Тания 27 тамуза
Послание о покаянии
Глава 10
וּמֵאַחַר שֶׁהַתְּפִלָּה הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
И так как молитва — это верхнее покаяние,
Аспект «тшува илаа»
צָרִיךְ לְהַקְדִּים לְפָנֶיהָ בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה.
нужно, чтобы ему предшествовало нижнее покаяние.
«Тшува татаа» — это подчинение своей животной души и состояние «разбитого сердца», как объяснялось выше.
וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה בַּמִּשְׁנָה: "אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ כֹּבֶד רֹאשׁ",
Наши мудрецы сказали об этом в Мишне: «К молитве приступают только в серьезном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 30б.
וּפֵרַשׁ רַשִׁ"י "הַכְנָעָה",
Раши это объяснил как смирение духа,
Когда человек сломлен и разбит.
וְהִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה
и это — нижнее покаяние,
Аспект «Тшува татаа».
לְעוֹרֵר רַחֲמִים כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
дабы пробудить милосердие, как говорилось выше
Об этом подробно говорилось в главе седьмой и восьмой.
וְכִדְיָלִיף הַתָּם בַּגְּמָרָא מִקְרָא,
и как объясняет Талмуд написанное в Торе:
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 30б.
דִּכְתִיב: "וְהִיא מָרַת נָפֶשׁ".
«А она в горечи душевной».
Шмуэль 1,1:10. И встала Ханна после еды и питья в Шило; а Эли, священник, сидел у дверей храма Б-га. Она же в горечи душевной МОЛИЛАСЬ Б-гу и горько плакала, и дала обет, и сказала: Б-г Воинств! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Б-гу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. Из этих слов Торы мудрецы учат, что для того, чтобы молиться Б-гу необходимо прежде прийти в состояние душевной горечи, «марат нефеш». Это состояние, как раз является аспектом «нижнего покаяния», «тшува татаа».
אָכֵן בַּבָּרָיְתָא שָׁם: "תָּנוּ רַבָּנָן, אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה".
В то же время сказали мудрецы в Барайте: «К молитве приступают только в радостном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 31а. Это значит, что немедленно, вслед за состоянием горечи, которое является правильным приготовлением к молитве, человек должен обратиться к состоянию радости, «симха», в котором нужно пребывать во время молитвы.
וְעַכְשָׁו בְּדוֹר יָתוֹם הַזֶּה, שֶׁאֵין הַכֹּל יְכוֹלִין לַהֲפֹךְ לִבָּם כְּרֶגַע מִן הַקָּצֶה,
Теперь же, в этом бедном духом поколении, когда не все могут мгновенно обращать свое сердце от крайности к крайности,
Люди не имеют таких духовных сил, чтобы из искренней душевной горечи, вызванной размышлениями о своем истинном духовном положении, мгновенно, начав молиться, перейти к состоянию радости, вызванной осознанием близости к Б-гу, при молитве и исполнении заповедей.
אֲזַי עֵצָה הַיְעוּצָה, לְהַקְדִּים בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה בְּתִקּוּן חֲצוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
советуют, чтобы молитве предшествовало нижнее покаяние при совершении «Тикун хацот», как говорилось выше.
В седьмой главе говорилось, что наиболее подходящее в духовном плане время для душевного самоотчета и размышлений, приводящих к смирению и разбитому сердцу, при справлении полуночной молитвы «тикун хацот» о разрушенном Храме.
וּמִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּכָל לַיְלָה
Тот же, кто не может этого делать каждую ночь,
[Приводится пояснение об этом в «Кунтрес а-тфила» в одиннадцатой главе, что эта молитва касается только больших праведников и т. д. но у остальных людей нет необходимости справлять «тикун хацот» каждую ночь. Примечание Любавичского Ребе Шлита].
עַל כָּל פָּנִים לֹא יִפְחוֹת מִפַּעַם אַחַד בַּשָּׁבוּעַ, לִפְנֵי יוֹם הַשַּׁבָּת,
пусть совершает «Тикун хацот» по крайней мере не менее одного раза в неделю перед субботой,
Перед Шабатом, то есть в ночь с четверга на пятницу.
כַּנּוֹדָע לַיּוֹדְעִים, שֶׁהַשַּׁבָּת הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
ибо, — как известно сведущим [в Каббале], Шабат — категория верхнего покаяния,
וְשַׁבָּ"ת אוֹתִיּוֹת תָּשֵׁ"ב אֱנוֹשׁ,
и в слове шабат буквы слова ташев: «возвратись [ташев] человек»,
Так комментируют мудрецы в медраше Берейшит раба, 22 слова из книги «Теилим, 90:3: «Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!»
Таким образом Шабат связан с аспектом Тшува. Но почему именно аспект «тшува илаа»?
כִּי בְּשַׁבָּת הִיא עֲלִיּוֹת הָעוֹלָמוֹת לִמְקוֹרָם כוּ',
Потому что в Шабат происходит вознесение миров к их источнику и т. д.,
Также Шабат это время вознесение души к ее источнику — суть понятия Тшува.
וּבִפְרָט תְּפִלּוֹת הַשַּׁבָּת וְדַי לַמֵבִין.
и особенно — молитвы субботы, и сведущему достаточно сказанного.
На самом деле, даже в будние дни молитва выражает аспект «тшува илаа», как было указано выше, но в особенности в Шабат.
(וּבַזֶּה יוּבַן מַה שֶׁכָּתוּב: "שׁוּבָה אֵלַי כִּי גְּאַלְתִּיךָ",
(И в связи с этим становятся понятными слова: «Вернись ко Мне, ибо Я тебя избавил».
Йешаяу, 44:22. Помни это, Яаков, и, Израиль, ибо ты раб Мой; Я сотворил тебя, раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня! Я стер, как туман, преступления твои и, как облако, — грехи твои; вернись ко Мне, ибо Я тебя избавил.
Не случайно аспект «гоалтиха» («Я тебя избавил») приходит после «я стер, как облако»:
פֵּרוּשׁ כִּי מֵאַחַר שֶׁ"מָּחִיתִי כָעָב פְּשָׁעֶיךָ" הִיא הַעֲבָרַת הַסִּטְרָא אָחֳרָא,
То есть после того, как «Я стер, как облако, грехи твои» — а это уничтожение стороны «ситра ахра» —
стороны обратной святости
וּ"גְאַלְתִּיךָ" מִן הַחִיצוֹנִים בְּהִתְעוֹרְרוּת רַחֲמִים עֶלְיוֹנִים, בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתָּא בִּתְשׁוּבָה תַתָּאָה כַּנִּזְכָּר לְעֵיל אֲזַי "שׁוּבָה אֵלַי" בִּתְשׁוּבָה עִלָּאָה):
и «избавил тебя» от внешних [«хицоним»], когда пробуждением снизу, нижним покаянием, было вызвано пробуждение высшего милосердия [«рахамим эльйоним»], тогда [уместно] — «вернись ко Мне» [тшува] в верхнем покаянии.)
«Хицоним» — это оболочки «клипот», которые окружают человека из-за его грехов и ошибок.
כז תמוז
אגרת התשובה
פרק י
ומאחר שהתפלה היא בחי' תשובה עילאה צריך להקדים לפניה בחי' תשובה תתאה. וז"ש רז"ל במשנה אין עומדין להתפלל אלא מתוך כובד ראש ופרש"י הכנעה והיא בחי' תשובה תתאה לעורר רחמים כנ"ל וכדיליף התם בגמ' מקרא דכתיב והיא מרת נפש. אכן בברייתא שם ת"ר אין עומדין להתפלל אלא מתוך שמחה. ועכשיו בדור יתום הזה שאין הכל יכולין להפוך לבם כרגע מן הקצה. אזי עצה היעוצה להקדים בחי' תשובה תתאה בתיקון חצות כנ"ל. ומי שא"א לו בכל לילה עכ"פ לא יפחות מפעם א' בשבוע לפני יום השבת כנודע ליודעים שהשבת היא בחי' תשובה עילאה ושב"ת אותיות תש"ב אנוש כי בשבת היא עליות העולמות למקורם כו' ובפרט תפלות השבת וד"ל. (ובזה יובן מ"ש שובה אלי כי גאלתיך פי' כי מאחר שמחיתי כעב פשעיך היא העברת הסט"א וגאלתיך מן החיצונים בהתעוררות רחמים עליונים באתערותא דלתתא בתשובה תתאה כנ"ל אזי שובה אלי בתשובה עילאה):
27 тамуза
Послание о покаянии
Глава 10
וּמֵאַחַר שֶׁהַתְּפִלָּה הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
И так как молитва — это верхнее покаяние,
Аспект «тшува илаа»
צָרִיךְ לְהַקְדִּים לְפָנֶיהָ בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה.
нужно, чтобы ему предшествовало нижнее покаяние.
«Тшува татаа» — это подчинение своей животной души и состояние «разбитого сердца», как объяснялось выше.
וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה בַּמִּשְׁנָה: "אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ כֹּבֶד רֹאשׁ",
Наши мудрецы сказали об этом в Мишне: «К молитве приступают только в серьезном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 30б.
וּפֵרַשׁ רַשִׁ"י "הַכְנָעָה",
Раши это объяснил как смирение духа,
Когда человек сломлен и разбит.
וְהִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה
и это — нижнее покаяние,
Аспект «Тшува татаа».
לְעוֹרֵר רַחֲמִים כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
дабы пробудить милосердие, как говорилось выше
Об этом подробно говорилось в главе седьмой и восьмой.
וְכִדְיָלִיף הַתָּם בַּגְּמָרָא מִקְרָא,
и как объясняет Талмуд написанное в Торе:
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 30б.
דִּכְתִיב: "וְהִיא מָרַת נָפֶשׁ".
«А она в горечи душевной».
Шмуэль 1,1:10. И встала Ханна после еды и питья в Шило; а Эли, священник, сидел у дверей храма Б-га. Она же в горечи душевной МОЛИЛАСЬ Б-гу и горько плакала, и дала обет, и сказала: Б-г Воинств! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Б-гу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. Из этих слов Торы мудрецы учат, что для того, чтобы молиться Б-гу необходимо прежде прийти в состояние душевной горечи, «марат нефеш». Это состояние, как раз является аспектом «нижнего покаяния», «тшува татаа».
אָכֵן בַּבָּרָיְתָא שָׁם: "תָּנוּ רַבָּנָן, אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה".
В то же время сказали мудрецы в Барайте: «К молитве приступают только в радостном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 31а. Это значит, что немедленно, вслед за состоянием горечи, которое является правильным приготовлением к молитве, человек должен обратиться к состоянию радости, «симха», в котором нужно пребывать во время молитвы.
וְעַכְשָׁו בְּדוֹר יָתוֹם הַזֶּה, שֶׁאֵין הַכֹּל יְכוֹלִין לַהֲפֹךְ לִבָּם כְּרֶגַע מִן הַקָּצֶה,
Теперь же, в этом бедном духом поколении, когда не все могут мгновенно обращать свое сердце от крайности к крайности,
Люди не имеют таких духовных сил, чтобы из искренней душевной горечи, вызванной размышлениями о своем истинном духовном положении, мгновенно, начав молиться, перейти к состоянию радости, вызванной осознанием близости к Б-гу, при молитве и исполнении заповедей.
אֲזַי עֵצָה הַיְעוּצָה, לְהַקְדִּים בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה בְּתִקּוּן חֲצוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
советуют, чтобы молитве предшествовало нижнее покаяние при совершении «Тикун хацот», как говорилось выше.
В седьмой главе говорилось, что наиболее подходящее в духовном плане время для душевного самоотчета и размышлений, приводящих к смирению и разбитому сердцу, при справлении полуночной молитвы «тикун хацот» о разрушенном Храме.
וּמִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּכָל לַיְלָה
Тот же, кто не может этого делать каждую ночь,
[Приводится пояснение об этом в «Кунтрес а-тфила» в одиннадцатой главе, что эта молитва
Послание о покаянии
Глава 10
וּמֵאַחַר שֶׁהַתְּפִלָּה הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
И так как молитва — это верхнее покаяние,
Аспект «тшува илаа»
צָרִיךְ לְהַקְדִּים לְפָנֶיהָ בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה.
нужно, чтобы ему предшествовало нижнее покаяние.
«Тшува татаа» — это подчинение своей животной души и состояние «разбитого сердца», как объяснялось выше.
וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה בַּמִּשְׁנָה: "אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ כֹּבֶד רֹאשׁ",
Наши мудрецы сказали об этом в Мишне: «К молитве приступают только в серьезном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 30б.
וּפֵרַשׁ רַשִׁ"י "הַכְנָעָה",
Раши это объяснил как смирение духа,
Когда человек сломлен и разбит.
וְהִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה
и это — нижнее покаяние,
Аспект «Тшува татаа».
לְעוֹרֵר רַחֲמִים כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
дабы пробудить милосердие, как говорилось выше
Об этом подробно говорилось в главе седьмой и восьмой.
וְכִדְיָלִיף הַתָּם בַּגְּמָרָא מִקְרָא,
и как объясняет Талмуд написанное в Торе:
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 30б.
דִּכְתִיב: "וְהִיא מָרַת נָפֶשׁ".
«А она в горечи душевной».
Шмуэль 1,1:10. И встала Ханна после еды и питья в Шило; а Эли, священник, сидел у дверей храма Б-га. Она же в горечи душевной МОЛИЛАСЬ Б-гу и горько плакала, и дала обет, и сказала: Б-г Воинств! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Б-гу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. Из этих слов Торы мудрецы учат, что для того, чтобы молиться Б-гу необходимо прежде прийти в состояние душевной горечи, «марат нефеш». Это состояние, как раз является аспектом «нижнего покаяния», «тшува татаа».
אָכֵן בַּבָּרָיְתָא שָׁם: "תָּנוּ רַבָּנָן, אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה".
В то же время сказали мудрецы в Барайте: «К молитве приступают только в радостном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 31а. Это значит, что немедленно, вслед за состоянием горечи, которое является правильным приготовлением к молитве, человек должен обратиться к состоянию радости, «симха», в котором нужно пребывать во время молитвы.
וְעַכְשָׁו בְּדוֹר יָתוֹם הַזֶּה, שֶׁאֵין הַכֹּל יְכוֹלִין לַהֲפֹךְ לִבָּם כְּרֶגַע מִן הַקָּצֶה,
Теперь же, в этом бедном духом поколении, когда не все могут мгновенно обращать свое сердце от крайности к крайности,
Люди не имеют таких духовных сил, чтобы из искренней душевной горечи, вызванной размышлениями о своем истинном духовном положении, мгновенно, начав молиться, перейти к состоянию радости, вызванной осознанием близости к Б-гу, при молитве и исполнении заповедей.
אֲזַי עֵצָה הַיְעוּצָה, לְהַקְדִּים בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה בְּתִקּוּן חֲצוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
советуют, чтобы молитве предшествовало нижнее покаяние при совершении «Тикун хацот», как говорилось выше.
В седьмой главе говорилось, что наиболее подходящее в духовном плане время для душевного самоотчета и размышлений, приводящих к смирению и разбитому сердцу, при справлении полуночной молитвы «тикун хацот» о разрушенном Храме.
וּמִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּכָל לַיְלָה
Тот же, кто не может этого делать каждую ночь,
[Приводится пояснение об этом в «Кунтрес а-тфила» в одиннадцатой главе, что эта молитва касается только больших праведников и т. д. но у остальных людей нет необходимости справлять «тикун хацот» каждую ночь. Примечание Любавичского Ребе Шлита].
עַל כָּל פָּנִים לֹא יִפְחוֹת מִפַּעַם אַחַד בַּשָּׁבוּעַ, לִפְנֵי יוֹם הַשַּׁבָּת,
пусть совершает «Тикун хацот» по крайней мере не менее одного раза в неделю перед субботой,
Перед Шабатом, то есть в ночь с четверга на пятницу.
כַּנּוֹדָע לַיּוֹדְעִים, שֶׁהַשַּׁבָּת הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
ибо, — как известно сведущим [в Каббале], Шабат — категория верхнего покаяния,
וְשַׁבָּ"ת אוֹתִיּוֹת תָּשֵׁ"ב אֱנוֹשׁ,
и в слове шабат буквы слова ташев: «возвратись [ташев] человек»,
Так комментируют мудрецы в медраше Берейшит раба, 22 слова из книги «Теилим, 90:3: «Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!»
Таким образом Шабат связан с аспектом Тшува. Но почему именно аспект «тшува илаа»?
כִּי בְּשַׁבָּת הִיא עֲלִיּוֹת הָעוֹלָמוֹת לִמְקוֹרָם כוּ',
Потому что в Шабат происходит вознесение миров к их источнику и т. д.,
Также Шабат это время вознесение души к ее источнику — суть понятия Тшува.
וּבִפְרָט תְּפִלּוֹת הַשַּׁבָּת וְדַי לַמֵבִין.
и особенно — молитвы субботы, и сведущему достаточно сказанного.
На самом деле, даже в будние дни молитва выражает аспект «тшува илаа», как было указано выше, но в особенности в Шабат.
(וּבַזֶּה יוּבַן מַה שֶׁכָּתוּב: "שׁוּבָה אֵלַי כִּי גְּאַלְתִּיךָ",
(И в связи с этим становятся понятными слова: «Вернись ко Мне, ибо Я тебя избавил».
Йешаяу, 44:22. Помни это, Яаков, и, Израиль, ибо ты раб Мой; Я сотворил тебя, раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня! Я стер, как туман, преступления твои и, как облако, — грехи твои; вернись ко Мне, ибо Я тебя избавил.
Не случайно аспект «гоалтиха» («Я тебя избавил») приходит после «я стер, как облако»:
פֵּרוּשׁ כִּי מֵאַחַר שֶׁ"מָּחִיתִי כָעָב פְּשָׁעֶיךָ" הִיא הַעֲבָרַת הַסִּטְרָא אָחֳרָא,
То есть после того, как «Я стер, как облако, грехи твои» — а это уничтожение стороны «ситра ахра» —
стороны обратной святости
וּ"גְאַלְתִּיךָ" מִן הַחִיצוֹנִים בְּהִתְעוֹרְרוּת רַחֲמִים עֶלְיוֹנִים, בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתָּא בִּתְשׁוּבָה תַתָּאָה כַּנִּזְכָּר לְעֵיל אֲזַי "שׁוּבָה אֵלַי" בִּתְשׁוּבָה עִלָּאָה):
и «избавил тебя» от внешних [«хицоним»], когда пробуждением снизу, нижним покаянием, было вызвано пробуждение высшего милосердия [«рахамим эльйоним»], тогда [уместно] — «вернись ко Мне» [тшува] в верхнем покаянии.)
«Хицоним» — это оболочки «клипот», которые окружают человека из-за его грехов и ошибок.
כז תמוז
אגרת התשובה
פרק י
ומאחר שהתפלה היא בחי' תשובה עילאה צריך להקדים לפניה בחי' תשובה תתאה. וז"ש רז"ל במשנה אין עומדין להתפלל אלא מתוך כובד ראש ופרש"י הכנעה והיא בחי' תשובה תתאה לעורר רחמים כנ"ל וכדיליף התם בגמ' מקרא דכתיב והיא מרת נפש. אכן בברייתא שם ת"ר אין עומדין להתפלל אלא מתוך שמחה. ועכשיו בדור יתום הזה שאין הכל יכולין להפוך לבם כרגע מן הקצה. אזי עצה היעוצה להקדים בחי' תשובה תתאה בתיקון חצות כנ"ל. ומי שא"א לו בכל לילה עכ"פ לא יפחות מפעם א' בשבוע לפני יום השבת כנודע ליודעים שהשבת היא בחי' תשובה עילאה ושב"ת אותיות תש"ב אנוש כי בשבת היא עליות העולמות למקורם כו' ובפרט תפלות השבת וד"ל. (ובזה יובן מ"ש שובה אלי כי גאלתיך פי' כי מאחר שמחיתי כעב פשעיך היא העברת הסט"א וגאלתיך מן החיצונים בהתעוררות רחמים עליונים באתערותא דלתתא בתשובה תתאה כנ"ל אזי שובה אלי בתשובה עילאה):
27 тамуза
Послание о покаянии
Глава 10
וּמֵאַחַר שֶׁהַתְּפִלָּה הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
И так как молитва — это верхнее покаяние,
Аспект «тшува илаа»
צָרִיךְ לְהַקְדִּים לְפָנֶיהָ בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה.
нужно, чтобы ему предшествовало нижнее покаяние.
«Тшува татаа» — это подчинение своей животной души и состояние «разбитого сердца», как объяснялось выше.
וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה בַּמִּשְׁנָה: "אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ כֹּבֶד רֹאשׁ",
Наши мудрецы сказали об этом в Мишне: «К молитве приступают только в серьезном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 30б.
וּפֵרַשׁ רַשִׁ"י "הַכְנָעָה",
Раши это объяснил как смирение духа,
Когда человек сломлен и разбит.
וְהִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה
и это — нижнее покаяние,
Аспект «Тшува татаа».
לְעוֹרֵר רַחֲמִים כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
дабы пробудить милосердие, как говорилось выше
Об этом подробно говорилось в главе седьмой и восьмой.
וְכִדְיָלִיף הַתָּם בַּגְּמָרָא מִקְרָא,
и как объясняет Талмуд написанное в Торе:
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 30б.
דִּכְתִיב: "וְהִיא מָרַת נָפֶשׁ".
«А она в горечи душевной».
Шмуэль 1,1:10. И встала Ханна после еды и питья в Шило; а Эли, священник, сидел у дверей храма Б-га. Она же в горечи душевной МОЛИЛАСЬ Б-гу и горько плакала, и дала обет, и сказала: Б-г Воинств! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Б-гу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. Из этих слов Торы мудрецы учат, что для того, чтобы молиться Б-гу необходимо прежде прийти в состояние душевной горечи, «марат нефеш». Это состояние, как раз является аспектом «нижнего покаяния», «тшува татаа».
אָכֵן בַּבָּרָיְתָא שָׁם: "תָּנוּ רַבָּנָן, אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה".
В то же время сказали мудрецы в Барайте: «К молитве приступают только в радостном расположении духа».
Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 31а. Это значит, что немедленно, вслед за состоянием горечи, которое является правильным приготовлением к молитве, человек должен обратиться к состоянию радости, «симха», в котором нужно пребывать во время молитвы.
וְעַכְשָׁו בְּדוֹר יָתוֹם הַזֶּה, שֶׁאֵין הַכֹּל יְכוֹלִין לַהֲפֹךְ לִבָּם כְּרֶגַע מִן הַקָּצֶה,
Теперь же, в этом бедном духом поколении, когда не все могут мгновенно обращать свое сердце от крайности к крайности,
Люди не имеют таких духовных сил, чтобы из искренней душевной горечи, вызванной размышлениями о своем истинном духовном положении, мгновенно, начав молиться, перейти к состоянию радости, вызванной осознанием близости к Б-гу, при молитве и исполнении заповедей.
אֲזַי עֵצָה הַיְעוּצָה, לְהַקְדִּים בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה בְּתִקּוּן חֲצוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
советуют, чтобы молитве предшествовало нижнее покаяние при совершении «Тикун хацот», как говорилось выше.
В седьмой главе говорилось, что наиболее подходящее в духовном плане время для душевного самоотчета и размышлений, приводящих к смирению и разбитому сердцу, при справлении полуночной молитвы «тикун хацот» о разрушенном Храме.
וּמִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּכָל לַיְלָה
Тот же, кто не может этого делать каждую ночь,
[Приводится пояснение об этом в «Кунтрес а-тфила» в одиннадцатой главе, что эта молитва
Tanya 27 tamuz
Message of repentance
Chapter 10
וּמֵאַחַר שֶׁהַתְּפִלָּה הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
And since prayer is the highest repentance,
Aspect of “Tshuva Ilaa”
צָרִיךְ לְהַקְדִּים לְפָנֶיהָ בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה.
it needs to be preceded by a lower repentance.
“Tshuva tataa” is the submission of one's animal soul and the state of a “broken heart”, as explained above.
וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה בַּמִּשְׁנָה: "אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ כֹּבֶד רֹאשׁ",
Our sages said this in the Mishnah: "They begin to prayer only in a serious mood."
Babylonian Talmud, tract Brachot, 30b.
וּפֵרַשׁ רַשִׁ"י "הַכְנָעָה",
Rashi explained this as humility,
When a man is broken and broken.
וְהִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה
and this is the lower repentance
Aspect of Tshuva Tataa.
לְעוֹרֵר רַחֲמִים כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
in order to awaken mercy, as mentioned above
This was discussed in detail in chapters seven and eight.
וְכִדְיָלִיף הַתָּם בַּגְּמָרָא מִקְרָא,
and as the Talmud explains in the Torah:
Babylonian Talmud, tract Brachot 30b.
דִּכְתִיב: "וְהִיא מָרַת נָפֶשׁ".
"And she is in the bitterness of the soul."
Shmuel 1.1: 10. And Hannah arose after eating and drinking in Shiloh; and Eli, the priest, was sitting at the door of the temple of Gd. She, in spiritual bitterness, PRAYED Gd and wept bitterly, and made a vow, and said: Gd of Hosts! If you condescend to the suffering of your servant and remember me, and do not forget your servant and give your servant a male child, then I will give it to Gd for all the days of his life, and the razor will not touch his head. From these words of the Torah, the sages teach that in order to pray to Gd, one must first come to a state of spiritual bitterness, “Marat Nefesh”. This state is just an aspect of “lower repentance,” “tshuva tataa.”
אָכֵן בַּבָּרָיְתָא שָׁם: "תָּנוּ רַבָּנָן, אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה".
At the same time, the sages in Barait said: "They begin to pray only in a joyful mood."
Babylonian Talmud, tract of Brachot, 31a. This means that immediately, following the state of bitterness, which is the proper preparation for prayer, a person should turn to a state of joy, a “simcha” in which one must stay during prayer.
וְעַכְשָׁו בְּדוֹר יָתוֹם הַזֶּה, שֶׁאֵין הַכֹּל יְכוֹלִין לַהֲפֹךְ לִבָּם כְּרֶגַע מִן הַקָּצֶה,
Now, in this poor spirit generation, when not everyone can instantly turn their hearts from extreme to extreme,
People do not have such spiritual strength that, from the sincere bitterness caused by reflections on their true spiritual position, immediately starting to pray, they will switch to a state of joy caused by awareness of proximity to Gd during prayer and fulfillment of the commandments.
אֲזַי עֵצָה הַיְעוּצָה, לְהַקְדִּים בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה בְּתִקּוּן חֲצוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
It is advised that prayer be preceded by lower repentance during the performance of the Tikun Hatsot, as mentioned above.
The seventh chapter said that the most suitable time in the spiritual plan for spiritual self-report and reflection, leading to humility and a broken heart, when the midnight prayer “tikun hatsot” about the destroyed Temple is performed.
וּמִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּכָל לַיְלָה
The one who cannot do this every night,
[An explanation of this is given in Kuntres a-tfilah in chapter eleven that this prayer applies only to the great righteous, etc., but the rest of the people do not need to celebrate the Tikkun Hatzot every night. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
עַל כָּל פָּנִים לֹא יִפְחוֹת מִפַּעַם אַחַד בַּשָּׁבוּעַ, לִפְנֵי יוֹם הַשַּׁבָּת,
let him perform the Tikun Hatzot at least once a week before Saturday,
Before Shabbat, that is, on the night of Thursday to Friday.
כַּנּוֹדָע לַיּוֹדְעִים, שֶׁהַשַּׁבָּת הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
for, as is well known to those who are knowledgeable [in Kabbalah], Shabbat is the category of upper repentance,
וְשַׁבָּ"ת אוֹתִיּוֹת תָּשֵׁ"ב אֱנוֹשׁ,
and in the word Shabbat the letters of the word tashev: “return [tashev] man”,
This is how the wise men comment in the Bereishit slave madrasah, 22 words from the book “Teilim, 90: 3:“ You bring a man to exhaustion and say: “Come back, sons of man!”
Thus, Shabbat is associated with the Tshuva aspect. But why exactly the aspect of “tshuva ilaa”?
כִּי בְּשַׁבָּת הִיא עֲלִיּוֹת הָעוֹלָמוֹת לִמְקוֹרָם כוּ ',
Because on Shabbat, the ascension of the worlds to their source, etc.
Shabbat is also the time of the ascension of the soul to its source - the essence of the concept of Tshuva.
וּבִפְרָט תְּפִלּוֹת הַשַּׁבָּת וְדַי לַמֵבִין.
and especially - the prayers of the Sabbath, and the knowledgeable enough is said.
In fact, even on weekdays, prayer expresses the “tshuva ilaa” aspect, as mentioned above, but especially on Shabbat.
(וּבַזֶּה יוּבַן מַה שֶׁכָּתוּב: "שׁוּבָה אֵלַי כִּי גְּאַלְתִּיךָ",
(And in connection with this, the words become clear: “Come back to Me, for I have delivered you.”
Yeshayah, 44:22. Remember this, Jacob, and Israel, for you are my servant; I created you, My servant you, Israel, do not forget Me! I erased crime like fog
Message of repentance
Chapter 10
וּמֵאַחַר שֶׁהַתְּפִלָּה הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
And since prayer is the highest repentance,
Aspect of “Tshuva Ilaa”
צָרִיךְ לְהַקְדִּים לְפָנֶיהָ בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה.
it needs to be preceded by a lower repentance.
“Tshuva tataa” is the submission of one's animal soul and the state of a “broken heart”, as explained above.
וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה בַּמִּשְׁנָה: "אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ כֹּבֶד רֹאשׁ",
Our sages said this in the Mishnah: "They begin to prayer only in a serious mood."
Babylonian Talmud, tract Brachot, 30b.
וּפֵרַשׁ רַשִׁ"י "הַכְנָעָה",
Rashi explained this as humility,
When a man is broken and broken.
וְהִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה
and this is the lower repentance
Aspect of Tshuva Tataa.
לְעוֹרֵר רַחֲמִים כַּנִּזְכָּר לְעֵיל,
in order to awaken mercy, as mentioned above
This was discussed in detail in chapters seven and eight.
וְכִדְיָלִיף הַתָּם בַּגְּמָרָא מִקְרָא,
and as the Talmud explains in the Torah:
Babylonian Talmud, tract Brachot 30b.
דִּכְתִיב: "וְהִיא מָרַת נָפֶשׁ".
"And she is in the bitterness of the soul."
Shmuel 1.1: 10. And Hannah arose after eating and drinking in Shiloh; and Eli, the priest, was sitting at the door of the temple of Gd. She, in spiritual bitterness, PRAYED Gd and wept bitterly, and made a vow, and said: Gd of Hosts! If you condescend to the suffering of your servant and remember me, and do not forget your servant and give your servant a male child, then I will give it to Gd for all the days of his life, and the razor will not touch his head. From these words of the Torah, the sages teach that in order to pray to Gd, one must first come to a state of spiritual bitterness, “Marat Nefesh”. This state is just an aspect of “lower repentance,” “tshuva tataa.”
אָכֵן בַּבָּרָיְתָא שָׁם: "תָּנוּ רַבָּנָן, אֵין עוֹמְדִין לְהִתְפַּלֵּל אֶלָּא מִתּוֹךְ שִׂמְחָה".
At the same time, the sages in Barait said: "They begin to pray only in a joyful mood."
Babylonian Talmud, tract of Brachot, 31a. This means that immediately, following the state of bitterness, which is the proper preparation for prayer, a person should turn to a state of joy, a “simcha” in which one must stay during prayer.
וְעַכְשָׁו בְּדוֹר יָתוֹם הַזֶּה, שֶׁאֵין הַכֹּל יְכוֹלִין לַהֲפֹךְ לִבָּם כְּרֶגַע מִן הַקָּצֶה,
Now, in this poor spirit generation, when not everyone can instantly turn their hearts from extreme to extreme,
People do not have such spiritual strength that, from the sincere bitterness caused by reflections on their true spiritual position, immediately starting to pray, they will switch to a state of joy caused by awareness of proximity to Gd during prayer and fulfillment of the commandments.
אֲזַי עֵצָה הַיְעוּצָה, לְהַקְדִּים בְּחִינַת תְּשׁוּבָה תַּתָּאָה בְּתִקּוּן חֲצוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל.
It is advised that prayer be preceded by lower repentance during the performance of the Tikun Hatsot, as mentioned above.
The seventh chapter said that the most suitable time in the spiritual plan for spiritual self-report and reflection, leading to humility and a broken heart, when the midnight prayer “tikun hatsot” about the destroyed Temple is performed.
וּמִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּכָל לַיְלָה
The one who cannot do this every night,
[An explanation of this is given in Kuntres a-tfilah in chapter eleven that this prayer applies only to the great righteous, etc., but the rest of the people do not need to celebrate the Tikkun Hatzot every night. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].
עַל כָּל פָּנִים לֹא יִפְחוֹת מִפַּעַם אַחַד בַּשָּׁבוּעַ, לִפְנֵי יוֹם הַשַּׁבָּת,
let him perform the Tikun Hatzot at least once a week before Saturday,
Before Shabbat, that is, on the night of Thursday to Friday.
כַּנּוֹדָע לַיּוֹדְעִים, שֶׁהַשַּׁבָּת הִיא בְּחִינַת תְּשׁוּבָה עִלָּאָה
for, as is well known to those who are knowledgeable [in Kabbalah], Shabbat is the category of upper repentance,
וְשַׁבָּ"ת אוֹתִיּוֹת תָּשֵׁ"ב אֱנוֹשׁ,
and in the word Shabbat the letters of the word tashev: “return [tashev] man”,
This is how the wise men comment in the Bereishit slave madrasah, 22 words from the book “Teilim, 90: 3:“ You bring a man to exhaustion and say: “Come back, sons of man!”
Thus, Shabbat is associated with the Tshuva aspect. But why exactly the aspect of “tshuva ilaa”?
כִּי בְּשַׁבָּת הִיא עֲלִיּוֹת הָעוֹלָמוֹת לִמְקוֹרָם כוּ ',
Because on Shabbat, the ascension of the worlds to their source, etc.
Shabbat is also the time of the ascension of the soul to its source - the essence of the concept of Tshuva.
וּבִפְרָט תְּפִלּוֹת הַשַּׁבָּת וְדַי לַמֵבִין.
and especially - the prayers of the Sabbath, and the knowledgeable enough is said.
In fact, even on weekdays, prayer expresses the “tshuva ilaa” aspect, as mentioned above, but especially on Shabbat.
(וּבַזֶּה יוּבַן מַה שֶׁכָּתוּב: "שׁוּבָה אֵלַי כִּי גְּאַלְתִּיךָ",
(And in connection with this, the words become clear: “Come back to Me, for I have delivered you.”
Yeshayah, 44:22. Remember this, Jacob, and Israel, for you are my servant; I created you, My servant you, Israel, do not forget Me! I erased crime like fog
У записи 5 лайков,
0 репостов,
361 просмотров.
0 репостов,
361 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский