Айом йом 7 нисана
Книга средних
Глава тридцать девятая
Вступление:
В прошлой главе Алтер Ребе объяснил, почему мудрецы сравнивают ФИЗИЧЕСКОЕ исполнение заповеди с "телом", а МЫСЛЕННОЕ намерение во время исполнения заповеди – с "душой". Также он объяснил, что есть два уровня в мысленном намерении во время исполнения заповеди, которые соответствуют двум уровням души в живых существах: душа, которая в животном, и душа, которая в человеке. Бывает, что мысль и желание в заповеди – стремиться быть слитым воедино с Б-гом, посредством выполнения этой заповеди – возникли в человеке вследствие глубокого размышления о величии Творца, которое вызвало в нем любовь, явно горящую в его сердце, и желание соединиться с Всевышним Торой и заповедями. Тогда это мысленное намерение и это желание - они, как, например, душа человека, "способного говорить", обладающего разумом и умением избирать. Если же его разум недостаточно вдумчивый и не способен размышлением разбудить в себе такую любовь и такое желание, тогда его желание и мысленное намерение (т.е. душа его заповедей) приходят от пробуждения скрытой любви, т.н. ахава мустерет, которая изначально есть в нем. Это та самая природная сокрытая любовь, которая унаследована от праотцев и имеется у буквально каждого еврея. В таком случае, эта мысль и это желание - они, например, как душа у животного, все эмоциональные характеристики, которого - любовь и трепет - не порождены в нем разумом и пониманием, но являются для него естественными, заложенными при рождении.
Глава, к изучению которой мы сейчас приступаем, объяснит нам, что благодаря этой причине даже ангелы, любовь и трепет к Б-гу которых не являются порождением разума, но естественны для них, называются зверями и животными.
וּמִפְּנֵי זֶה גַּם כֵּן נִקְרָאִים הַמַּלְאָכִים בְּשֵׁם חַיּוֹת וּבְהֵמוֹת, כְּדִכְתִיב: "וּפְנֵי אַרְיֵה אֶל הַיָּמִין וְגוֹ' וּפְנֵי שׁוֹר מֵהַשְּׂמֹאל" וְגוֹ',
И потому ангелы называются также хайот [животные] и бегемот [скот], как сказано: "а морда льва направо... а морда быка слева и т. д.",
Так передал пророк Йехезкель свое видение высших сфер (Йехезкель, 10). Речь идет о льве и тельце из Б-жественной колесницы, "меркава", видения пророка Йехезкеля. Так пророк называет ангелов, а ведь это имена зверей и животных!
לְפִי שֶׁאֵינָם בַּעֲלֵי בְּחִירָה,
ибо они не обладают свободной волей
Ангелы, которых также называют "хайот а-кодеш", буквально - "святые звери", не способны выбирать между добром и злом, как человек.
וְיִרְאָתָם וְאַהֲבָתָם הִיא טִבְעִית לָהֶם,
и страх их и любовь - их естество,
Страх и любовь к Б-гу заложены в них изначально, и они не должны пробуждать их в себе умственными размышлениями о величии Творца.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּ"רַעְיָא מְהֵימָנָא" פָּרָשַׁת פִּינְחָס.
как о том сказано в "Реая меэмна", глава "Пинхас".
Поскольку страх и любовь это их природное качество, они сравниваются с естественными инстинктами животных.
וְלָכֵן מַעֲלַת הַצַּדִּיקִים גְּדוֹלָה מֵהֶם,
И потому праведники выше их,
[Примечание Любавичского Ребе:
На первый взгляд непонятно, почему Алтер Ребе вдруг останавливается на теме духовного служения ангелов? Ведь это совершенно не та тема, которую освещает Тания, "Книга средних"! Тания призвана указать духовное служение народу Израиля, которое под стать абсолютно каждому еврею. Значит, назначение этого отступления показать особое значение исполнения Торы и заповедей, исходящих из любви и трепета к Творцу, пробужденных разумом. Ведь такого уровня нет даже у ангелов и "хайот а-кодеш". Такой вывод напрашивается на поверхностном уровне. Но на самом деле можно взглянуть на это еще глубже. Алтер Ребе учит нас тут еще одному правилу. Он подчеркивает величие также ТЕХ, кто служит Всевышнему, исходя из ПРИРОДНЫХ любви и страха, "ахава месутерет". А эта тема уже непосредственно касается содержания "книги СРЕДНИХ", вся идея которой в том, чтобы объяснить, каким образом соблюдение Торы и заповедей "среднего", т.е. каждого еврея, может быть проникнуто глубоким чувством любви и трепета к Всевышнему, как об этом сказано: "БЛИЗКО к тебе слово это... в СЕРДЦЕ твоем делать это". Алтер Ребе учит нас в этом отступлении, чтобы человек не подумал, будто его трепет и любовь врожденные не имеют такой силы, как любовь и трепет, возникшие после глубокого размышления, и, как следствие, его реальное исполнение заповедей, опирающееся на эту "инстинктивную" любовь, также не имеет должной мощи. Поэтому Алтер Ребе подчеркивает тут, что такое духовное служение, которое опирается на природную любовь и трепет, присуще самым высшим существам: ангелам и "святым животным" из Б-жественное колесницы пророка Йехезкеля. Тем не менее, несмотря на высокое значение такой духовной работы, нужно знать, что она все же является работой эмоций, но не разума. Итак, ясно, что когда в Торе сказано об исполнении заповедей на уровне любви к Б-гу в сердце, что это "близко" и легко доступно для каждого, то имеется в виду не только факт НАЛИЧИЯ в каждом еврее природной (скрытой) любви и трепета к Б-гу, но также "близко" для каждого еврея, чтобы эта любовь обладала в нем надлежащей СИЛОЙ. Потому что та природная любовь, которой обладают евреи с рождения, соответствует любви и трепету высших ангелов Б-жественной колесницы, а значит, исполнение ими Торы и заповедей может достигать должного совершенства, наполняясь внутренним чувством и огнем любви и трепета к Всевышнему].
כִּי מְדוֹר נִשְׁמוֹת הַצַּדִּיקִים הוּא בְּעוֹלָם הַבְּרִיאָה, וּמְדוֹר הַמַּלְאָכִים בְּעוֹלָם הַיְּצִירָה.
ибо место, предназначенное для душ праведников, - в мире Бриа, а для ангелов - в мире Йецира*.
Мир Бриа выше, чем мир Йецира, как будет объяснено далее, что любовь и трепет, исходящие из разума, относятся к миру Бриа, который является миром интеллектуального размышления и постижения, в отличие от природных любви и страха, которые относятся к миру Йецира, миру эмоциональных характеристик.
Здесь подчеркивается, что служение через интеллектуальные страх и любовь выше служения ангелов. Но из этого видно также достоинство служащих естественными страхом и любовью, то есть средних. Понятно, что не только в каждом заложены страх и любовь, но каждому "близко и легко сделать так, чтобы страх и любовь в ощущении и в действии были в полной силе".
В следующем примечании Алтер Ребе объясняет слова "ангелы в мире Йецира", что речь идет о просто ангелах. Однако есть ангелы, место которых в мире Бриа, поскольку форма их служения основана на трепете и любви, исходящих из глубокого осознания величия Творца.
הגה"ה
Примечание.
(וְהַיְנוּ בִּסְתָם מַלְאָכִים, אֲבָל יֵשׁ מַלְאָכִים עֶלְיוֹנִים בְּעוֹלָם הִבְרִיאָה שֶׁעֲבוֹדָתָם בִּדְחִילוּ וּרְחִימוּ שִׂכְלִיִּים כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּ"רַעְיָא מְהֵימָנָא" שָׁם, שֶׁיֵּשׁ שְׁנֵי מִינֵי חַיּוֹת הַקֹּדֶשׁ: טִבְעִיִּים וְשִׂכְלִיִּים וּכְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים):
И это обычные ангелы. Но есть высшие ангелы, которые в мире Бриа, и их служение - через интеллектуальные страх и любовь, как сказано в "Раая Meэмнa", там же, что есть два вида святых хайот - естественные и интеллектуальные, и как о том говорится в книге "Эц хаим".
Естественные хайот (ангелы) служат Всевышнему из природной любви.
Интеллектуальные – из порожденной разумом.
До сих пор мы учили, что место душ праведников, служение которых в любви и трепете интеллектуальных, в мире Бриа; а место ангелов, любовь и трепет которых естественные, в мире Йецира.
Ниже будет объяснено, какое отношение имеют любовь и трепет интеллектуальные к миру Бриа, а также любовь и трепет естественные к миру Йецира:
וְהַהֶבְדֵּל שֶׁבֵּינֵיהֶם הוּא,
Это различие между ними связано с тем,
Между миром Бриа и мирои Йецира
כִּי בְּעוֹלָם הַיְּצִירָה מְאִירוֹת שָׁם מִדּוֹתָיו שֶׁל אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא לְבַדָּן,
что в мире Йецира светят только мидот, эмоциональные атрибуты Эйн Софа, благословен Он,
И нет там верхних интеллектуальных категорий Хохма-Бина-Даат Его бесконечного света,
שֶׁהֵן אַהֲבָתוֹ וּפַחֲדוֹ וְיִרְאָתוֹ כוּ',
и это - Его любовь, и Его трепет, и Его страх и т. п.
Любовь, трепет и страх – это категории Хесед и Гвура (Добро и Строгость). Также там сияют остальные эмоциональные категории Его бесконечного света.
וּכְּמֹו שֶׁכָּתוּב [בְּתִקּוּנִים וְעֵץ חַיִּים] דְּשִׁית סְפִירִין מְקַנְּנִין בִּיצִירָה.
И как сказано (в "Тикуней Зоар" и в "Эц хаим"), что шесть сфирот гнездятся в мире Йецира,
Шесть сфирот от Хесед до Йесод сияют в мире Йецира. Действительно, четыре парцуфа (буквально "лик", каббалистический термин, обозначающий определенную совокупность сфирот – прим. пер. М. Гоцель), т.е. десять сфирот, как они подразделяются на четыре общие группы высшего мира Ацилут, сияют в четырех мирах: а) Хохма – в мире Ацилут, б) Бина – в мире Бриа, в) Зеир Анпин (букв. "Малое лико"), эмоциональные сфирот в мире Йецира, г) Малхут – в мире Асия. Там каждый из них являет собой Б-жественный свет этого мира.
В мире Ацилут светит сфира Хохма, и поэтому максимальное самоаннулирование перед Творцом достигается в мире Ацилут, поскольку там совершенно очевидно, на уровне чувств, что Всевышний – есть только Он один и ничего помимо Него. Это ощущение приходит от сфиры Хохма (Мудрость), как мы учили в примечании в тридцать пятой главе.
В мире Бриа, носящем также название "мир трона", светит сфира Бина и поэтому – это мир интеллектуального постижения ("асага"). Души и ангелы ЭТОГО мира обладают великим постижением.
В мире Йецира светят шесть эмоциональных сфирот мира Ацилут, называемые вместе "зеир анпин", и поэтому духовное служение творений мира Йецира – это работа эмоций.
В мире Асия светит сфира Малхут (Королевское владычество), и поэтому духовное служение там основано на принятии на себя ига Небесного Владыки.
- Таким образом, в мире Йецира светят мидот, эмоциональные сфирот Бесконечного Б-жественного света.
וְלָכֵן, זֹאת הִיא עֲבוֹדַת הַמַּלְאָכִים תָּמִיד, יוֹמָם וָלַיְלָה לֹא יִשְׁקֹטוּ, לַעֲמֹד בְּיִרְאָה וָפַחַד וְכוּ',
и посему таково постоянное служение ангелов, днем и ночью они не перестают находиться в состоянии страха и трепета и т. п. [п
Книга средних
Глава тридцать девятая
Вступление:
В прошлой главе Алтер Ребе объяснил, почему мудрецы сравнивают ФИЗИЧЕСКОЕ исполнение заповеди с "телом", а МЫСЛЕННОЕ намерение во время исполнения заповеди – с "душой". Также он объяснил, что есть два уровня в мысленном намерении во время исполнения заповеди, которые соответствуют двум уровням души в живых существах: душа, которая в животном, и душа, которая в человеке. Бывает, что мысль и желание в заповеди – стремиться быть слитым воедино с Б-гом, посредством выполнения этой заповеди – возникли в человеке вследствие глубокого размышления о величии Творца, которое вызвало в нем любовь, явно горящую в его сердце, и желание соединиться с Всевышним Торой и заповедями. Тогда это мысленное намерение и это желание - они, как, например, душа человека, "способного говорить", обладающего разумом и умением избирать. Если же его разум недостаточно вдумчивый и не способен размышлением разбудить в себе такую любовь и такое желание, тогда его желание и мысленное намерение (т.е. душа его заповедей) приходят от пробуждения скрытой любви, т.н. ахава мустерет, которая изначально есть в нем. Это та самая природная сокрытая любовь, которая унаследована от праотцев и имеется у буквально каждого еврея. В таком случае, эта мысль и это желание - они, например, как душа у животного, все эмоциональные характеристики, которого - любовь и трепет - не порождены в нем разумом и пониманием, но являются для него естественными, заложенными при рождении.
Глава, к изучению которой мы сейчас приступаем, объяснит нам, что благодаря этой причине даже ангелы, любовь и трепет к Б-гу которых не являются порождением разума, но естественны для них, называются зверями и животными.
וּמִפְּנֵי זֶה גַּם כֵּן נִקְרָאִים הַמַּלְאָכִים בְּשֵׁם חַיּוֹת וּבְהֵמוֹת, כְּדִכְתִיב: "וּפְנֵי אַרְיֵה אֶל הַיָּמִין וְגוֹ' וּפְנֵי שׁוֹר מֵהַשְּׂמֹאל" וְגוֹ',
И потому ангелы называются также хайот [животные] и бегемот [скот], как сказано: "а морда льва направо... а морда быка слева и т. д.",
Так передал пророк Йехезкель свое видение высших сфер (Йехезкель, 10). Речь идет о льве и тельце из Б-жественной колесницы, "меркава", видения пророка Йехезкеля. Так пророк называет ангелов, а ведь это имена зверей и животных!
לְפִי שֶׁאֵינָם בַּעֲלֵי בְּחִירָה,
ибо они не обладают свободной волей
Ангелы, которых также называют "хайот а-кодеш", буквально - "святые звери", не способны выбирать между добром и злом, как человек.
וְיִרְאָתָם וְאַהֲבָתָם הִיא טִבְעִית לָהֶם,
и страх их и любовь - их естество,
Страх и любовь к Б-гу заложены в них изначально, и они не должны пробуждать их в себе умственными размышлениями о величии Творца.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּ"רַעְיָא מְהֵימָנָא" פָּרָשַׁת פִּינְחָס.
как о том сказано в "Реая меэмна", глава "Пинхас".
Поскольку страх и любовь это их природное качество, они сравниваются с естественными инстинктами животных.
וְלָכֵן מַעֲלַת הַצַּדִּיקִים גְּדוֹלָה מֵהֶם,
И потому праведники выше их,
[Примечание Любавичского Ребе:
На первый взгляд непонятно, почему Алтер Ребе вдруг останавливается на теме духовного служения ангелов? Ведь это совершенно не та тема, которую освещает Тания, "Книга средних"! Тания призвана указать духовное служение народу Израиля, которое под стать абсолютно каждому еврею. Значит, назначение этого отступления показать особое значение исполнения Торы и заповедей, исходящих из любви и трепета к Творцу, пробужденных разумом. Ведь такого уровня нет даже у ангелов и "хайот а-кодеш". Такой вывод напрашивается на поверхностном уровне. Но на самом деле можно взглянуть на это еще глубже. Алтер Ребе учит нас тут еще одному правилу. Он подчеркивает величие также ТЕХ, кто служит Всевышнему, исходя из ПРИРОДНЫХ любви и страха, "ахава месутерет". А эта тема уже непосредственно касается содержания "книги СРЕДНИХ", вся идея которой в том, чтобы объяснить, каким образом соблюдение Торы и заповедей "среднего", т.е. каждого еврея, может быть проникнуто глубоким чувством любви и трепета к Всевышнему, как об этом сказано: "БЛИЗКО к тебе слово это... в СЕРДЦЕ твоем делать это". Алтер Ребе учит нас в этом отступлении, чтобы человек не подумал, будто его трепет и любовь врожденные не имеют такой силы, как любовь и трепет, возникшие после глубокого размышления, и, как следствие, его реальное исполнение заповедей, опирающееся на эту "инстинктивную" любовь, также не имеет должной мощи. Поэтому Алтер Ребе подчеркивает тут, что такое духовное служение, которое опирается на природную любовь и трепет, присуще самым высшим существам: ангелам и "святым животным" из Б-жественное колесницы пророка Йехезкеля. Тем не менее, несмотря на высокое значение такой духовной работы, нужно знать, что она все же является работой эмоций, но не разума. Итак, ясно, что когда в Торе сказано об исполнении заповедей на уровне любви к Б-гу в сердце, что это "близко" и легко доступно для каждого, то имеется в виду не только факт НАЛИЧИЯ в каждом еврее природной (скрытой) любви и трепета к Б-гу, но также "близко" для каждого еврея, чтобы эта любовь обладала в нем надлежащей СИЛОЙ. Потому что та природная любовь, которой обладают евреи с рождения, соответствует любви и трепету высших ангелов Б-жественной колесницы, а значит, исполнение ими Торы и заповедей может достигать должного совершенства, наполняясь внутренним чувством и огнем любви и трепета к Всевышнему].
כִּי מְדוֹר נִשְׁמוֹת הַצַּדִּיקִים הוּא בְּעוֹלָם הַבְּרִיאָה, וּמְדוֹר הַמַּלְאָכִים בְּעוֹלָם הַיְּצִירָה.
ибо место, предназначенное для душ праведников, - в мире Бриа, а для ангелов - в мире Йецира*.
Мир Бриа выше, чем мир Йецира, как будет объяснено далее, что любовь и трепет, исходящие из разума, относятся к миру Бриа, который является миром интеллектуального размышления и постижения, в отличие от природных любви и страха, которые относятся к миру Йецира, миру эмоциональных характеристик.
Здесь подчеркивается, что служение через интеллектуальные страх и любовь выше служения ангелов. Но из этого видно также достоинство служащих естественными страхом и любовью, то есть средних. Понятно, что не только в каждом заложены страх и любовь, но каждому "близко и легко сделать так, чтобы страх и любовь в ощущении и в действии были в полной силе".
В следующем примечании Алтер Ребе объясняет слова "ангелы в мире Йецира", что речь идет о просто ангелах. Однако есть ангелы, место которых в мире Бриа, поскольку форма их служения основана на трепете и любви, исходящих из глубокого осознания величия Творца.
הגה"ה
Примечание.
(וְהַיְנוּ בִּסְתָם מַלְאָכִים, אֲבָל יֵשׁ מַלְאָכִים עֶלְיוֹנִים בְּעוֹלָם הִבְרִיאָה שֶׁעֲבוֹדָתָם בִּדְחִילוּ וּרְחִימוּ שִׂכְלִיִּים כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּ"רַעְיָא מְהֵימָנָא" שָׁם, שֶׁיֵּשׁ שְׁנֵי מִינֵי חַיּוֹת הַקֹּדֶשׁ: טִבְעִיִּים וְשִׂכְלִיִּים וּכְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים):
И это обычные ангелы. Но есть высшие ангелы, которые в мире Бриа, и их служение - через интеллектуальные страх и любовь, как сказано в "Раая Meэмнa", там же, что есть два вида святых хайот - естественные и интеллектуальные, и как о том говорится в книге "Эц хаим".
Естественные хайот (ангелы) служат Всевышнему из природной любви.
Интеллектуальные – из порожденной разумом.
До сих пор мы учили, что место душ праведников, служение которых в любви и трепете интеллектуальных, в мире Бриа; а место ангелов, любовь и трепет которых естественные, в мире Йецира.
Ниже будет объяснено, какое отношение имеют любовь и трепет интеллектуальные к миру Бриа, а также любовь и трепет естественные к миру Йецира:
וְהַהֶבְדֵּל שֶׁבֵּינֵיהֶם הוּא,
Это различие между ними связано с тем,
Между миром Бриа и мирои Йецира
כִּי בְּעוֹלָם הַיְּצִירָה מְאִירוֹת שָׁם מִדּוֹתָיו שֶׁל אֵין־סֹוף בָּרוּךְ הוּא לְבַדָּן,
что в мире Йецира светят только мидот, эмоциональные атрибуты Эйн Софа, благословен Он,
И нет там верхних интеллектуальных категорий Хохма-Бина-Даат Его бесконечного света,
שֶׁהֵן אַהֲבָתוֹ וּפַחֲדוֹ וְיִרְאָתוֹ כוּ',
и это - Его любовь, и Его трепет, и Его страх и т. п.
Любовь, трепет и страх – это категории Хесед и Гвура (Добро и Строгость). Также там сияют остальные эмоциональные категории Его бесконечного света.
וּכְּמֹו שֶׁכָּתוּב [בְּתִקּוּנִים וְעֵץ חַיִּים] דְּשִׁית סְפִירִין מְקַנְּנִין בִּיצִירָה.
И как сказано (в "Тикуней Зоар" и в "Эц хаим"), что шесть сфирот гнездятся в мире Йецира,
Шесть сфирот от Хесед до Йесод сияют в мире Йецира. Действительно, четыре парцуфа (буквально "лик", каббалистический термин, обозначающий определенную совокупность сфирот – прим. пер. М. Гоцель), т.е. десять сфирот, как они подразделяются на четыре общие группы высшего мира Ацилут, сияют в четырех мирах: а) Хохма – в мире Ацилут, б) Бина – в мире Бриа, в) Зеир Анпин (букв. "Малое лико"), эмоциональные сфирот в мире Йецира, г) Малхут – в мире Асия. Там каждый из них являет собой Б-жественный свет этого мира.
В мире Ацилут светит сфира Хохма, и поэтому максимальное самоаннулирование перед Творцом достигается в мире Ацилут, поскольку там совершенно очевидно, на уровне чувств, что Всевышний – есть только Он один и ничего помимо Него. Это ощущение приходит от сфиры Хохма (Мудрость), как мы учили в примечании в тридцать пятой главе.
В мире Бриа, носящем также название "мир трона", светит сфира Бина и поэтому – это мир интеллектуального постижения ("асага"). Души и ангелы ЭТОГО мира обладают великим постижением.
В мире Йецира светят шесть эмоциональных сфирот мира Ацилут, называемые вместе "зеир анпин", и поэтому духовное служение творений мира Йецира – это работа эмоций.
В мире Асия светит сфира Малхут (Королевское владычество), и поэтому духовное служение там основано на принятии на себя ига Небесного Владыки.
- Таким образом, в мире Йецира светят мидот, эмоциональные сфирот Бесконечного Б-жественного света.
וְלָכֵן, זֹאת הִיא עֲבוֹדַת הַמַּלְאָכִים תָּמִיד, יוֹמָם וָלַיְלָה לֹא יִשְׁקֹטוּ, לַעֲמֹד בְּיִרְאָה וָפַחַד וְכוּ',
и посему таково постоянное служение ангелов, днем и ночью они не перестают находиться в состоянии страха и трепета и т. п. [п
Ayom yom 7 nisan
Book of secondary
Chapter thirty nine
Introduction:
In the last chapter, Alter Rebbe explained why sages compare the PHYSICAL fulfillment of the commandment with the “body” and the MENTAL intention during the fulfillment of the commandment with the “soul”. He also explained that there are two levels in the mental intention during the fulfillment of the commandment, which correspond to two levels of the soul in living beings: the soul that is in the animal, and the soul that is in man. It happens that the thought and desire in the commandment - to strive to be merged with God through the fulfillment of this commandment - arose in a person as a result of deep reflection on the greatness of the Creator, which caused him to love, clearly burning in his heart, and the desire to unite with God Torah and commandments. Then this is a mental intention and this desire — they, like, for example, the soul of a person who is “able to speak,” who has reason and the ability to choose. If his mind is not thoughtful enough and is not capable of waking up such love and such a desire in himself, then his desire and mental intention (i.e. the soul of his commandments) come from the awakening of hidden love, the so-called the ahava muster, which is originally in it. This is the very natural hidden love that is inherited from the forefathers and is present in literally every Jew. In this case, this thought and this desire - they, for example, like the soul of an animal, all the emotional characteristics of which - love and awe - are not generated in it by reason and understanding, but are natural for it, incorporated at birth.
The chapter that we are starting to study will explain to us that because of this reason, even angels, whose love and awe of Gd are not the product of reason, but natural for them, are called beasts and animals.
וּמִפְּנֵי זֶה גַּם כֵּן נִקְרָאִים הַמַּלְאָכִים בְּשֵׁם חַיּוֹת וּבְהֵמוֹת, כְּדִכְתִיב: "וּפְנֵי אַרְיֵה אֶל הַיָּמִין וְגוֹ 'וֹישׁוַשְּׂ וּפְנֵיַשְּׂווּפְנֵ"
And therefore, the angels are also called hayot [animals] and hippopotamus [cattle], as they say: "and the face of the lion to the right ... and the face of the bull to the left, etc.",
So the prophet Yehezkel conveyed his vision of the higher realms (Yehezkel, 10). We are talking about a lion and a body from the Divine chariot, "merkava", the vision of the prophet Yehezkel. So the prophet calls angels, and these are the names of animals and animals!
לְפִי שֶׁאֵינָם בַּעֲלֵי בְּחִירָה,
for they do not have free will
Angels, who are also called "Hayot H-Kodesh", literally - "holy beasts", are not able to choose between good and evil, like a person.
וְיִרְאָתָם וְאַהֲבָתָם הִיא טִבְעִית לָהֶם,
and their fear and love is their nature,
Fear and love for Gd are inherent in them initially, and they should not awaken them in themselves with mental thoughts about the greatness of the Creator.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּ"רַעְיָא מְהֵימָנָא "פָּרָשַׁת פִּינְחָס.
as stated in Reay Meemn, chapter of Pinchas.
Since fear and love are their natural qualities, they are compared with the natural instincts of animals.
וְלָכֵן מַעֲלַת הַצַּדִּיקִים גְּדוֹלָה מֵהֶם,
And because the righteous are above them,
[Note of the Lubavitcher Rebbe:
At first glance, it is not clear why Alter Rebbe suddenly dwells on the subject of the spiritual ministry of angels? After all, this is absolutely not the topic that Taniya, the Book of the Mean, covers! Tania is called upon to indicate spiritual service to the people of Israel, which is matched by absolutely every Jew. Therefore, the purpose of this retreat is to show the special significance of the fulfillment of the Torah and the commandments proceeding from love and awe of the Creator, awakened by the mind. After all, even the angels and the “hayot a-kodesh” do not have such a level. This conclusion suggests itself at the superficial level. But in fact, you can take a deeper look at this. Alter Rebbe teaches us another rule here. He also emphasizes the greatness of THOSE who serve the Almighty, proceeding from NATURAL love and fear, "Ahava Mesuteret." And this topic is already directly related to the content of the “Book of AVERAGE”, the whole idea of which is to explain how the observance of the Torah and the commandments of the “average”, i.e. every Jew can be imbued with a deep sense of love and awe of the Almighty, as it is said about this: "CLOSE to you is the word ... in your HEART do it." Alter Rebbe teaches us in this retreat so that a person does not think that his awe and innate love do not have such strength as love and awe arising after deep reflection, and, as a result, his real fulfillment of the commandments, based on this “instinctive” love also does not have the proper power. Therefore, Alter Rebbe emphasizes here that such spiritual service, which is based on natural love and awe, is inherent in the highest beings: angels and "holy animals" from the Divine chariot of the prophet Yehezkel. Nevertheless, despite the high importance of such spiritual work, one must know that it is still the work of emotions, but not of the mind. So, it’s clear that when the Torah says that the commandments are fulfilled at the level of love for Gd in the heart, that it is “close” and easily accessible to everyone, this refers not only to the presence of natural (hidden) love in every Jew and awe of God,
Book of secondary
Chapter thirty nine
Introduction:
In the last chapter, Alter Rebbe explained why sages compare the PHYSICAL fulfillment of the commandment with the “body” and the MENTAL intention during the fulfillment of the commandment with the “soul”. He also explained that there are two levels in the mental intention during the fulfillment of the commandment, which correspond to two levels of the soul in living beings: the soul that is in the animal, and the soul that is in man. It happens that the thought and desire in the commandment - to strive to be merged with God through the fulfillment of this commandment - arose in a person as a result of deep reflection on the greatness of the Creator, which caused him to love, clearly burning in his heart, and the desire to unite with God Torah and commandments. Then this is a mental intention and this desire — they, like, for example, the soul of a person who is “able to speak,” who has reason and the ability to choose. If his mind is not thoughtful enough and is not capable of waking up such love and such a desire in himself, then his desire and mental intention (i.e. the soul of his commandments) come from the awakening of hidden love, the so-called the ahava muster, which is originally in it. This is the very natural hidden love that is inherited from the forefathers and is present in literally every Jew. In this case, this thought and this desire - they, for example, like the soul of an animal, all the emotional characteristics of which - love and awe - are not generated in it by reason and understanding, but are natural for it, incorporated at birth.
The chapter that we are starting to study will explain to us that because of this reason, even angels, whose love and awe of Gd are not the product of reason, but natural for them, are called beasts and animals.
וּמִפְּנֵי זֶה גַּם כֵּן נִקְרָאִים הַמַּלְאָכִים בְּשֵׁם חַיּוֹת וּבְהֵמוֹת, כְּדִכְתִיב: "וּפְנֵי אַרְיֵה אֶל הַיָּמִין וְגוֹ 'וֹישׁוַשְּׂ וּפְנֵיַשְּׂווּפְנֵ"
And therefore, the angels are also called hayot [animals] and hippopotamus [cattle], as they say: "and the face of the lion to the right ... and the face of the bull to the left, etc.",
So the prophet Yehezkel conveyed his vision of the higher realms (Yehezkel, 10). We are talking about a lion and a body from the Divine chariot, "merkava", the vision of the prophet Yehezkel. So the prophet calls angels, and these are the names of animals and animals!
לְפִי שֶׁאֵינָם בַּעֲלֵי בְּחִירָה,
for they do not have free will
Angels, who are also called "Hayot H-Kodesh", literally - "holy beasts", are not able to choose between good and evil, like a person.
וְיִרְאָתָם וְאַהֲבָתָם הִיא טִבְעִית לָהֶם,
and their fear and love is their nature,
Fear and love for Gd are inherent in them initially, and they should not awaken them in themselves with mental thoughts about the greatness of the Creator.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּ"רַעְיָא מְהֵימָנָא "פָּרָשַׁת פִּינְחָס.
as stated in Reay Meemn, chapter of Pinchas.
Since fear and love are their natural qualities, they are compared with the natural instincts of animals.
וְלָכֵן מַעֲלַת הַצַּדִּיקִים גְּדוֹלָה מֵהֶם,
And because the righteous are above them,
[Note of the Lubavitcher Rebbe:
At first glance, it is not clear why Alter Rebbe suddenly dwells on the subject of the spiritual ministry of angels? After all, this is absolutely not the topic that Taniya, the Book of the Mean, covers! Tania is called upon to indicate spiritual service to the people of Israel, which is matched by absolutely every Jew. Therefore, the purpose of this retreat is to show the special significance of the fulfillment of the Torah and the commandments proceeding from love and awe of the Creator, awakened by the mind. After all, even the angels and the “hayot a-kodesh” do not have such a level. This conclusion suggests itself at the superficial level. But in fact, you can take a deeper look at this. Alter Rebbe teaches us another rule here. He also emphasizes the greatness of THOSE who serve the Almighty, proceeding from NATURAL love and fear, "Ahava Mesuteret." And this topic is already directly related to the content of the “Book of AVERAGE”, the whole idea of which is to explain how the observance of the Torah and the commandments of the “average”, i.e. every Jew can be imbued with a deep sense of love and awe of the Almighty, as it is said about this: "CLOSE to you is the word ... in your HEART do it." Alter Rebbe teaches us in this retreat so that a person does not think that his awe and innate love do not have such strength as love and awe arising after deep reflection, and, as a result, his real fulfillment of the commandments, based on this “instinctive” love also does not have the proper power. Therefore, Alter Rebbe emphasizes here that such spiritual service, which is based on natural love and awe, is inherent in the highest beings: angels and "holy animals" from the Divine chariot of the prophet Yehezkel. Nevertheless, despite the high importance of such spiritual work, one must know that it is still the work of emotions, but not of the mind. So, it’s clear that when the Torah says that the commandments are fulfilled at the level of love for Gd in the heart, that it is “close” and easily accessible to everyone, this refers not only to the presence of natural (hidden) love in every Jew and awe of God,
У записи 3 лайков,
0 репостов,
335 просмотров.
0 репостов,
335 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский