Эта проповедь была произнесена на утренней молитве в академическом храме Петербургской Православной Духовной Академии 16 мая 2011г.
В этот день читалось следующее чтение Евангелия:
"Сказал Господь к пришедшим к Нему иудеям: Едящий Мою плоть ипьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец и Яживу Отцом, [так] и едящий Меня жить будет Мной. Этот-то есть хлеб, сшедшийс небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли; едящий хлеб этот жить будетвовек». Это говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учениковЕго, слыша то, говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» НоИисус, зная в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: «Это ли соблазняетвас? Что, если увидите Сына Человеческого, восходящего [туда], где былпрежде? Дух животворит; плоть не приносит никакой пользы. Слова, которыеговорю Я вам, – дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие». Ибо Иисусот начала знал, кто неверующие и кто предаст Его. И сказал: «Для того-то иговорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему отОтца Моего». С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже неходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон Петр отвечал Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечнойжизни; и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого»." (Ин. 6:56-69)
Во имя Отца и Сына, и СвятогоДуха.
Дорогиебратья и сестры, сегодня в евангельском чтении мы слышали часть беседы Господао хлебе небесном. Мы знаем, что речь в ней идет о таинстве Евхаристии. Однако сегодняосновное внимание обращено не к словам о хлебе, а к реакции учеников на этислова.
Так,некоторые из учеников не смогли понять слов Господа, которые действительнозвучали странно. Многих учеников соблазняло, что Он предлагал им есть Его плотьи кровь, называя их хлебом небесным. Сейчас мы можем судить об этих словахиначе, но к тому моменту еще не было установлено таинство Евхаристии. И даже близкие ученики Господа не знали, что Егоплоть и кровь могут иметь вид хлеба и вина. На тот момент для многихбожественность Спасителя еще не была очевидна, несмотря на то, что эти люди,уже насытились от Него хлебом в пустыне. Мы знаем, что они прибыли за Ним вКапернаум, чтобы сделать Его своим Царем.
Итак, мывидим, с каким настроением ученики начинали эту беседу: для них Он был уже непросто человек, но Царь, Учитель от Бога, Пророк, Чудотворец, Который можетнакормить людей пятью хлебами и двумя рыбами, исцелить больных и изгнатьнечистых духов.
Онихотели поговорить с Ним о воцарении, а Он стал говорить им о хлебе Небесном,который дает жизнь миру (Ин. 6:33), говорит о том, что пришедшего к Нему не изгонитвон (Ин. 6:37) и воскресит его в последний день (Ин.6:39). Люди же охотно отзываются на эти слова,говоря: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» (Ин. 6:34). Но сегодня мы свами видели, чем закончилась эта беседа: «многие из учеников Его отошли от Негои уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Это печальный, но вполне закономерный итог беседы:ученики не поняли своего Учителя и оставили его потому, что они не доверялиЕму.
А теперьобратим внимание на то, как Петр поступил в этой ситуации: он знал не большедругих, для него эти слова также могли не иметь смысла или звучать безумно (ненапрасно же Христос спрашивает своих учеников: «Не хотите ли и вы отойти?»). Чтоже говорит Петр? «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни; и мыуверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:68-69). Он мог непонимать слов Спасителя во всей полноте, но он всецело доверял Ему. Он верил изнал, что эти слова, какими бы непонятными они ни были – это слова вечнойжизни: они могут быть странными, чуждыми, но им надо верить, потому что его Учитель– это Христос, Сын Бога живого.
Какой жеурок для себя мы можем почерпнуть в сегодняшнем чтении? В жизни мы частовстречаемся с проявлениями божественной воли, которые можем не понимать. Но этоне должно быть для нас преткновением на нашем пути к Богу, подобно тому, какэто стало преткновением для учеников, покинувших Господа. Мы должны доверятьЕму как Петр: безмерно, понимать и верить, что все, происходящее в нашей жизни– это дело Его святой и доброй воли. И если мы что-то не понимаем сейчас, этозначит лишь то, что мы пока еще не способны этого понять, также это вовсе неозначает, что мы не поймем этого потом, когда станем готовы и созреем для понимания.
Изучаябогословие, мы часто сталкиваемся с многообразными богословскими учениями,которые сложно воспринять логически, которые на первый взгляд вообще выглядятпротиворечивыми, хотя таковыми не являются. Конечно, нам приходится заучивать многое из того,что нам говорят преподаватели. Но одно дело заучить, а совсем другое – принятьэто сердцем, как истину о Боге, сделать ее частью своей жизни, руководствоватьсяей в своих поступках и мыслях. А именно так мы должны относиться к богословскомуучению Церкви.
Оченьчасто причиной непонимания может быть наша греховность, неспособность охватитьучение Церкви во всей полноте. Сегодня мы слышали, как оставили Господа егоученики, которые не поняли Его слов. Мы видим, как проявилась в этом ихгордость: «Если я не могу понять эту истину – значит это совсем не истина,более того, это безумие» - думали они. Сегодня многие так же говорят охристианстве, высокомерно и горделиво судят о том, чего не понимают, чего дажене хотят понять. Изучающие богословие, должны пройти через испытаниенепониманием. Изучая догматику, студенты сталкиваются с непривычным отношениемк Богу: Его рассматривают как Объект изучения, выделяются какие-то свойства,имена и прочее. Не нам судить о том, хорошо это или плохо подобно ученикам,покинувшим Господа. Мы должны вспоминать доверие Петра, который тоже не понималвсей полноты учения Христа, и, подобно ему, доверять нашим учителям и тому учению,которое нам предлагается.
Закончивобучение, мы столкнемся с тем, что уже нашим словам о Боге не будут верить. Имы должны знать корни этого недоверия: гордость, высокомерие и, как ни странно,невежество. Тогда нам придется принимать это во внимание и учиться преодолеватьэти преграды. И мы будем знать, как это сделать, только если мы сами смоглипреодолеть их.
Такдавайте же, дорогие братья и сестры, воспримем учение Христово открытымсердцем: не требуя доказательств, не смущаясь внешней запутанностью иразнообразностью учений о Боге. Не будем рассматривать учение Христовокритично, а подобно Петру скажем: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь словавечной жизни». Давайте будем жить так, как заповедает нам Христос. Тогда илюди, глядя на нас, захотят стать частью Церкви Христовой и прославлять Отцанашего Небесного. Аминь.
В этот день читалось следующее чтение Евангелия:
"Сказал Господь к пришедшим к Нему иудеям: Едящий Мою плоть ипьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец и Яживу Отцом, [так] и едящий Меня жить будет Мной. Этот-то есть хлеб, сшедшийс небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли; едящий хлеб этот жить будетвовек». Это говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учениковЕго, слыша то, говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» НоИисус, зная в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: «Это ли соблазняетвас? Что, если увидите Сына Человеческого, восходящего [туда], где былпрежде? Дух животворит; плоть не приносит никакой пользы. Слова, которыеговорю Я вам, – дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие». Ибо Иисусот начала знал, кто неверующие и кто предаст Его. И сказал: «Для того-то иговорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему отОтца Моего». С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже неходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон Петр отвечал Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечнойжизни; и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого»." (Ин. 6:56-69)
Во имя Отца и Сына, и СвятогоДуха.
Дорогиебратья и сестры, сегодня в евангельском чтении мы слышали часть беседы Господао хлебе небесном. Мы знаем, что речь в ней идет о таинстве Евхаристии. Однако сегодняосновное внимание обращено не к словам о хлебе, а к реакции учеников на этислова.
Так,некоторые из учеников не смогли понять слов Господа, которые действительнозвучали странно. Многих учеников соблазняло, что Он предлагал им есть Его плотьи кровь, называя их хлебом небесным. Сейчас мы можем судить об этих словахиначе, но к тому моменту еще не было установлено таинство Евхаристии. И даже близкие ученики Господа не знали, что Егоплоть и кровь могут иметь вид хлеба и вина. На тот момент для многихбожественность Спасителя еще не была очевидна, несмотря на то, что эти люди,уже насытились от Него хлебом в пустыне. Мы знаем, что они прибыли за Ним вКапернаум, чтобы сделать Его своим Царем.
Итак, мывидим, с каким настроением ученики начинали эту беседу: для них Он был уже непросто человек, но Царь, Учитель от Бога, Пророк, Чудотворец, Который можетнакормить людей пятью хлебами и двумя рыбами, исцелить больных и изгнатьнечистых духов.
Онихотели поговорить с Ним о воцарении, а Он стал говорить им о хлебе Небесном,который дает жизнь миру (Ин. 6:33), говорит о том, что пришедшего к Нему не изгонитвон (Ин. 6:37) и воскресит его в последний день (Ин.6:39). Люди же охотно отзываются на эти слова,говоря: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» (Ин. 6:34). Но сегодня мы свами видели, чем закончилась эта беседа: «многие из учеников Его отошли от Негои уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Это печальный, но вполне закономерный итог беседы:ученики не поняли своего Учителя и оставили его потому, что они не доверялиЕму.
А теперьобратим внимание на то, как Петр поступил в этой ситуации: он знал не большедругих, для него эти слова также могли не иметь смысла или звучать безумно (ненапрасно же Христос спрашивает своих учеников: «Не хотите ли и вы отойти?»). Чтоже говорит Петр? «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни; и мыуверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:68-69). Он мог непонимать слов Спасителя во всей полноте, но он всецело доверял Ему. Он верил изнал, что эти слова, какими бы непонятными они ни были – это слова вечнойжизни: они могут быть странными, чуждыми, но им надо верить, потому что его Учитель– это Христос, Сын Бога живого.
Какой жеурок для себя мы можем почерпнуть в сегодняшнем чтении? В жизни мы частовстречаемся с проявлениями божественной воли, которые можем не понимать. Но этоне должно быть для нас преткновением на нашем пути к Богу, подобно тому, какэто стало преткновением для учеников, покинувших Господа. Мы должны доверятьЕму как Петр: безмерно, понимать и верить, что все, происходящее в нашей жизни– это дело Его святой и доброй воли. И если мы что-то не понимаем сейчас, этозначит лишь то, что мы пока еще не способны этого понять, также это вовсе неозначает, что мы не поймем этого потом, когда станем готовы и созреем для понимания.
Изучаябогословие, мы часто сталкиваемся с многообразными богословскими учениями,которые сложно воспринять логически, которые на первый взгляд вообще выглядятпротиворечивыми, хотя таковыми не являются. Конечно, нам приходится заучивать многое из того,что нам говорят преподаватели. Но одно дело заучить, а совсем другое – принятьэто сердцем, как истину о Боге, сделать ее частью своей жизни, руководствоватьсяей в своих поступках и мыслях. А именно так мы должны относиться к богословскомуучению Церкви.
Оченьчасто причиной непонимания может быть наша греховность, неспособность охватитьучение Церкви во всей полноте. Сегодня мы слышали, как оставили Господа егоученики, которые не поняли Его слов. Мы видим, как проявилась в этом ихгордость: «Если я не могу понять эту истину – значит это совсем не истина,более того, это безумие» - думали они. Сегодня многие так же говорят охристианстве, высокомерно и горделиво судят о том, чего не понимают, чего дажене хотят понять. Изучающие богословие, должны пройти через испытаниенепониманием. Изучая догматику, студенты сталкиваются с непривычным отношениемк Богу: Его рассматривают как Объект изучения, выделяются какие-то свойства,имена и прочее. Не нам судить о том, хорошо это или плохо подобно ученикам,покинувшим Господа. Мы должны вспоминать доверие Петра, который тоже не понималвсей полноты учения Христа, и, подобно ему, доверять нашим учителям и тому учению,которое нам предлагается.
Закончивобучение, мы столкнемся с тем, что уже нашим словам о Боге не будут верить. Имы должны знать корни этого недоверия: гордость, высокомерие и, как ни странно,невежество. Тогда нам придется принимать это во внимание и учиться преодолеватьэти преграды. И мы будем знать, как это сделать, только если мы сами смоглипреодолеть их.
Такдавайте же, дорогие братья и сестры, воспримем учение Христово открытымсердцем: не требуя доказательств, не смущаясь внешней запутанностью иразнообразностью учений о Боге. Не будем рассматривать учение Христовокритично, а подобно Петру скажем: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь словавечной жизни». Давайте будем жить так, как заповедает нам Христос. Тогда илюди, глядя на нас, захотят стать частью Церкви Христовой и прославлять Отцанашего Небесного. Аминь.
This sermon was delivered at the morning prayer in the academic church of the St. Petersburg Orthodox Theological Academy on May 16, 2011.
The following reading of the Gospel was read on this day:
"The Lord said to the Jews who came to Him: He who eats My flesh and drinks My blood abides in Me, and I in him. As the living Father sent me and I live to be the Father, [so] he who eats me will live by me. This is the bread that came down heaven, not like your fathers ate manna and died; he who eats this bread will live forever. "He said this in the synagogue, teaching in Capernaum. Many of his disciples, hearing that, said:" What strange words! Who can listen to this? " But Jesus, knowing in Himself that His disciples grumble for something, said to them: "Does it seduce you? What if you see the Son of Man ascending [to] where he was before? The Spirit gives life; the flesh does not bring any benefit. Words that I speak to you , - spirit and life. But there are some of you who are unbelievers. "For Jesus began to know who the unbelievers were and who would betray Him. And he said:" For this I told you that no one could come to Me if it was not given He will be from My Father. ”From that time, many of His disciples departed from Him and were already not with Him. Then Jesus said to the twelve:“ Would you like to leave? ” Simon Peter answered him: "Lord, to whom shall we go? Do you have the words of eternal life; and we believed and knew that You are the Christ, the Son of the living God." (John 6: 56-69)
In the name of the Father and the Son, and the Holy Spirit.
Dear brothers and sisters, today in the Gospel reading we heard part of the Lord's conversation on the bread of heaven. We know that it refers to the sacrament of the Eucharist. However, today the main attention is paid not to words about bread, but to the reaction of students to these words.
So, some of the disciples could not understand the words of the Lord, which actually sounded strange. Many disciples were tempted that He offered them to eat His flesh blood, calling them bread of heaven. Now we can judge these words of mouth, but by that time the sacrament of the Eucharist had not yet been established. And even the close disciples of the Lord did not know that His flesh and blood could have the form of bread and wine. At that time, for many, the deity of the Savior was not yet obvious, despite the fact that these people were already full of bread in the desert from Him. We know that they came after him to Capernaum to make Him their King.
So, we will see in what mood the disciples began this conversation: for them He was already a difficult person, but the King, the Teacher from God, the Prophet, the Miracle Worker, who can feed people with five loaves of bread and two fish, heal sick and exiled unclean spirits.
They wanted to talk with Him about accession, and He began to tell them about the bread of Heaven, which gives life to the world (John 6:33), says that he who came to Him will not drive out (John 6:37) and will raise him up at the last day (John 6:39). People willingly respond to these words, saying: “Lord! Always give us such bread ”(John 6:34). But today we swami saw how this conversation ended: “many of His disciples departed from Him no longer went with Him” (John 6:66). This is a sad, but quite logical result of the conversation: the disciples did not understand their Teacher and left him because they did not trust Him.
And now let’s pay attention to what Peter did in this situation: he knew no more than others, for him these words also could not make sense or sound crazy (it’s not in vain that Christ asks his disciples: “Would you like to leave?”). What's Peter saying? “Lord! Who shall we go to? You have the words of eternal life; and we have believed and known that You are the Christ, the Son of the living God ”(John 6: 68-69). He might not understand the words of the Savior in full, but he completely trusted in Him. He believed that these words, no matter how incomprehensible they were, were words of eternal life: they may be strange, alien, but they must be trusted, because his Teacher is Christ, the Son of the living God.
What kind of lass for ourselves can we draw in today's reading? In life, we often encounter manifestations of divine will that we may not understand. But this should be for us a stumbling block on our way to God, just as it became a stumbling block for the disciples who left the Lord. We must trust Him as Peter: immensely, to understand and believe that everything that happens in our life is a matter of His holy and good will. And if we don’t understand something now, it only means that we are not yet able to understand it, it also doesn’t mean at all that we will not understand this later when we are ready and mature for understanding.
When studying theology, we often come across diverse theological teachings that are difficult to take logically, which at first glance seem contradictory, although they are not. Of course, we have to memorize a lot of what the teachers tell us. But it’s one thing to memorize, and another thing entirely - to accept this with one’s heart as the truth about God, to make it a part of one’s life, guided by one’s actions and thoughts. And that is exactly how we should relate to the theological teaching of the Church.
Very often, the cause of misunderstanding may be our sinfulness,
The following reading of the Gospel was read on this day:
"The Lord said to the Jews who came to Him: He who eats My flesh and drinks My blood abides in Me, and I in him. As the living Father sent me and I live to be the Father, [so] he who eats me will live by me. This is the bread that came down heaven, not like your fathers ate manna and died; he who eats this bread will live forever. "He said this in the synagogue, teaching in Capernaum. Many of his disciples, hearing that, said:" What strange words! Who can listen to this? " But Jesus, knowing in Himself that His disciples grumble for something, said to them: "Does it seduce you? What if you see the Son of Man ascending [to] where he was before? The Spirit gives life; the flesh does not bring any benefit. Words that I speak to you , - spirit and life. But there are some of you who are unbelievers. "For Jesus began to know who the unbelievers were and who would betray Him. And he said:" For this I told you that no one could come to Me if it was not given He will be from My Father. ”From that time, many of His disciples departed from Him and were already not with Him. Then Jesus said to the twelve:“ Would you like to leave? ” Simon Peter answered him: "Lord, to whom shall we go? Do you have the words of eternal life; and we believed and knew that You are the Christ, the Son of the living God." (John 6: 56-69)
In the name of the Father and the Son, and the Holy Spirit.
Dear brothers and sisters, today in the Gospel reading we heard part of the Lord's conversation on the bread of heaven. We know that it refers to the sacrament of the Eucharist. However, today the main attention is paid not to words about bread, but to the reaction of students to these words.
So, some of the disciples could not understand the words of the Lord, which actually sounded strange. Many disciples were tempted that He offered them to eat His flesh blood, calling them bread of heaven. Now we can judge these words of mouth, but by that time the sacrament of the Eucharist had not yet been established. And even the close disciples of the Lord did not know that His flesh and blood could have the form of bread and wine. At that time, for many, the deity of the Savior was not yet obvious, despite the fact that these people were already full of bread in the desert from Him. We know that they came after him to Capernaum to make Him their King.
So, we will see in what mood the disciples began this conversation: for them He was already a difficult person, but the King, the Teacher from God, the Prophet, the Miracle Worker, who can feed people with five loaves of bread and two fish, heal sick and exiled unclean spirits.
They wanted to talk with Him about accession, and He began to tell them about the bread of Heaven, which gives life to the world (John 6:33), says that he who came to Him will not drive out (John 6:37) and will raise him up at the last day (John 6:39). People willingly respond to these words, saying: “Lord! Always give us such bread ”(John 6:34). But today we swami saw how this conversation ended: “many of His disciples departed from Him no longer went with Him” (John 6:66). This is a sad, but quite logical result of the conversation: the disciples did not understand their Teacher and left him because they did not trust Him.
And now let’s pay attention to what Peter did in this situation: he knew no more than others, for him these words also could not make sense or sound crazy (it’s not in vain that Christ asks his disciples: “Would you like to leave?”). What's Peter saying? “Lord! Who shall we go to? You have the words of eternal life; and we have believed and known that You are the Christ, the Son of the living God ”(John 6: 68-69). He might not understand the words of the Savior in full, but he completely trusted in Him. He believed that these words, no matter how incomprehensible they were, were words of eternal life: they may be strange, alien, but they must be trusted, because his Teacher is Christ, the Son of the living God.
What kind of lass for ourselves can we draw in today's reading? In life, we often encounter manifestations of divine will that we may not understand. But this should be for us a stumbling block on our way to God, just as it became a stumbling block for the disciples who left the Lord. We must trust Him as Peter: immensely, to understand and believe that everything that happens in our life is a matter of His holy and good will. And if we don’t understand something now, it only means that we are not yet able to understand it, it also doesn’t mean at all that we will not understand this later when we are ready and mature for understanding.
When studying theology, we often come across diverse theological teachings that are difficult to take logically, which at first glance seem contradictory, although they are not. Of course, we have to memorize a lot of what the teachers tell us. But it’s one thing to memorize, and another thing entirely - to accept this with one’s heart as the truth about God, to make it a part of one’s life, guided by one’s actions and thoughts. And that is exactly how we should relate to the theological teaching of the Church.
Very often, the cause of misunderstanding may be our sinfulness,
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вячеслав Камаев