Продолжение Тании
В главе 17. Это происходит в тот момент когда животная душа допущена к власти в теле и тогда категория Хохма Б-жественной души и искра Б-жественности получаются в изгнании внутри тела человека.
וְלָכֵן נִקְרֵאת אַהֲבָה זוֹ בַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית, שֶׁרְצוֹנָהּ וְחֶפְצָהּ לְדָבֵק בַּה’ חַיֵּי הַחַיִּים בָּרוּךְ הוּא, בְּשֵׁם “אַהֲבָה מְסֻתֶּרֶת”,
И потому эта любовь в Б-жественной душе, желание и жажда которой соединиться со Всевышним, Жизнью жизней, благословен Он, называется скрытой любовью [«ахава месутерет»],
Название странное, на первый взгляд. Ведь любовь это такое чувство, которое имеет смысл, когда оно открыто для человека, иначе бессмысленно вообще говорить о наличии любви. Но, как будет объяснено ниже, название этой любви подразумевает не скрытность самого чувства любви, но воздействие некоей посторонней силы - скрывающая оболочка «клипа» - прячущей эту любовь.
כִּי הִיא מְסֻתֶּרֶת וּמְכֻסָּה בִּלְבוּשׁ שַׂק דִּקְלִפָּה בְּפוֹשְׁעֵי יִשְׂרָאֵל וּמִמֶּנָּה נִכְנַס בָּהֶם רוּחַ שְׁטוּת לַחֲטֹא, כְּמַאֲמָר רַזַ”ל: אֵין אָדָם חוֹטֵא כוּ’.
ибо она скрыта и заслонена в грешниках-евреях грубым одеянием категории «клипа», и от него в них вступает дух глупости [«руах штут»], приводящий к греху, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Человек грешит, только если и т. д.».
Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 3 а. «Человек грешит, только если в него вступает дух глупости». Влияние этого «духа глупости» выражается в том, что, как было объяснено выше, человек, совершающий грех, продолжает считать себя таким же евреев, как и прежде и не замечает, что между ним и Всевышним начинает пролегать пропасть, не дай Б-г. Ведь если бы он действительно отдавал себе полный отчет в том, что своим действием разрывает свою связь с Б-гом, то никогда не пошел бы на это - любовь, коренящаяся в сердце его, не позволила бы ему это. Та самая любовь, которая движет евреем в момент истины, когда нужно выбирать между жизнью и смертью. Но почему же, - можно задать вопрос, - этот «дух глупости» не вводит человека в заблуждение и не мешает сделать правильный выбор, когда человека заставляют отказаться от Б-га? Объясняет Алтер Ребе, что «клипа» способна затуманить отрицательный эффект только тех действий, которые не касаются напрямую категории Хохма Б-жественной души. Но когда человеку ниспосылается Свыше испытание отказаться от своего еврейства или умереть, прославляя Имя Б-га, где должна проявится сила высшей мудрости, вера, которая проистекает из категории Хохма - туда влияние «клипы» уже не достигает. Тогда еврей уже явно ощущает, что стоит на краю пропасти - быть оторванным от своего Б-га и он готов возвратить Ему свою душу незапятнанной.
* * *
Книга Средних
Глава 19
אֶלָּא שֶׁגָּלוּת הַזֶּה לִבְחִינַת חָכְמָה אֵינוֹ אֶלָּא לַבְּחִינָה הַמִּתְפַּשֶּׁטֶת מִמֶּנָּה בַּנֶּפֶשׁ כֻּלָּהּ לְהַחֲיוֹתָהּ,
Однако это изгнание категории мудрости касается лишь той ее ступени, которая распространяется во всей душе, чтобы ее оживлять [Б-жественной жизненностью],
Лишь тот аспект категории Хохма, который способен соотноситься с частными проявлениями души и распространяться в них, может находится в состоянии изгнания и для него будут закрыты какие-либо пространства души и затем тела для оживления их явной Б-жественной жизненностью со стороны святости, что остановило бы их от нарушения Воли Творца.
אֲבָל שֹׁרֶשׁ וְעִקָּר שֶׁל בְחִינַת חָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית הוּא בַּמֹּחִין, וְאֵינָהּ מִתְלַבֶּשֶׁת בִּלְבוּשׁ שַׂק דִּקְלִפָּה שֶׁבַּלֵּב בֶּחָלָל הַשְּׂמָאלִי בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ,
но корень и основа категории мудрости [«икар а-Хохма»] в Б-жественной душе находится в мозгу и не облекается в грубое одеяние категории «клипа» в левой полости сердца в состоянии полного изгнания.
Не находится в изгнании до такой степени, чтобы полностью прекратилось ее влияние.
רַק שֶׁהִיא בִּבְחִינַת שֵׁנָה בָּרְשָׁעִים, וְאֵינָהּ פּוֹעֶלֶת פְּעֻלָּתָהּ בָּהֶם כָּל זְמַן שֶׁעֲסוּקִים בְּדַעְתָּם וּבִינָתָם בְּתַאֲוַת הָעוֹלָם.
В грешниках она [- эта основа категории Хохма остается] в «состоянии сна» [«шейна»] и не оказывает на них своего воздействия, пока их знание [«Даат»] и понимание [«Бина»] сосредотачиваются на удовольствиях этого мира.
Спящий человек ничем не отличается от бодрствующего - все силы и качества, существующие в одном, присутствуют и в другом, но лишь в сокрытом виде. Также и здесь, Хохма не оказывает на грешников своего воздействия, не вызывает в них состояние «битуль» - самоаннулирования перед Всевышним, пока более внешние силы («кохот а-глуим») души, нежели Хохма - Бина и Даат погружены в физические наслаждения. Тогда Хохма пребывает как бы в дреме.
אַךְ כְּשֶׁבָּאִים לִידֵי נִסָּיוֹן בִּדְבַר אֱמוּנָה, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַדַּעַת, וְנָגְעָה עַד הַנֶּפֶשׁ לִבְחִינַת חָכְמָה שֶׁבָּהּ אֲזַי הִיא נֵעוֹרָה מִשְּׁנָתָהּ, וּפוֹעֶלֶת פְּעֻלָּתָהּ בְּכֹחַ ה’ הַמְּלֻבָּשׁ בָּהּ,
Но когда они [грешники] подвергаются испытанию в вере, которая выше разума [«Даат»] и проникает до самой души, до категории мудрости, которая в ней [ибо вера коренится в категории Хохма], тогда категория мудрости в них просыпается ото сна и оказывает свое воздействие силой Всевышнего, в ней облеченного,
Влияние категории Хохма выражается в готовности человека пожертвовать своей жизнью, прославляя Имя Творца.
וּכְּמֹו שֶׁכָּתוּב: “וַיִּקַּץ כְּיָשֵׁן ה’”,
как написано: «И пробудился, как спящий, Всевышний».
Теилим, 78:65. Эти слова намекают на категорию Хохма в душе и Бесконечный Б-жественный свет Эйн Соф, облаченный в нее, находящиеся вначале в состоянии дремоты и не имеющие воздействия на человека, но просыпающиеся в час решающего испытания веры.
לַעֲמֹד בַּנִּסָּיוֹן בֶּאֱמוּנַת ה’ בְּלִי שׁוּם טַעַם וְדַעַת וְשֵׂכֶל מֻשָּׂג לוֹ,
[В такие моменты на грешника нисходит вдохновение] без всякого обоснования, и знания, и понятия, дабы он устоял в испытании [его] веры во Всевышнего,
Он сам толком не отдает себе отчета, почему у него нет другого выхода, кроме как отдать свою жизнь за Б-га.
לְהִתְגַּבֵּר עַל הַקְּלִפּוֹת וְתַאֲווֹת עוֹלָם הַזֶּה בַּהֶתֵּר וּבָאִסּוּר שֶׁהֻרְגַּל בָּהֶם, וְלִמְאֹס בָּהֶם
и преодолел «клипот» и жажду удовольствий этого мира в дозволенном и недозволенном, к чему он привык, и испытал ко всему этому отвращение,
Таким образом, в тот момент, когда человек стоит в полной готовности отдать свою жизнь во Имя Всевышнего, то он не только овладевает своими внутренними побуждениями к страстям этого мира, но они становятся омерзительными в его глазах.
וְלִבְחֹר לוֹ ה’ לְחַלְּקוֹ וּלְגוֹרָלוֹ, לִמְסֹר לוֹ נַפְשׁוֹ עַל קְדֻשַּׁת שְׁמוֹ.
и избрал своим уделом [«хелек»] и жребием [«гораль»] Всевышнего, и отдал Ему душу свою для освящения имени Его.
Уделом называются внутренние силы души, такие как: разум и эмоции («сехель» и «мидот»), более сущностные, такие как: желание и наслаждение («рацон» и «таануг») называются жребием. На всех этих уровнях человек полностью вручает свою душу Всевышнему.
וְאַף כִּי הַקְּלִפּוֹת גָּבְרוּ עָלָיו כָּל יָמָיו וְלֹא יָכוֹל לָהֶם,
И хотя «клипот» всю жизнь брали верх над ним и он не мог с ними справиться
Ведь речь тут идет о грешниках народа Израиля, которые также отдают свои жизни, прославляя Имя Творца в момент серьезных испытаний.
כְּמַאֲמַר רַזַ”ל שֶׁ”הָרְשָׁעִים הֵם בִּרְשׁוּת לִבָּם”,
как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Грешники во власти своего сердца»
Берейшит раба, 34:11. Власть над ними находится в левой полости сердца, где обитает животная душа и дурное начало «йецер а-ра», происходящие из категории «клипа».
מִכָּל מָקֹום כְּשֶׁבָּא לִידֵי נִסָּיוֹן בִּדְבַר אֱמוּנָה בַּה’ אֶחָד, שֶׁיְּסֹודָתָהּ בְּהַרְרֵי קֹדֶשׁ, הִיא בְּחִינַת חָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית, שֶׁבָּהּ מְלֻבָּשׁ אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא הֲרֵי כָּל הַקְּלִפּוֹת בְּטֵלִים וּמְבֻטָּלִים וְהָיוּ כְּלֹא הָיוּ מַמָּשׁ לִפְנֵי ה’,
все же когда [такой человек] подвергается испытанию в вере в единого Б-га, основание которой на вершине святости [«Кодеш»], то есть в категории мудрости в Б-жественной душе, в которой [в категории мудрости] облечен Бесконечный Б-жественный свет Эйн Соф, благословен Он, тогда все «клипот» уничтожаются [«битуль»] совершенно пред Всевышним, как будто их не было,
Выше было упомянуто, что категория Хохма называется «Кодеш».
כְּדִכְתִיב: “כָּל הַגֹּויִם כְּאַיִן נֶגְדּוֹ וְגֹו’”,
как сказано: «Все народы как ничто пред Ним и т. д.»,
Йешаяу, 40:71. Включая «клипот».
וּכְתִיב: “כִּי הִנֵּה אוֹיְבֶיךָ ה’, כִּי הִנֵּה אוֹיְבֶיךָ יֹאבֵדוּ יִתְפָּרְדוּ וְגֹו’”,
а также: «Ибо вот враги Твои, Всевышний, ибо вот враги Твои погибнут, рассеются и т. д.»,
Теилим, 92:10. Включая также «клипот», которые названы врагами Б-га.
וּכְתִיב: “כְּהִמֵּס דּוֹנַג מִפְּנֵי אֵשׁ יֹאבְדוּ וְגֹו’”,
а также: «Как тает воск у огня, погибнут и т. д.»,
Теилим, 68:3. Злодеи и «клипот» превратятся в «лужу» пред Б-гом.
וּכְתִיב: “הָרִים כַּדּוֹנַג נָמַסּוּ”.
а также: «Горы, как воск, растаяли».
Теилим, 97:5. Это «клипот» ощущают себя высокими горами.
Но по отношению к Бесконечности Б-жественного света, который облечен внутри категории Хохма еврейской души, растворяются и исчезают все, скрывающие Б-жественный свет оболочки «клипот». Происходит это пробуждение и раскрытие в душе категории Хохма в тот момент, когда еврей выдерживает испытание отказаться от своего Творца или погибнуть. Поэтому, даже если прежде, «клипот» брали верх в человеке, но сейчас он обладает силами победить их. Это значит, что у еврея всегда есть силы (происходящие из категории Хохма - из скрытой любви «ахава месутерет») преодолеть вожделения своего сердца. Нужно лишь разбудить в себе эти силы.
Ниже объяснит Алтер Ребе каким образом в этой категории любви «ахава месутерет» заключен также и страх перед Б-гом, который необходим для полноценного духовного служения. Ведь, как было отмечено выше, только лишь силой этой любви еврей способен учить Тору и исполнять все заповеди.
וְהִנֵּה, אוֹר ה’ אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא הַמְּלֻבָּשׁ בַּחָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ גָּדוֹל וְעָצוּם כֹּחוֹ כָּל כָּךְ לְגָרֵשׁ וְלִדְחוֹת הַס
В главе 17. Это происходит в тот момент когда животная душа допущена к власти в теле и тогда категория Хохма Б-жественной души и искра Б-жественности получаются в изгнании внутри тела человека.
וְלָכֵן נִקְרֵאת אַהֲבָה זוֹ בַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית, שֶׁרְצוֹנָהּ וְחֶפְצָהּ לְדָבֵק בַּה’ חַיֵּי הַחַיִּים בָּרוּךְ הוּא, בְּשֵׁם “אַהֲבָה מְסֻתֶּרֶת”,
И потому эта любовь в Б-жественной душе, желание и жажда которой соединиться со Всевышним, Жизнью жизней, благословен Он, называется скрытой любовью [«ахава месутерет»],
Название странное, на первый взгляд. Ведь любовь это такое чувство, которое имеет смысл, когда оно открыто для человека, иначе бессмысленно вообще говорить о наличии любви. Но, как будет объяснено ниже, название этой любви подразумевает не скрытность самого чувства любви, но воздействие некоей посторонней силы - скрывающая оболочка «клипа» - прячущей эту любовь.
כִּי הִיא מְסֻתֶּרֶת וּמְכֻסָּה בִּלְבוּשׁ שַׂק דִּקְלִפָּה בְּפוֹשְׁעֵי יִשְׂרָאֵל וּמִמֶּנָּה נִכְנַס בָּהֶם רוּחַ שְׁטוּת לַחֲטֹא, כְּמַאֲמָר רַזַ”ל: אֵין אָדָם חוֹטֵא כוּ’.
ибо она скрыта и заслонена в грешниках-евреях грубым одеянием категории «клипа», и от него в них вступает дух глупости [«руах штут»], приводящий к греху, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Человек грешит, только если и т. д.».
Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 3 а. «Человек грешит, только если в него вступает дух глупости». Влияние этого «духа глупости» выражается в том, что, как было объяснено выше, человек, совершающий грех, продолжает считать себя таким же евреев, как и прежде и не замечает, что между ним и Всевышним начинает пролегать пропасть, не дай Б-г. Ведь если бы он действительно отдавал себе полный отчет в том, что своим действием разрывает свою связь с Б-гом, то никогда не пошел бы на это - любовь, коренящаяся в сердце его, не позволила бы ему это. Та самая любовь, которая движет евреем в момент истины, когда нужно выбирать между жизнью и смертью. Но почему же, - можно задать вопрос, - этот «дух глупости» не вводит человека в заблуждение и не мешает сделать правильный выбор, когда человека заставляют отказаться от Б-га? Объясняет Алтер Ребе, что «клипа» способна затуманить отрицательный эффект только тех действий, которые не касаются напрямую категории Хохма Б-жественной души. Но когда человеку ниспосылается Свыше испытание отказаться от своего еврейства или умереть, прославляя Имя Б-га, где должна проявится сила высшей мудрости, вера, которая проистекает из категории Хохма - туда влияние «клипы» уже не достигает. Тогда еврей уже явно ощущает, что стоит на краю пропасти - быть оторванным от своего Б-га и он готов возвратить Ему свою душу незапятнанной.
* * *
Книга Средних
Глава 19
אֶלָּא שֶׁגָּלוּת הַזֶּה לִבְחִינַת חָכְמָה אֵינוֹ אֶלָּא לַבְּחִינָה הַמִּתְפַּשֶּׁטֶת מִמֶּנָּה בַּנֶּפֶשׁ כֻּלָּהּ לְהַחֲיוֹתָהּ,
Однако это изгнание категории мудрости касается лишь той ее ступени, которая распространяется во всей душе, чтобы ее оживлять [Б-жественной жизненностью],
Лишь тот аспект категории Хохма, который способен соотноситься с частными проявлениями души и распространяться в них, может находится в состоянии изгнания и для него будут закрыты какие-либо пространства души и затем тела для оживления их явной Б-жественной жизненностью со стороны святости, что остановило бы их от нарушения Воли Творца.
אֲבָל שֹׁרֶשׁ וְעִקָּר שֶׁל בְחִינַת חָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית הוּא בַּמֹּחִין, וְאֵינָהּ מִתְלַבֶּשֶׁת בִּלְבוּשׁ שַׂק דִּקְלִפָּה שֶׁבַּלֵּב בֶּחָלָל הַשְּׂמָאלִי בִּבְחִינַת גָּלוּת מַמָּשׁ,
но корень и основа категории мудрости [«икар а-Хохма»] в Б-жественной душе находится в мозгу и не облекается в грубое одеяние категории «клипа» в левой полости сердца в состоянии полного изгнания.
Не находится в изгнании до такой степени, чтобы полностью прекратилось ее влияние.
רַק שֶׁהִיא בִּבְחִינַת שֵׁנָה בָּרְשָׁעִים, וְאֵינָהּ פּוֹעֶלֶת פְּעֻלָּתָהּ בָּהֶם כָּל זְמַן שֶׁעֲסוּקִים בְּדַעְתָּם וּבִינָתָם בְּתַאֲוַת הָעוֹלָם.
В грешниках она [- эта основа категории Хохма остается] в «состоянии сна» [«шейна»] и не оказывает на них своего воздействия, пока их знание [«Даат»] и понимание [«Бина»] сосредотачиваются на удовольствиях этого мира.
Спящий человек ничем не отличается от бодрствующего - все силы и качества, существующие в одном, присутствуют и в другом, но лишь в сокрытом виде. Также и здесь, Хохма не оказывает на грешников своего воздействия, не вызывает в них состояние «битуль» - самоаннулирования перед Всевышним, пока более внешние силы («кохот а-глуим») души, нежели Хохма - Бина и Даат погружены в физические наслаждения. Тогда Хохма пребывает как бы в дреме.
אַךְ כְּשֶׁבָּאִים לִידֵי נִסָּיוֹן בִּדְבַר אֱמוּנָה, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַדַּעַת, וְנָגְעָה עַד הַנֶּפֶשׁ לִבְחִינַת חָכְמָה שֶׁבָּהּ אֲזַי הִיא נֵעוֹרָה מִשְּׁנָתָהּ, וּפוֹעֶלֶת פְּעֻלָּתָהּ בְּכֹחַ ה’ הַמְּלֻבָּשׁ בָּהּ,
Но когда они [грешники] подвергаются испытанию в вере, которая выше разума [«Даат»] и проникает до самой души, до категории мудрости, которая в ней [ибо вера коренится в категории Хохма], тогда категория мудрости в них просыпается ото сна и оказывает свое воздействие силой Всевышнего, в ней облеченного,
Влияние категории Хохма выражается в готовности человека пожертвовать своей жизнью, прославляя Имя Творца.
וּכְּמֹו שֶׁכָּתוּב: “וַיִּקַּץ כְּיָשֵׁן ה’”,
как написано: «И пробудился, как спящий, Всевышний».
Теилим, 78:65. Эти слова намекают на категорию Хохма в душе и Бесконечный Б-жественный свет Эйн Соф, облаченный в нее, находящиеся вначале в состоянии дремоты и не имеющие воздействия на человека, но просыпающиеся в час решающего испытания веры.
לַעֲמֹד בַּנִּסָּיוֹן בֶּאֱמוּנַת ה’ בְּלִי שׁוּם טַעַם וְדַעַת וְשֵׂכֶל מֻשָּׂג לוֹ,
[В такие моменты на грешника нисходит вдохновение] без всякого обоснования, и знания, и понятия, дабы он устоял в испытании [его] веры во Всевышнего,
Он сам толком не отдает себе отчета, почему у него нет другого выхода, кроме как отдать свою жизнь за Б-га.
לְהִתְגַּבֵּר עַל הַקְּלִפּוֹת וְתַאֲווֹת עוֹלָם הַזֶּה בַּהֶתֵּר וּבָאִסּוּר שֶׁהֻרְגַּל בָּהֶם, וְלִמְאֹס בָּהֶם
и преодолел «клипот» и жажду удовольствий этого мира в дозволенном и недозволенном, к чему он привык, и испытал ко всему этому отвращение,
Таким образом, в тот момент, когда человек стоит в полной готовности отдать свою жизнь во Имя Всевышнего, то он не только овладевает своими внутренними побуждениями к страстям этого мира, но они становятся омерзительными в его глазах.
וְלִבְחֹר לוֹ ה’ לְחַלְּקוֹ וּלְגוֹרָלוֹ, לִמְסֹר לוֹ נַפְשׁוֹ עַל קְדֻשַּׁת שְׁמוֹ.
и избрал своим уделом [«хелек»] и жребием [«гораль»] Всевышнего, и отдал Ему душу свою для освящения имени Его.
Уделом называются внутренние силы души, такие как: разум и эмоции («сехель» и «мидот»), более сущностные, такие как: желание и наслаждение («рацон» и «таануг») называются жребием. На всех этих уровнях человек полностью вручает свою душу Всевышнему.
וְאַף כִּי הַקְּלִפּוֹת גָּבְרוּ עָלָיו כָּל יָמָיו וְלֹא יָכוֹל לָהֶם,
И хотя «клипот» всю жизнь брали верх над ним и он не мог с ними справиться
Ведь речь тут идет о грешниках народа Израиля, которые также отдают свои жизни, прославляя Имя Творца в момент серьезных испытаний.
כְּמַאֲמַר רַזַ”ל שֶׁ”הָרְשָׁעִים הֵם בִּרְשׁוּת לִבָּם”,
как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Грешники во власти своего сердца»
Берейшит раба, 34:11. Власть над ними находится в левой полости сердца, где обитает животная душа и дурное начало «йецер а-ра», происходящие из категории «клипа».
מִכָּל מָקֹום כְּשֶׁבָּא לִידֵי נִסָּיוֹן בִּדְבַר אֱמוּנָה בַּה’ אֶחָד, שֶׁיְּסֹודָתָהּ בְּהַרְרֵי קֹדֶשׁ, הִיא בְּחִינַת חָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית, שֶׁבָּהּ מְלֻבָּשׁ אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא הֲרֵי כָּל הַקְּלִפּוֹת בְּטֵלִים וּמְבֻטָּלִים וְהָיוּ כְּלֹא הָיוּ מַמָּשׁ לִפְנֵי ה’,
все же когда [такой человек] подвергается испытанию в вере в единого Б-га, основание которой на вершине святости [«Кодеш»], то есть в категории мудрости в Б-жественной душе, в которой [в категории мудрости] облечен Бесконечный Б-жественный свет Эйн Соф, благословен Он, тогда все «клипот» уничтожаются [«битуль»] совершенно пред Всевышним, как будто их не было,
Выше было упомянуто, что категория Хохма называется «Кодеш».
כְּדִכְתִיב: “כָּל הַגֹּויִם כְּאַיִן נֶגְדּוֹ וְגֹו’”,
как сказано: «Все народы как ничто пред Ним и т. д.»,
Йешаяу, 40:71. Включая «клипот».
וּכְתִיב: “כִּי הִנֵּה אוֹיְבֶיךָ ה’, כִּי הִנֵּה אוֹיְבֶיךָ יֹאבֵדוּ יִתְפָּרְדוּ וְגֹו’”,
а также: «Ибо вот враги Твои, Всевышний, ибо вот враги Твои погибнут, рассеются и т. д.»,
Теилим, 92:10. Включая также «клипот», которые названы врагами Б-га.
וּכְתִיב: “כְּהִמֵּס דּוֹנַג מִפְּנֵי אֵשׁ יֹאבְדוּ וְגֹו’”,
а также: «Как тает воск у огня, погибнут и т. д.»,
Теилим, 68:3. Злодеи и «клипот» превратятся в «лужу» пред Б-гом.
וּכְתִיב: “הָרִים כַּדּוֹנַג נָמַסּוּ”.
а также: «Горы, как воск, растаяли».
Теилим, 97:5. Это «клипот» ощущают себя высокими горами.
Но по отношению к Бесконечности Б-жественного света, который облечен внутри категории Хохма еврейской души, растворяются и исчезают все, скрывающие Б-жественный свет оболочки «клипот». Происходит это пробуждение и раскрытие в душе категории Хохма в тот момент, когда еврей выдерживает испытание отказаться от своего Творца или погибнуть. Поэтому, даже если прежде, «клипот» брали верх в человеке, но сейчас он обладает силами победить их. Это значит, что у еврея всегда есть силы (происходящие из категории Хохма - из скрытой любви «ахава месутерет») преодолеть вожделения своего сердца. Нужно лишь разбудить в себе эти силы.
Ниже объяснит Алтер Ребе каким образом в этой категории любви «ахава месутерет» заключен также и страх перед Б-гом, который необходим для полноценного духовного служения. Ведь, как было отмечено выше, только лишь силой этой любви еврей способен учить Тору и исполнять все заповеди.
וְהִנֵּה, אוֹר ה’ אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא הַמְּלֻבָּשׁ בַּחָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ גָּדוֹל וְעָצוּם כֹּחוֹ כָּל כָּךְ לְגָרֵשׁ וְלִדְחוֹת הַס
Continuation of Tania
In chapter 17. This happens at the moment when the animal soul is admitted to power in the body and then the category of Hochma of the Divine soul and the spark of Divinity are obtained in exile inside the human body.
וְלָכֵן נִקְרֵאת אַהֲבָה זוֹ בַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית, שֶׁרְצוֹנָהּ וְחֶפְצָהּ לְדָבֵק בַּה ’חַיֵּי הַחַיִּים בָּרוּךְ הוּא, בְּשֵׁם“ אַהֲבָה מְסֻתֶּרֶת ”
And therefore, this love in the Divine soul, whose desire and thirst to unite with the Almighty, the Life of lives, blessed by Him, is called hidden love [“Akhava Mesuteret”],
The name is strange at first glance. After all, love is a feeling that makes sense when it is open to a person, otherwise it makes no sense at all to talk about the presence of love. But, as will be explained below, the name of this love does not imply the secrecy of the feeling of love itself, but the influence of some extraneous force - the hiding shell of the "clip" - hiding this love.
כִּי הִיא מְסֻתֶּרֶת וּמְכֻסָּה בִּלְבוּשּׁשׁ
for it is hidden and obscured in Jewish sinners by the coarse robe of the “clip” category, and from it comes the spirit of stupidity [ruach shtut], leading to sin, as our sages said, of a blessed memory: “A man sins only if etc. ”
Babylonian Talmud, tract of Soth, 3 a. "A man sins only if the spirit of stupidity enters into him." The influence of this "spirit of stupidity" is expressed in the fact that, as explained above, a person committing a sin continues to consider himself to be the same Jews as before and does not notice that a gap begins to cross between him and the Almighty, God forbid . After all, if he really was fully aware that he would break his connection with Gd by his action, he would never go for it - the love rooted in his heart would not allow him that. The very love that drives a Jew at the moment of truth, when you need to choose between life and death. But why, - you can ask a question, - this "spirit of stupidity" does not mislead a person and does not interfere with making the right choice when a person is forced to abandon Gd? Alter Rebbe explains that the “clip” is capable of blurring the negative effect of only those actions that do not directly concern the category of Hochma of the Divine soul. But when a person is sent from Above the test of renouncing their Jewry or dying, glorifying the Name of Gd, where the power of higher wisdom should manifest, the faith that flows from the Hochma category does not reach the influence of the “music video” there. Then the Jew already clearly feels that he is standing on the edge of the abyss - to be divorced from his Gd and he is ready to return his soul to him spotless.
* * *
Book of Means
Chapter 19
אֶלָּא שֶׁגָּלוּת הַזֶּה לִבְחִינַת חָכְמָה אֵינוֹ אֶלָּא לַבְּחִינָה הַמִּתְפַּשֶּׁטֶת מִמֶּנָּה בַּנֶּפֶשׁ כֻּלָּהּ לְהַחֲיוֹתָהּ,
However, this exile of the category of wisdom concerns only its stage, which is spread throughout the soul in order to revive it [the Divine vitality],
Only that aspect of the Hochma category, which is able to correlate with the particular manifestations of the soul and spread in them, can be in exile and any spaces of the soul and then bodies will be closed for it to revive them with an obvious Divine vitality on the part of holiness, which stopped would them from breaking the Will of the Creator.
אֲבָל שֹׁרֶשׁ וְעִקָּר שֶׁל בְחִינַת חָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית הוּא בַּמֹּחִין, וְאֵינָהּ מִתְלַבֶּשֶׁת בִּלְבוּשׁ שַׂק דִּקְלִפָּה שֶׁבַּלֵּב בֶּחָלָל הַשְּׂמָאת
but the root and foundation of the category of wisdom [“Ikar a-Hochma”] in the Divine soul is in the brain and does not put on the coarse robe of the category “clip” in the left cavity of the heart in a state of complete exile.
He is not in exile to such an extent that its influence ceases completely.
רַק שֶׁהִיא בִּבְחִינַת שֵׁנָה בָּרְשָׁעִים, וְאֵינָהּ פּוֹעֶלֶת פְּעֻלָּתָהּ בָּהֶם כָּל זְמַן שֶׁעֲסוּקִים בְּדַעְתָּם וּבִינָתָם בְּתַאֲוַת הָעוֹלָם.
In sinners, she [- this basis of the Hochma category remains] in a “state of sleep” [“sheina”] and does not exert influence on them while their knowledge [“Daat”] and understanding [“Bina”] focus on the pleasures of this world.
The sleeping person is no different from the awake one - all the forces and qualities that exist in one are present in the other, but only in a hidden form. Also here, Hochma does not exert its influence on sinners, does not cause them to have a state of “Beatul” - self-annulment before the Almighty, while the more external forces (“Kohhot a-Gluim”) of the soul than Hochma-Bina and Daat are immersed in physical pleasures. Then Hochma is as if in a nap.
אַךְ כְּשֶׁבָּאִים לִידֵי נִסָּיוֹן בִּדְבַר אֱמוּנָה, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַדַּעַת, וְנָגְעָה עַד הַנֶּפֶשׁ לִבְחִינַת חָכְמָה שֶׁבָּהּ אֲזַי הִיה נֵעוֹרָה מִשְּׁנָת
But when they [sinners] are tested in faith, which is higher than reason [“Daat”] and penetrates to the very soul, to the category of mu
In chapter 17. This happens at the moment when the animal soul is admitted to power in the body and then the category of Hochma of the Divine soul and the spark of Divinity are obtained in exile inside the human body.
וְלָכֵן נִקְרֵאת אַהֲבָה זוֹ בַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית, שֶׁרְצוֹנָהּ וְחֶפְצָהּ לְדָבֵק בַּה ’חַיֵּי הַחַיִּים בָּרוּךְ הוּא, בְּשֵׁם“ אַהֲבָה מְסֻתֶּרֶת ”
And therefore, this love in the Divine soul, whose desire and thirst to unite with the Almighty, the Life of lives, blessed by Him, is called hidden love [“Akhava Mesuteret”],
The name is strange at first glance. After all, love is a feeling that makes sense when it is open to a person, otherwise it makes no sense at all to talk about the presence of love. But, as will be explained below, the name of this love does not imply the secrecy of the feeling of love itself, but the influence of some extraneous force - the hiding shell of the "clip" - hiding this love.
כִּי הִיא מְסֻתֶּרֶת וּמְכֻסָּה בִּלְבוּשּׁשׁ
for it is hidden and obscured in Jewish sinners by the coarse robe of the “clip” category, and from it comes the spirit of stupidity [ruach shtut], leading to sin, as our sages said, of a blessed memory: “A man sins only if etc. ”
Babylonian Talmud, tract of Soth, 3 a. "A man sins only if the spirit of stupidity enters into him." The influence of this "spirit of stupidity" is expressed in the fact that, as explained above, a person committing a sin continues to consider himself to be the same Jews as before and does not notice that a gap begins to cross between him and the Almighty, God forbid . After all, if he really was fully aware that he would break his connection with Gd by his action, he would never go for it - the love rooted in his heart would not allow him that. The very love that drives a Jew at the moment of truth, when you need to choose between life and death. But why, - you can ask a question, - this "spirit of stupidity" does not mislead a person and does not interfere with making the right choice when a person is forced to abandon Gd? Alter Rebbe explains that the “clip” is capable of blurring the negative effect of only those actions that do not directly concern the category of Hochma of the Divine soul. But when a person is sent from Above the test of renouncing their Jewry or dying, glorifying the Name of Gd, where the power of higher wisdom should manifest, the faith that flows from the Hochma category does not reach the influence of the “music video” there. Then the Jew already clearly feels that he is standing on the edge of the abyss - to be divorced from his Gd and he is ready to return his soul to him spotless.
* * *
Book of Means
Chapter 19
אֶלָּא שֶׁגָּלוּת הַזֶּה לִבְחִינַת חָכְמָה אֵינוֹ אֶלָּא לַבְּחִינָה הַמִּתְפַּשֶּׁטֶת מִמֶּנָּה בַּנֶּפֶשׁ כֻּלָּהּ לְהַחֲיוֹתָהּ,
However, this exile of the category of wisdom concerns only its stage, which is spread throughout the soul in order to revive it [the Divine vitality],
Only that aspect of the Hochma category, which is able to correlate with the particular manifestations of the soul and spread in them, can be in exile and any spaces of the soul and then bodies will be closed for it to revive them with an obvious Divine vitality on the part of holiness, which stopped would them from breaking the Will of the Creator.
אֲבָל שֹׁרֶשׁ וְעִקָּר שֶׁל בְחִינַת חָכְמָה שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹהִית הוּא בַּמֹּחִין, וְאֵינָהּ מִתְלַבֶּשֶׁת בִּלְבוּשׁ שַׂק דִּקְלִפָּה שֶׁבַּלֵּב בֶּחָלָל הַשְּׂמָאת
but the root and foundation of the category of wisdom [“Ikar a-Hochma”] in the Divine soul is in the brain and does not put on the coarse robe of the category “clip” in the left cavity of the heart in a state of complete exile.
He is not in exile to such an extent that its influence ceases completely.
רַק שֶׁהִיא בִּבְחִינַת שֵׁנָה בָּרְשָׁעִים, וְאֵינָהּ פּוֹעֶלֶת פְּעֻלָּתָהּ בָּהֶם כָּל זְמַן שֶׁעֲסוּקִים בְּדַעְתָּם וּבִינָתָם בְּתַאֲוַת הָעוֹלָם.
In sinners, she [- this basis of the Hochma category remains] in a “state of sleep” [“sheina”] and does not exert influence on them while their knowledge [“Daat”] and understanding [“Bina”] focus on the pleasures of this world.
The sleeping person is no different from the awake one - all the forces and qualities that exist in one are present in the other, but only in a hidden form. Also here, Hochma does not exert its influence on sinners, does not cause them to have a state of “Beatul” - self-annulment before the Almighty, while the more external forces (“Kohhot a-Gluim”) of the soul than Hochma-Bina and Daat are immersed in physical pleasures. Then Hochma is as if in a nap.
אַךְ כְּשֶׁבָּאִים לִידֵי נִסָּיוֹן בִּדְבַר אֱמוּנָה, שֶׁהִיא לְמַעְלָה מֵהַדַּעַת, וְנָגְעָה עַד הַנֶּפֶשׁ לִבְחִינַת חָכְמָה שֶׁבָּהּ אֲזַי הִיה נֵעוֹרָה מִשְּׁנָת
But when they [sinners] are tested in faith, which is higher than reason [“Daat”] and penetrates to the very soul, to the category of mu
У записи 6 лайков,
1 репостов,
542 просмотров.
1 репостов,
542 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский