"Пассажиры" (спойлерс алерт)
Интересная мысль посетила меня во время просмотра недавно вышедшего фильма, где Звездный Лорд и Мистик спасают космический корабль: а не тронулись ли мы все головой с социальным восприятием творчества.
И мне кажется, что тронулись.
Вот смотрите. У вас есть друг, который рисует интересные цифровые картинки. Он врядли в ближайшие годы сделает свою выставку, сомнительно, что он распечатает свои иллюстрации и развесит их по стенам, а значит, единственный способ их увидеть - это если он запостит их в социальной сети. Он [id11441636|постит], мы лайкаем, все счастливы. Даже целый отдельный сайт придумали, только чтобы все дизайнеры и художники могли в него выложить созданное - и все будут лайкать, лайкать! Существует ли его творчество без наших лайков? Является ли он художником, если не выложил изображения в сеть?
Или вот есть у вас подруга, [id19752669|поэтесса]. Она пишет красивые стихи - но будет ли она известной пусть в узких кругах поэтессой, если не будет практически каждодневно постить их на своей странице, и в паблике, и в фейсбуке, и в везде где только можно - потому что только так она может найти своего читателя. Самое мне интересное, сможет ли она писать (кстати, Аня, реально вопрос) - в стол? Не получая признания и интереса.
Я про себя точно знаю - я не могу. Проблемы демонстративной личности, при каждом творческом порыве, мне необходимо встать как в детстве на табуреточку и собрать заслуженные (или не очень) апплодисменты. Надо - чтобы все увидели, лайкнули, одобрили.
Невероятно сложно творить для себя. И такое творение в стол уже не воспринимается. Если паблики моих друзей https://vk.com/ulantishop или https://vk.com/hellgira_art долго не обновляются я звоню им с вопросом, все ли нормально, и сразу готовлю бутылочку вина: очевидный творческий кризис надо лечить.
Вот возьмем писателей. Джордж Мартин выкладывает главы из ни капли не написанной книги, Роулинг печатает первые тома Гарри Поттера вообще не подозревая, что там будет дальше, а какие-нибудь самиздатовские авторы шпарят "проду" реагируя на крики толпы. Давайте сравним это с переписыванием Толстым "Войны и мира" или каким-нибудь там сгоревшим томом Мертвых душ, работой над которым автор не был удовлетворен.
Если раньше творчество было актом самовыражения, актом внутреннего развития, переработкой набранного опыта в новое произведение, то с всплеском социальных сетей творчество становится предельно публичным, демонстративным.
И в этом контексте судьба двух людей, которые вынуждены были как на необитаемом острове, прожить всю свою жизнь без надежды на воссоединение с обществом, вдвоем на космическом корабле - удивительно.
Для тех, кто не видел фильма или трейлера, где в общем то все рассказывается: с Земли отправили корабль с колонистами в гиперсне, в корабль стукнул метеорит, Крис Пратт проснулся, потом чуть не сошел с ума от одиночества и разбудил Китнесс. Они сначала влюбились друг в друга, потом поссорились, потом спасли всех остальных, а потом прожили долго и счастливо много лет вдвоем (меня мучает вопрос, почему же они не нарожали детишек? Все условия вроде для этого были), и умерли незадолго до того, как все остальные путешественники вышли из гиперсна.
Вдвоем.
Два человека всего.
Если надо поговорить, если поссорились, если с кем то надо поделиться, если просто хочется поболтать - вот есть второй человек и больше никого. Никогусеньки.
Я думаю, я сошла бы с ума, лиши меня судьба коммуникационного поля, спеленавшего меня с детства. Героине фильма повезло - она писатель. И свои переживания, свои мысли, свои "поболтать бы" она теоретически могла выплескивать на электронную бумагу. Герой проще - он сильный мужчина, который хочет строить дом и сажать сад, и то и другое он делает. И наличие рядом любимой женщины делает это осмысленным. Но она - она, привыкшая давать интервью и писать статьи, творит как писатели до 20-го века (ну и до него) - понимая, что ее произведение будет прочитано только после ее смерти.
Это удивительно, что кто то поднял в фильме на большом экране эту тему. Можем ли мы творить ради процесса творения, пока мы не заперты на космическом корабле?
Интересная мысль посетила меня во время просмотра недавно вышедшего фильма, где Звездный Лорд и Мистик спасают космический корабль: а не тронулись ли мы все головой с социальным восприятием творчества.
И мне кажется, что тронулись.
Вот смотрите. У вас есть друг, который рисует интересные цифровые картинки. Он врядли в ближайшие годы сделает свою выставку, сомнительно, что он распечатает свои иллюстрации и развесит их по стенам, а значит, единственный способ их увидеть - это если он запостит их в социальной сети. Он [id11441636|постит], мы лайкаем, все счастливы. Даже целый отдельный сайт придумали, только чтобы все дизайнеры и художники могли в него выложить созданное - и все будут лайкать, лайкать! Существует ли его творчество без наших лайков? Является ли он художником, если не выложил изображения в сеть?
Или вот есть у вас подруга, [id19752669|поэтесса]. Она пишет красивые стихи - но будет ли она известной пусть в узких кругах поэтессой, если не будет практически каждодневно постить их на своей странице, и в паблике, и в фейсбуке, и в везде где только можно - потому что только так она может найти своего читателя. Самое мне интересное, сможет ли она писать (кстати, Аня, реально вопрос) - в стол? Не получая признания и интереса.
Я про себя точно знаю - я не могу. Проблемы демонстративной личности, при каждом творческом порыве, мне необходимо встать как в детстве на табуреточку и собрать заслуженные (или не очень) апплодисменты. Надо - чтобы все увидели, лайкнули, одобрили.
Невероятно сложно творить для себя. И такое творение в стол уже не воспринимается. Если паблики моих друзей https://vk.com/ulantishop или https://vk.com/hellgira_art долго не обновляются я звоню им с вопросом, все ли нормально, и сразу готовлю бутылочку вина: очевидный творческий кризис надо лечить.
Вот возьмем писателей. Джордж Мартин выкладывает главы из ни капли не написанной книги, Роулинг печатает первые тома Гарри Поттера вообще не подозревая, что там будет дальше, а какие-нибудь самиздатовские авторы шпарят "проду" реагируя на крики толпы. Давайте сравним это с переписыванием Толстым "Войны и мира" или каким-нибудь там сгоревшим томом Мертвых душ, работой над которым автор не был удовлетворен.
Если раньше творчество было актом самовыражения, актом внутреннего развития, переработкой набранного опыта в новое произведение, то с всплеском социальных сетей творчество становится предельно публичным, демонстративным.
И в этом контексте судьба двух людей, которые вынуждены были как на необитаемом острове, прожить всю свою жизнь без надежды на воссоединение с обществом, вдвоем на космическом корабле - удивительно.
Для тех, кто не видел фильма или трейлера, где в общем то все рассказывается: с Земли отправили корабль с колонистами в гиперсне, в корабль стукнул метеорит, Крис Пратт проснулся, потом чуть не сошел с ума от одиночества и разбудил Китнесс. Они сначала влюбились друг в друга, потом поссорились, потом спасли всех остальных, а потом прожили долго и счастливо много лет вдвоем (меня мучает вопрос, почему же они не нарожали детишек? Все условия вроде для этого были), и умерли незадолго до того, как все остальные путешественники вышли из гиперсна.
Вдвоем.
Два человека всего.
Если надо поговорить, если поссорились, если с кем то надо поделиться, если просто хочется поболтать - вот есть второй человек и больше никого. Никогусеньки.
Я думаю, я сошла бы с ума, лиши меня судьба коммуникационного поля, спеленавшего меня с детства. Героине фильма повезло - она писатель. И свои переживания, свои мысли, свои "поболтать бы" она теоретически могла выплескивать на электронную бумагу. Герой проще - он сильный мужчина, который хочет строить дом и сажать сад, и то и другое он делает. И наличие рядом любимой женщины делает это осмысленным. Но она - она, привыкшая давать интервью и писать статьи, творит как писатели до 20-го века (ну и до него) - понимая, что ее произведение будет прочитано только после ее смерти.
Это удивительно, что кто то поднял в фильме на большом экране эту тему. Можем ли мы творить ради процесса творения, пока мы не заперты на космическом корабле?
"Passengers" (spoilers alert)
An interesting thought came to me while watching a recently released film where Star Lord and Mystic rescue a spaceship: were we all moving our heads with the social perception of creativity.
And it seems to me that we started.
Look here. You have a friend who draws interesting digital pictures. He is unlikely to make his own exhibition in the coming years, it is doubtful that he will print his illustrations and hang them on the walls, which means that the only way to see them is if he posts them on a social network. He [id11441636 | post], we like, everyone is happy. They even came up with a separate site, only so that all designers and artists could put what they created into it - and everyone would like, like! Does his work exist without our likes? Is he an artist if he hasn’t posted the images on the net?
Or you have a girlfriend, [id19752669 | poetess]. She writes beautiful poems - but will she be known as a poetess in narrow circles, if she doesn’t post them almost daily on her page, in public, on facebook, and everywhere she can - because the only way she can find her the reader. The most interesting thing for me is whether she can write (by the way, Anya, really a question) - to the table? Not receiving recognition and interest.
I myself know for sure - I can’t. The problems of a demonstrative personality, with every creative impulse, I need to stand up as a child on a stool and collect well-deserved (or not so) applause. It is necessary that everyone sees, likes, approves.
Incredibly difficult to create for yourself. And such a creation is no longer perceived in the table. If the publics of my friends https://vk.com/ulantishop or https://vk.com/hellgira_art are not updated for a long time, I call them asking if everything is fine and immediately prepare a bottle of wine: an obvious creative crisis needs to be treated.
Here we take the writers. George Martin lays out chapters from not a drop of an unwritten book, Rowling prints the first volumes of Harry Potter without any suspicion of what will happen there, and some samizdat authors authors have sparred "food" in response to the cries of the crowd. Let's compare this with Tolstoy’s rewriting of “War and Peace,” or some kind of burnt volume of Dead Souls there, on which the author was not satisfied.
If earlier creativity was an act of self-expression, an act of internal development, the processing of accumulated experience into a new work, then with a surge in social networks, creativity becomes extremely public, demonstrative.
And in this context, the fate of two people who were forced, like on a desert island, to live their whole lives without the hope of reuniting with a society together on a spaceship is amazing.
For those who have not seen a movie or a trailer, where in general everything is told: a ship with colonists in hypersn was sent from the Earth, a meteorite hit the ship, Chris Pratt woke up, then he almost went mad with loneliness and woke Katness. They fell in love at first, then quarreled, then saved everyone else, and then lived happily for many years together (I’m tormented by the question, why didn’t they give birth to the kids? All the conditions seemed to be for this), and died shortly before like all other travelers left hypersnip.
Together.
Two people in total.
If you need to talk, if you quarrel, if you need to share with someone, if you just want to chat, then there is a second person and no one else. Nicole.
I think I would go crazy if I lost the fate of the communication field that had swaddled me since childhood. The heroine of the film is lucky - she is a writer. And theoretically she could splash out her feelings, her thoughts, her “chat” on electronic paper. The hero is simpler - he is a strong man who wants to build a house and plant a garden, and he does both. And the presence of a beloved woman makes it meaningful. But she - she, accustomed to giving interviews and writing articles, works like writers until the 20th century (well, before him) - realizing that her work will be read only after her death.
It is surprising that someone raised this topic in a movie on a big screen. Can we create for the sake of the creation process until we are locked in a spaceship?
An interesting thought came to me while watching a recently released film where Star Lord and Mystic rescue a spaceship: were we all moving our heads with the social perception of creativity.
And it seems to me that we started.
Look here. You have a friend who draws interesting digital pictures. He is unlikely to make his own exhibition in the coming years, it is doubtful that he will print his illustrations and hang them on the walls, which means that the only way to see them is if he posts them on a social network. He [id11441636 | post], we like, everyone is happy. They even came up with a separate site, only so that all designers and artists could put what they created into it - and everyone would like, like! Does his work exist without our likes? Is he an artist if he hasn’t posted the images on the net?
Or you have a girlfriend, [id19752669 | poetess]. She writes beautiful poems - but will she be known as a poetess in narrow circles, if she doesn’t post them almost daily on her page, in public, on facebook, and everywhere she can - because the only way she can find her the reader. The most interesting thing for me is whether she can write (by the way, Anya, really a question) - to the table? Not receiving recognition and interest.
I myself know for sure - I can’t. The problems of a demonstrative personality, with every creative impulse, I need to stand up as a child on a stool and collect well-deserved (or not so) applause. It is necessary that everyone sees, likes, approves.
Incredibly difficult to create for yourself. And such a creation is no longer perceived in the table. If the publics of my friends https://vk.com/ulantishop or https://vk.com/hellgira_art are not updated for a long time, I call them asking if everything is fine and immediately prepare a bottle of wine: an obvious creative crisis needs to be treated.
Here we take the writers. George Martin lays out chapters from not a drop of an unwritten book, Rowling prints the first volumes of Harry Potter without any suspicion of what will happen there, and some samizdat authors authors have sparred "food" in response to the cries of the crowd. Let's compare this with Tolstoy’s rewriting of “War and Peace,” or some kind of burnt volume of Dead Souls there, on which the author was not satisfied.
If earlier creativity was an act of self-expression, an act of internal development, the processing of accumulated experience into a new work, then with a surge in social networks, creativity becomes extremely public, demonstrative.
And in this context, the fate of two people who were forced, like on a desert island, to live their whole lives without the hope of reuniting with a society together on a spaceship is amazing.
For those who have not seen a movie or a trailer, where in general everything is told: a ship with colonists in hypersn was sent from the Earth, a meteorite hit the ship, Chris Pratt woke up, then he almost went mad with loneliness and woke Katness. They fell in love at first, then quarreled, then saved everyone else, and then lived happily for many years together (I’m tormented by the question, why didn’t they give birth to the kids? All the conditions seemed to be for this), and died shortly before like all other travelers left hypersnip.
Together.
Two people in total.
If you need to talk, if you quarrel, if you need to share with someone, if you just want to chat, then there is a second person and no one else. Nicole.
I think I would go crazy if I lost the fate of the communication field that had swaddled me since childhood. The heroine of the film is lucky - she is a writer. And theoretically she could splash out her feelings, her thoughts, her “chat” on electronic paper. The hero is simpler - he is a strong man who wants to build a house and plant a garden, and he does both. And the presence of a beloved woman makes it meaningful. But she - she, accustomed to giving interviews and writing articles, works like writers until the 20th century (well, before him) - realizing that her work will be read only after her death.
It is surprising that someone raised this topic in a movie on a big screen. Can we create for the sake of the creation process until we are locked in a spaceship?
У записи 10 лайков,
0 репостов,
638 просмотров.
0 репостов,
638 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Камилла Керимова