Переливы звучания голоса и мелодии в раге настраивают...

Переливы звучания голоса и мелодии в раге настраивают на вибрации вселенной. Каждый её оттенок прорисовывает в теле, разуме и их тонких составляющих очертания конкретных настроений и качеств, через которые человеческое существо проявляется миру.
"Краеугольным камнем индусской музыки являются так называемые раги, или неизменные мелодические гаммы. Шесть основных раг разветвляются на сто двадцать шесть производных рагини (жены) и путра (сыновья). В каждой раге минимум пять нот: ведущая нота вади (царь), вторичная нота самавади (премьер-министр), вспомогательные ноты анувади (слуги) и диссонирующая нота вивади (враг).
Каждая из шести раг имеет естественное соотнесение с определенным часом дня, сезоном или правящим божеством, которое дарует какое-то конкретное могущество. Так, например:
1 Хиндола рага играется лишь на заре, весной, дабы возбуждать настроение вселенской любви;
2 Дипака рага играется по вечерам, летом, дабы возбудить сострадание;
3 Мегха рага - это мелодия для полудня, в сезон дождей, дабы вызвать смелость;
4 Бхайрава рага играется по утрам, в августе, сентябре, октябре для достижения умиротворения;
5 Шри рага сохраняется для осенних сумерек, дабы достичь чистой любви;
6 Малкоунса рага слышна в полночь, зимой для стимуляции доблести.
Древние риши открыли эти законы звуковой связи между природой и человеком. Поскольку природа является объективизацией Аум, Первого Звука или вызывающего вибрации Слова, человек в состоянии достичь контроля над всеми проявлениями природы путем использования некоторых мантр, или песнопение. Исторические документы рассказывают о замечательных силах Мияна Тан Сена, придворного музыканта Акбара Великого, жившего в XVI веке. Когда император повелел петь ночную рагу, в то время как не небе сияло солнце, Тан Сен запел мантру, и весь дворец вмиг погрузился во тьму.
В индийской музыке октава делится на двадцать две срути, или четверти тона. Эти микротоновые интервалы делают возможными тончайшие музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической гаммы из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы в индийской мифологии ассоциируется с каким-нибудь цветом, пением той или иной птицы или звуком животного: до - с зеленым цветом и криком павлина; ре - с красным цветом и пением жаворонка; ми - с золотистым и блеянием козы; фа - с желтовато-белым и криком цапли; соль - с черным и пением соловья; ля - с желтым и ржанием лошади; си - с комбинацией всех цветов и ревом слона.
В западной музыке употребляются лишь три гаммы - мажор, гармонический и мелодический минор. Индийская же музыка различает семьдесят два тхата, или гаммы. У музыканта имеется творческий простор для бесконечной импровизации вокруг неизменной традиционной мелодии - раги, он сосредотачивается на чувстве или определенном настрое структурной темы и затем расцвечивает ее в пределах собственной оригинальности. Индийский музыкант не читает застывшие ноты, при каждом исполнении он заново одевает обнаженный каркас раги, зачастую придерживаясь единственной мелодической последовательности, подчеркивая повторением все ее тонкие микротоновые и ритмические варианты.
Из западных композиторов, в частности, И.С.Бах понимал все обаяние и силу повторяемого звука, слегка изменяемого с помощью сотни разнообразных комбинаций.
Древняя санскритская литература описывает сто двадцать тала - измерений времени. Говорят, что основатель индусской музыкальной традиции Бхарата различал тридцать два тала в песне жаворонка. Источник тала, или ритма, основывается на человеческих движениях - в два раза медленнее ходьбы и в три раза спокойнее дыхания во сне, когда вдох в два раза дольше выдоха.
Индия всегда признавала человеческий голос самым совершенным инструментом, образующим звук. Поэтому индийская музыка широко пользуется диапазоном голоса в три октавы. По этой же причине основное место в мелодии (последовательная связь нот) отводится ритму, а не гармонии (одновременная связь нот).
Индийская музыка всегда была субъективным, духовным и персонифицированным искусством, стремящимся не к симфоническому внешнему блеску, а к личной гармонии с Верховной Душой. Санскритское слово бхагаватхар - музыкант, более правильно переводится как: "тот, кто поет хвалу Богу".
Отрывок из автобиографии йога.
Overflowing sounds of voices and melodies in rage tune in to the vibrations of the universe. Each shade of it draws in the body, mind, and their subtle components the outlines of specific moods and qualities through which the human being manifests itself to the world.
"The cornerstone of Hindu music is the so-called ragas, or unchanging melodic scales. The six main ragas are branched into one hundred and twenty-six derivatives of raghini (wife) and putra (sons). Each rage has at least five notes: the leading note is wadi (king), the secondary note samavadi (prime minister), anuxiliary notes of anuvadi (servants) and a discordant note of vivadi (enemy).
Each of the six ragas has a natural correlation with a particular hour of the day, a season, or a ruling deity that bestows a particular power. For example:
1 Hindola raga is played only at dawn, in spring, in order to excite the mood of universal love;
2 Deepak raga is played in the evenings, in the summer, in order to arouse compassion;
3 Megha raga is a melody for the noon, during the rainy season, in order to arouse courage;
4 Bhairava Raga is played in the mornings, in August, September, October to achieve peace;
5 Sri raga is preserved for autumnal twilight in order to achieve pure love;
6 Malkounsa raga is heard at midnight in the winter to stimulate valor.
The ancient rishis discovered these laws of sound connection between nature and man. Since nature is the objectification of Aum, the First Sound, or the vibration-causing Word, man is able to attain control over all manifestations of nature through the use of certain mantras, or chants. Historical documents tell about the remarkable forces of Miyan Tan Sen, court musician Akbar the Great, who lived in the 16th century. When the emperor commanded to sing the night-time stew, while the sun did not shine on the sky, Tang Sen sang the mantra, and the whole palace instantly fell into darkness.
In Indian music, the octave is divided into twenty-two shakes, or quarters of a tone. These microtonic intervals allow the finest musical shades unattainable for the western chromatic scale of twelve semitones. Each of the seven basic notes of the octave in Indian mythology is associated with some color, the singing of a bird or the sound of an animal: to - with a green color and a peacock cry; re - with red color and singing lark; mi - with golden and bleating goats; fa - with yellowish white and a scream of a heron; salt - with black and singing nightingale; la - with yellow and horse neighing; si - with a combination of all colors and the roar of an elephant.
In Western music, only three scales are used - major, harmonic and melodic minor. Indian music distinguishes seventy-two thata or scales. The musician has a creative scope for endless improvisation around an unchanged traditional melody - raga, he focuses on the feeling or a particular mood of the structural theme and then color it within his own originality. The Indian musician does not read the frozen notes, with each performance he re-wears the naked frame of the raga, often sticking to a single melodic sequence, emphasizing the repetition of all its subtle microtonic and rhythmic variations.
From Western composers, in particular, JS Bach understood all the charm and power of repeated sound, slightly modified by hundreds of different combinations.
Ancient Sanskrit literature describes one hundred and twenty tala measurements of time. The founder of the Hindu musical tradition, Bharata, is said to have distinguished thirty-two talas in the song of the lark. The source of tala, or rhythm, is based on human movements — two times slower than walking and three times calmer than breathing in a dream, when inhaling is twice as long as exhalation.
India has always recognized the human voice as the most perfect instrument that makes sound. Therefore, Indian music makes wide use of the voice range in three octaves. For the same reason, the main place in the melody (consecutive connection of notes) is given to the rhythm, but not harmony (simultaneous connection of notes).
Indian music has always been a subjective, spiritual, and personified art, seeking not personal symphonic external brilliance, but personal harmony with the Supreme Soul. The Sanskrit word bhagavathar is a musician, more correctly translated as: "one who sings praise to God."
Excerpt from the autobiography of yoga.
У записи 56 лайков,
25 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Инка Капак

Понравилось следующим людям