Всплеск эмоций В начале главы Торы "Хукат" дается...

Всплеск эмоций

В начале главы Торы "Хукат" дается закон о красной корове. Пишет Рамбам (рабби Моше бен Маймон): "Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые - Моше (пророком Моисеем), затем - Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так!"

Стиль, в котором написан кодекс "Мишнэ Тора" мудрецы называют "золотым": каждое слово взвешено, нет ничего лишнего, все предельно ясно. И вдруг столь эмоциональный, на первый взгляд, лишний, пассаж: "...да явится он вскоре, амен, да будет так!"

Отметим, что слова "амен, да будет так" хорошо знакомы каждому еврею, они - часть многих молитв, привычный ответ на доброе пожелание. Но их редко встретишь в книге, тем более в кодексе законов. И, что еще более удивительно, мы встречаем их именно в тексте о красной корове, в главах же, непосредственно посвященных теме прихода Машиаха, текст лишен подобных "всплесков".

Там Рамбам пишет: "А тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода - отрицает слова Торы и Моше". Обратим внимание, что здесь вера и ожидание стоят в одном ряду, "через запятую", отсюда ясно, что как для веры нет определенных сроков, но она вневременна и постоянна, так и ожидание должно быть постоянным. Как сказано: "Ибо на избавление Твое надеемся все время".

Постоянное ожидание скорее касается эмоциональной сферы, чем интеллекта, знания. Это субъективное ощущение, что "я не могу достичь совершенства, пока он не пришел", ощущение, что мир ущербен, что несовершенство везде и во всем.

Именно поэтому Рамбам, в котором это чувство было особенно сильно, упомянув Машиаха, не может удержаться от эмоционального всплеска, даже если это ломает строгий академический стиль его книги. Молитва "прорвалась" сквозь строки кодекса.

Более того, в книге, где выверено каждое слово, молитва о Машиахе написана с нарушением порядка слов, словно она не написана, а произнесена в волнении и с поспешностью. Воистину, от Моше до Моше не было подобного Моше!

https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1893677
Emotional outburst

At the beginning of the chapter of the Torah "Hukat" is given the law of the red cow. Rambam writes (Rabbi Moshe ben Maimon): “The commandment of the red cow was executed nine times: for the first time, Moshe (the prophet Moses), then Ezra, and another seven times from Ezra to the destruction of the Second Temple. For the tenth time, King Mashiach will perform it, may he come soon, amen, may it be so! "

The style in which the Mishne Torah code is written is described by the sages as “golden”: each word is weighed, there is nothing superfluous, everything is extremely clear. And suddenly such an emotional, at first glance, superfluous passage: "... may he come soon, amen, so be it!"

Note that the words "amen, let it be so" are familiar to every Jew, they are part of many prayers, the usual answer to a good wish. But they are rarely found in a book, especially in a code of laws. And, even more surprisingly, we meet them precisely in the text about the red cow, while in the chapters directly devoted to the theme of the arrival of the Messiah, the text is devoid of such “splashes”.

There, Rambam writes: "But he who does not believe in the arrival of Mashiach or does not wait for his arrival - denies the words of the Torah and Moshe." Let us note that faith and expectation are on the same line here, “separated by commas,” it is clear from this that just as there are no definite dates for faith, but it is timeless and constant, so expectation must be constant. It is said: "For we rely on your deliverance all the time."

Constant expectation is more likely to concern the emotional sphere than intelligence, knowledge. This is a subjective feeling that “I cannot achieve perfection until he has come”, a feeling that the world is flawed, that imperfection is everywhere and in everything.

That is why Rambam, in which this feeling was especially strong, mentioning Mashiach, can not resist an emotional outburst, even if it breaks the strict academic style of his book. Prayer "broke" through the lines of code.

Moreover, in the book where every word is verified, the prayer for Mashiach is written in violation of the word order, as if it was not written, but was uttered in excitement and haste. Verily, from Moshe to Moshe there was no like Moshe!

https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1893677
У записи 3 лайков,
0 репостов,
170 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям