские женщины послали ко дню рождения ребецн венок из цветов. К венку они приложили список имен людей, нуждавшихся в благословении. Секретарь принял венок, взял список и передал его Ребе. Когда Ребе посмотрел на конверт и увидел, что на нем значится имя ребецн, он попросил передать послание ей. На слова передавшего конверт, о том, что в конверте находится список людей, нуждающихся в благословении, Ребе сказал: «Ну, так же и она может благословить их!»
Ребецн, дочь Ребе, прекрасно понимала, как важно для любого Ребе полностью, без остатка отдавать себя своим последователям. Именно это внутреннее знание сыграло решающую роль, когда возникли разногласия по вопросу о том, кому должна принадлежать бесценная библиотека ее отца: прямым родственникам предыдущего Ребе или же всем членам движения. Ребецн четко и недвусмысленно заявила, что книги принадлежат всем хасидам, так как «Ребе принадлежит хасидам».
Ребецн ушла из мира в среду 22 Швата 5748 года (10 февраля 1988 г.) после непродолжительной болезни. В проводах, которые состоялись через несколько часов после ее кончины, участвовало свыше 15 тысяч человек. Ребецн похоронена рядом с могилой ее бабушки, ребецн Штерна-Сары.
Источник: http://www.moshiach.ru/study/people/619_11_13.html
© www.moshiach.ru
REBETSN HAYA-MUSHKA SHNEERSON
Jewish ideas about royal power and aristocracy are difficult to understand from the point of view of modern society. Our ideas about the life of kings and aristocrats are created and embellished by the media. We learn about the life of rich and famous people from sections of socialitechronicles and advertising articles in the press. We collect photographs of princes and princesses posing against the backdrop of amazing views for family family albums, and then try to imitate these brilliant patterns in our daily lives, from fashion and hairstyles to ambitious personal aspirations.
The role of the king among the Jews is very far from flaunting their wealth, which has become a characteristic feature of secular royal power. Moreover, the leader of the people of Israel could afford only one personal possession - the Torah Scroll. He was not a symbol of the power of royal power. He was not even the embodiment of the power and greatness of his people - no, he acted more as a messenger and servant of Gd, as a sign of His presence among the Jewish people.
This modesty of the Jewish leader, unwillingness to flaunt himself even more noticeably manifested in his female half - in the queen. While the Jewish people turned their eyes to the king for inspiration and in search of spiritual support, he, in turn, turned to the same for his wife. The queen, even more than her husband, was connected with the physical world; she did not strive for independence and the manifestation of her own personality. Less was known about her in the country than about anyone.
For centuries, Jews have taken for granted that their leaders - the Jewish royal dynasty in the full sense of the word - were giants of the spirit. They have always been more than just something better than us — not just more gifted, more receptive, insightful, and capable of leadership than we are. No, their teachings and their personal lives testified to the fact that they were created from completely different material. than we are. The reverence that they evoked among their people was explained by the fact that, on the one hand, they possessed ordinary human qualities, but at the same time, they overcame the limitations of the physical world that we all are subject to. Therefore, it is not possible for us to truly know or comprehend the meaning of kingship in the Torah, for we are not able to recognize what we ourselves are not.
All this applies to our generation. Rebetsn was a true Jewish queen; she was so exalted and so in line with the Jewish idea of regality that she remained a mystery to all.
Rebetsn Haya-Mushka was born on Saturday 25th Adar 5661 (March 16, 1901) in the town of Babinovichi, near the Lubavitcher. At the direction of her grandfather, Rebbe Sholom-Dov-Bera, she was named after the wife of Rebbe Tzemah-Tsedek.
Rebetsn was born into a family whose history was a continuous sequence of highly respected spiritual leaders. Her house was the home of truly outstanding people. So was her grandfather, Rebbe RASHAB (Rabbi Sholom-Dov-Ber): his greatness determined the atmosphere of home life. The degree of his greatness could only be understood by people who were able to perceive and appreciate a similar level of being. The words spoken by the rebetsn many years later show that she was just such a person: recalling her childhood, she said that you could always feel that the person had entered the office for an audience with the Rebbe (her grandfather), in an atmosphere that immediately It was installed in the house.
Her father, Rebbe RAJAC (Rabbi Yosef Yitzchak), early noticed this heightened susceptibility in his daughter. That is why he involved her in all aspects of his activity in preserving Judaism during the years of the revolution and the subsequent communist coup in Russia. It was she who carried out his instructions related to the underground network of Torah schools; evidence of respect and trust of the Rebbe was the fact that it was she who accompanied him to exile in Kostroma - he understood that in this difficult situation of all his family members and devoted followers, she would be the most suitable person. In many letters to his daughter, the Rebbe reflected on the deepest and most complex issues of Hasidic teaching and spiritual service, believing her his innermost feelings. She, in turn, worshiped her father both as a daughter and as a Hasid.
Subsequently, the rebetsn became the same source of mental strength and selflessly loyal friend to her husband. It was she who traveled from Paris to Nazi Germany to draw up the official documents necessary for the departure of the Rebbe's brother from Eastern Europe, thereby protecting the Rebbe from the mortal danger in which he could be in Germany. It was she who, for several years in Paris, walked many kilometers daily on foot in search of food that would meet the most stringent kashrut requirements. It was she who, in the first years of their life in America, traveled to Europe to get acquainted with the situation of European Jews and report on her observations to the Rebbe.
Rebetsn dedicated her rare abilities and exceptional mind to
Jewish ideas about royal power and aristocracy are difficult to understand from the point of view of modern society. Our ideas about the life of kings and aristocrats are created and embellished by the media. We learn about the life of rich and famous people from sections of socialitechronicles and advertising articles in the press. We collect photographs of princes and princesses posing against the backdrop of amazing views for family family albums, and then try to imitate these brilliant patterns in our daily lives, from fashion and hairstyles to ambitious personal aspirations.
The role of the king among the Jews is very far from flaunting their wealth, which has become a characteristic feature of secular royal power. Moreover, the leader of the people of Israel could afford only one personal possession - the Torah Scroll. He was not a symbol of the power of royal power. He was not even the embodiment of the power and greatness of his people - no, he acted more as a messenger and servant of Gd, as a sign of His presence among the Jewish people.
This modesty of the Jewish leader, unwillingness to flaunt himself even more noticeably manifested in his female half - in the queen. While the Jewish people turned their eyes to the king for inspiration and in search of spiritual support, he, in turn, turned to the same for his wife. The queen, even more than her husband, was connected with the physical world; she did not strive for independence and the manifestation of her own personality. Less was known about her in the country than about anyone.
For centuries, Jews have taken for granted that their leaders - the Jewish royal dynasty in the full sense of the word - were giants of the spirit. They have always been more than just something better than us — not just more gifted, more receptive, insightful, and capable of leadership than we are. No, their teachings and their personal lives testified to the fact that they were created from completely different material. than we are. The reverence that they evoked among their people was explained by the fact that, on the one hand, they possessed ordinary human qualities, but at the same time, they overcame the limitations of the physical world that we all are subject to. Therefore, it is not possible for us to truly know or comprehend the meaning of kingship in the Torah, for we are not able to recognize what we ourselves are not.
All this applies to our generation. Rebetsn was a true Jewish queen; she was so exalted and so in line with the Jewish idea of regality that she remained a mystery to all.
Rebetsn Haya-Mushka was born on Saturday 25th Adar 5661 (March 16, 1901) in the town of Babinovichi, near the Lubavitcher. At the direction of her grandfather, Rebbe Sholom-Dov-Bera, she was named after the wife of Rebbe Tzemah-Tsedek.
Rebetsn was born into a family whose history was a continuous sequence of highly respected spiritual leaders. Her house was the home of truly outstanding people. So was her grandfather, Rebbe RASHAB (Rabbi Sholom-Dov-Ber): his greatness determined the atmosphere of home life. The degree of his greatness could only be understood by people who were able to perceive and appreciate a similar level of being. The words spoken by the rebetsn many years later show that she was just such a person: recalling her childhood, she said that you could always feel that the person had entered the office for an audience with the Rebbe (her grandfather), in an atmosphere that immediately It was installed in the house.
Her father, Rebbe RAJAC (Rabbi Yosef Yitzchak), early noticed this heightened susceptibility in his daughter. That is why he involved her in all aspects of his activity in preserving Judaism during the years of the revolution and the subsequent communist coup in Russia. It was she who carried out his instructions related to the underground network of Torah schools; evidence of respect and trust of the Rebbe was the fact that it was she who accompanied him to exile in Kostroma - he understood that in this difficult situation of all his family members and devoted followers, she would be the most suitable person. In many letters to his daughter, the Rebbe reflected on the deepest and most complex issues of Hasidic teaching and spiritual service, believing her his innermost feelings. She, in turn, worshiped her father both as a daughter and as a Hasid.
Subsequently, the rebetsn became the same source of mental strength and selflessly loyal friend to her husband. It was she who traveled from Paris to Nazi Germany to draw up the official documents necessary for the departure of the Rebbe's brother from Eastern Europe, thereby protecting the Rebbe from the mortal danger in which he could be in Germany. It was she who, for several years in Paris, walked many kilometers daily on foot in search of food that would meet the most stringent kashrut requirements. It was she who, in the first years of their life in America, traveled to Europe to get acquainted with the situation of European Jews and report on her observations to the Rebbe.
Rebetsn dedicated her rare abilities and exceptional mind to
У записи 13 лайков,
1 репостов,
373 просмотров.
1 репостов,
373 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский