Тания 16 сивана Врата единства и веры Глава...

Тания 16 сивана

Врата единства и веры

Глава шестая

Вступление

В четвертой главе Алтер Ребе объяснил, что два высших Б-жественных атрибута – Хесед и Гвура – имеют один корень. Хотя они совершенно противоположны один другому: Хесед (Добро) – распространение Б-жественной жизнетворности ради создания мироздания и поддержания в нем жизни. Гвура и цимцум (ограничение и сжатие) скрывают Б-жественный источник существования и жизни мира, чтобы творения не потеряли ощущение собственной реальности. Оба этих Б-жественных атрибута имеют общий корень, и поскольку они являются единым целым, то цимцум и Гвура не могут по-настоящему скрывать Б-жественный свет, ведь «самим собой нельзя прикрыть себя».

Однако все это справедливо относительно этих атрибутов в том состоянии, в котором они пребывают еще в своем источнике, в их корнях. Однако на уровне их раскрытия в качестве одной из Б-жественных сил, в качестве эмоциональной категории, то на первый взгляд есть место предположению, что они являются двумя разными и противоположными эмоциональными категориями: одна – это Добро и раскрытие света, а вторая – строгость, сжатие света и его утаение.

В этой главе Алтер Ребе объясняет: когда мы рассматриваем эти категории в их проявлении, они все равно едины, взаимопроникая друг в друга. Ведь конечная цель сокрытия Б-жественного света состоит в том, чтобы смог возникнуть материальный мир и творения в нем. Действительно, если бы жизненность Б-га была бы в мире раскрыта явно, то творения бы исчезли в ней, растворившись в ее всеобъемлющем Единстве, и вся реальность мира совершенно перестала бы существовать. Таким образом, все сжатие и утаение Б-жественного света посредством категории Гвура (Суда) – это на самом деле категория Хесед (Добро). Таким образом, Хесед и Гвура полностью сливаются воедино, проникая одно в другое. Но почему так происходит? Потому что оба этих Б-жественных качеств соединены с Бесконечным, а значит, они представляют собой единое целое даже тогда, когда они вроде бы разделяются на две категории – Хесед и Гвура.

וְהִנֵּה, שֵׁם "אֱלֹהִים" הוּא שֵׁם מִדַּת הַגְּבוּרָה וְהַצִּמְצוּם,

Элоким — Имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум].

Каждое Имя из святых Б-жественных Имен – это обозначение одного из Его особенных качеств. Имя Э-ль (состоящее из букв Алеф и Ламед) – это качество Хесед (Добро). Как сказано в Теилим (52:3): «Хесед Э-ль коль а-йом» («Благоволит мне Б-г весь день»). Также и все остальные Имена, выражают разные Б-жественные атрибуты и качества. Имя, обозначающее качество Гвура (Строгость) и Цимцум (сжатие света) – это имя Элоким. Это значит, что когда Бесконечный Б-жественный свет облекается в атрибут Гвура, чтобы создавать сжатие и утаение («цимцум» и «элем»), то этот атрибут носит название Элоким (в русском переводе, согласно указанию Любавичского Ребе Шлита, принято обозначать это Имя словом «Всесильный» – прим. пер. М. Гоцеля).

וְלָכֵן הוּא גַּם כֵּן בְּגִימַטְרִיָּא "הַטֶּבַע",

Поэтому числовое значение его также совпадает со словом а-тева [«природа»],

Буквы еврейского алфавита также имеют числовое значение. Если числовое значение слов совпадает, это показывает, что между ними есть связь.

В слове «а-тева» мы можем найти постоянный порядок организации мироздания, который закономерно повторяется при совпадении одинаковых условий. Поэтому человек привык к этому устройству мира, и оно не вызывает у него удивления. Каждый новый день не несет в себе ничего принципиально нового для нас, и поэтому мы не задумываемся о той Б-жественной силе и жизненности, которые заключены внутри привычных нам предсказуемо повторяющихся явлений.

לְפִי שֶׁמַּסְתִּיר הָאוֹר שֶׁלְּמַעְלָה הַמְּהַוֶּה וּמְחַיֶּה הָעוֹלָם,

ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир,

Благодаря свету, который Свыше беспрерывно воспроизводит творение заново, создается великое чудо сотворения Нечто из абсолютного Ничто («йеш ми-аин»). Это чудо превосходит даже чудо рассечения тростникового моря. Однако Б-жественное Имя Элоким скрывает этот свет Свыше, который вызывает к существованию мир и наделяет его жизненностью.

וְנִרְאֶה כְּאִלּוּ הָעוֹלָם עוֹמֵד וּמִתְנַהֵג בְּדֶרֶךְ הַטֶּבַע.

и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом.

Живущим на земле кажется, что все в мире происходит в соответствии с законами природы, без участия чего-либо сверхъестественного. Б-г не проявляет Себя в природе видимым образом.

Даже такие явления в мире, которые выходят за рамки объяснимых, все равно не обращают на себя особого внимания человека, поскольку эта их сверхъестественность также стала частью постоянно происходящих явлений в мире, называемых законами природы. Слово «тева» (природа), согласно учению Хасидизма, имеет несколько значений: «Природа» в смысле «постоянство» («квиа»), как в выражении мудрецов (Вавилонский Талмуд, трактат Гитин 40б): «Каждый, кто меняет монету («матбеа»), которую установили («таву») мудрецы». «Тева», как и слово «матбеа» происходит от корня «тева», буквы Тав-Бейт-Аин. Также слово «тева» можно понимать, как в выражении: «Утонули («таву») в тростниковом море». Подобно предмету, который утонул в море, его покрывают воды моря, и он совершенно скрыт от глаз – так же и Б-жественный источник творений спрятан от нашего взора.

וְשֵׁם "אֱלֹהִים" זֶה,

Это Имя Элоким –

Не тот уровень Имени Элоким, как оно представлено в своем источнике Наверху, но тот уровень Имени Элоким, который действует через атрибут Гвура, чтобы мир выглядел так, будто он ведет себя по законам природы.

הוּא מָגֵן וְנַרְתָּק לְשֵׁם הֲוָיָ"ה,

оно щит и покров имени Авайе,

«Щит» («маген») и «покров» («нартик») – это определения из рассмотренного выше комментария к словам из Теилим: «Ибо солнце и щит Авайе Элоким». Там сказано, что Имя Авайе – как солнце, которое сияет, а Имя Элоким скрывает этот свет Имени Авайе. Имя Элоким подобно щитку, которым прикрываются от яркого солнечного света, или покрову, который позволяет творениям воспринимать яркий свет Имени Авайе.

לְהַעְלִים הָאוֹר וְהַחַיּוּת הַנִּמְשָׁךְ מִשֵּׁם הֲוָיָ"ה וּמְהַוֶּה מֵאַיִן לְיֵשׁ,

оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Авайе и творящие из ничего,

В этом назначение Имени Авайе – от слова «меавэ», вызывать к существованию. Оно творит мироздание из Ничто. Этот творящий свет Имени Авайе скрывает Имя Элоким. Для чего?

שֶׁלֹּא יִתְגַּלֶּה לַנִּבְרָאִים וִיבַטְלוּ בַּמְּצִיאוּת.

дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать.

Если бы свет Имени Авайе, творящий мироздание из абсолютного Ничто («ми-аин ле-йеш») стал бы очевиден для творений, то они бы исчезли, растворившись в его истинной реальности («битуль бе-мециут»). Таким образом, именно благодаря тому утаению света, которое исходит от Имени Элоким, существует реальность творений, и тогда само собой разумеется –

וַהֲרֵי בְּחִינַת גְּבוּרָה זוֹ וְצִמְצוּם הַזֶּה הוּא גַּם כֵּן בְּחִינַת חֶסֶד שֶׁהָעוֹלָם יִבָּנֶה בּוֹ,

Но эта Гвура и этот Цимцум есть также и Хесед, ибо ею [категорией Гвура и Цимцум] «строится мир».

Об этом сказано «Ибо сказал я – мир добром устроен» (Теилим, 89:3). Это значит, что строительство и творение мира происходит категорией Хесед. Но поскольку без сжатия и утаения света («цимцум» и «элем») исходящих от Имени Элоким, не смогла бы возникнуть никакая реальность мироздания, то значит назначение и конечная цель этого цимцума – это Хесед, Добро, дабы могла существовать реальность мира.

Так как Гвура – атрибут Эйн Софа, благословен Он, у Которого все в бесконечной степени, следовало бы ожидать и бесконечного действия атрибута Гвура. И так же, как Хесед – бесконечное распространение и сообщение жизни, так и Гвура должна была бы ограничивать до полного разделения и невозможности для творений знания о Творце. Однако ограничение – не самоцель, оно необходимо лишь для того, чтобы мир был сотворен и сохранял существование. И потому на протяжении всех ступеней от самых верхних до нижних в Хесед включена и Гвура для того, чтобы возникающее могло стать существующим. Таким образом, Гвура есть также и Хесед, ибо она не только скрывает, но и дает возможность существования, а с другой стороны, есть Хесед и в Гвуре. (Сравнением может послужить темное стекло. Его густой цвет препятствует распространению солнечного света, но его назначение – пропускать ослабленный солнечный свет. Из комментариев Любавичского Ребе Шлита).

Почему Алтер Ребе выделяет в этой фразе категории Гвура и Цимцум, говоря: «ЭТА Гвура и ЭТОТ Цимцум», чего не делает в других местах? Видимо, здесь они отличаются чем-то особенным. Действительно, отмечает нынешний Любавичский Ребе Шлита, именно тут категории Гвура и Цимцум (ограничения и сокрытия Б-жественного света) представляют собой аспект Хеседа, их цель созидательная. Однако по-другому обстоит дело с тем сжатием света, который описан в первой части, в шестой главе Тании. Там Б-жественная жизненность, святость, нисходит после множественных сжатий и сокращений, дабы облекаться в аспекте Изгнания («галут») в скрывающую Б-жественный свет оболочку «клипа» и вызывать к жизни «изнанку святости» («ситра ахра»). Такое ограничение света относится к категории Гвура, его функция не имеет ничего общего с Хесед, поскольку назначение – в пресечении любого раскрытия и откровения.

וְזוֹ הִיא בְּחִינַת גְּבוּרָה הַכְּלוּלָה בַּחֶסֶד.

И это — Гвура, включенная в Хесед.

Такой вид категории Гвура (Строгость), посредством которой выполняется созидательная задача категории Хесед (Добро). Это Гвура, которая является частью Хеседа.

«Дождь, несущий благословение, поливает землю капля за каплей, в отличие от ситуации, когда разверзаются небесные хляби. Если смотреть на солнце без темных очков, то глаза слепнут», – замечает Любавичский Ребе Шлита.
Tania 16 Sivan

The gates of unity and faith

Chapter six

Introduction

In the fourth chapter, Alter Rebbe explained that the two highest Divine attributes - Hesed and Gevura - have one root. Although they are completely opposite to one another: Hesed (Good) - the spread of Divine vitality in order to create the universe and maintain life in it. Gevura and tzimtzum (limitation and contraction) hide the Divine source of existence and life of the world, so that creations do not lose their sense of their own reality. Both of these Divine attributes have a common root, and since they are one, Tzimtzum and Gevura cannot truly hide the Divine light, because “you cannot cover yourself with yourself”.

However, all this is true regarding these attributes in the state in which they are still at their source, in their roots. However, at the level of their disclosure as one of the Divine forces, as an emotional category, at first glance there is room for the assumption that they are two different and opposite emotional categories: one is Good and the disclosure of light, and the second is rigor, compression of light and its concealment.

In this chapter, Alter Rebbe explains: when we consider these categories in their manifestation, they are all the same united, interpenetrating into each other. After all, the ultimate goal of hiding the Divine light is to enable the material world and creations to arise. Indeed, if Gd's vitality were clearly revealed in the world, then creations would disappear in it, dissolving in its all-encompassing Unity, and the whole reality of the world would completely cease to exist. Thus, all the contraction and concealment of the Divine light through the category of Gevur (Judgment) is actually the category of Hesed (Good). Thus, Hesed and Gevura fully merge together, penetrating one into another. But why is this happening? Because both of these Divine qualities are connected with the Infinite, which means that they are a single whole even when they seem to be divided into two categories - Hesed and Gevura.

וְהִנֵּה, שֵׁם "אֱלֹהִים" הוּא שֵׁם מִדַּת הַגְּבוּרָה וְהַצִּמְצוּם,

Elokim - The name denoting the attribute of Gevur and the restriction [Tzimtzum].

Each Name from the holy Divine Names is a designation of one of His special qualities. The name E-l (consisting of the letters Aleph and Lamed) is the quality of Hesed (Good). As stated in Theilim (52: 3): “Hesed E-l kol a-yom” (“Gd favors me all day”). Also, all other Names express different Divine attributes and qualities. The name denoting the quality of Gevur (Strictness) and Tzimtzum (compression of light) is the name Elokim. This means that when the Infinite Divine light is clothed in the attribute of Gevur to create contraction and concealment (“tsimtzum” and “elem”), this attribute is called Elokim (in the Russian translation, according to the instructions of the Lubavitcher Rebbe Schlit, it is customary to denote this The name of the word "Almighty" - approx. Per. M. Gotsel).

וְלָכֵן הוּא גַּם כֵּן בְּגִימַטְרִיָּא "הַטֶּבַע",

Therefore, its numerical value also coincides with the word a-teva ["nature"],

The letters of the Hebrew alphabet also have a numerical value. If the numerical meaning of the words matches, it shows that there is a connection between them.

In the word “a-teva” we can find a constant order of organization of the universe, which is naturally repeated under identical conditions. Therefore, a person is accustomed to this device of the world, and it does not surprise him. Each new day does not carry anything fundamentally new for us, and therefore we do not think about the Divine power and vitality that are enclosed within the usual predictably repeating phenomena.

לְפִי שֶׁמַּסְתִּיר הָאוֹר שֶׁלְּמַעְלָה הַמְּהַוֶּה וּמְחַיֶּה הָעוֹלָם,

for this name hides the light that is above and which creates and enlivens the world,

Thanks to the light, which from Above continuously reproduces creation anew, a great miracle of creating Something from absolute Nothing (“yes mi-ain”) is created. This miracle surpasses even the miracle of cutting the reed sea. However, the Divine Name Elokim hides this light from Above, which brings the world to existence and gives it vitality.

וְנִרְאֶה כְּאִלּוּ הָעוֹלָם עוֹמֵד וּמִתְנַהֵג בְּדֶרֶךְ הַטֶּבַע.

and it seems as if everything in the world exists and occurs naturally.

It seems to living on earth that everything in the world is happening in accordance with the laws of nature, without the participation of anything supernatural. Gd does not manifest Himself in nature in a visible way.

Even such phenomena in the world that go beyond the explanatory framework, still do not attract much human attention, since this supernatural nature of them has also become part of constantly occurring phenomena in the world called the laws of nature. The word “Teva” (nature), according to the teachings of Hasidism, has several meanings: “Nature” in the sense of “constancy” (“quia”), as in the expression of the sages (Babylonian Talmud, Gitin 40b treatise): “Everyone who changes coins ( "Matbea"), which was established ("Tavu") by the sages. " "Teva", like the word "matbea" comes from the root "teva", the letters Ta
У записи 7 лайков,
0 репостов,
361 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям