Кое-что про ЗАВИСТЬ. Зависть — это чувство досады,...

Кое-что про ЗАВИСТЬ.

Зависть — это чувство досады, вызванное благополучием, успехом некоего индивида.
Досада — чувство раздражения и неудовольствия вследствии неудачи, обиды.
Обида — чувство несправедливо причинённого огорчения, оскорбления.
Несправедливость — личностная, субъективная оценка ситуации, базирующаяся на индивидуальных ощущениях (что для одного несправедливо, для его оппонента очень справедливо).
Напрашивается общий знаменатель? Зависть, по своей сути, это личностная, субъективная оценка ситуации, базирующаяся на индивидуальных ощущениях. А никаких индивидуальных ощущений особо-то и нет. Человек — продукт социальный, что в его обществе (до его рождения) было принято считать «успехом», то он и будет считать успехом, полагая, что это ЕГО ВЫБОР. Хоть зависть и многовариативна, она всегда ощущается, как личное оскорбление. Это враг, который живёт внутри нас же самих. Этого врага мы либо кормим, либо оставляем голодным. А что, если врага «в клетке нашего сознания» долго не кормить? Он умрёт. Например, дзен-буддисты заставляют погибнуть от голода это чувство.
Есть классная поговорка: «Скажите спасибо своим врагам, они задают Вам неудобные вопросы». Враги нам не нравятся, мы на них злимся. А почему возникает злость? Злость эта направленна на самих себя за несостоявшуюся часть жизни, которую в обществе, где мы живём, принято считать значимой. Разные общества придают разную значимость одним и тем же вещам и явлениям. Что значимо и важно в пустыне, то вообще не важно в мегаполисе. Например, в пустыне очень важно иметь доступ к воде. Если человеку предложить 10-ть мешков бриллиантов или бутылку воды, он выберет воду. Если он этого не сделает — он умрёт на мешках с камешками. В мегаполисе же человек с бутылкой воды явление распространённое. Чем труднодоступнее объект, тем он более желанен.
Если у человека есть то, что желают, но не имеют многие, сам этот человек становится объектом желания. Он ресурсен, а значит, с ним вероятность выживания высока.
В мегаполисе наличие крупных сумм являет собой ровно тот же эволюционный маркер, что и бутылка воды в пустыне. Этим управляет наша лимбическая система.
Лимбическая система, если очень на пальцах — это часть головного мозга, которая нацелена на адекватную приспосабливаемость нашего организма. Она отвечает от функций контроля дыхания, сердцебиения, до формирования эмоций, мотиваций, поведенческих реакций.
Из этого всего следует — если мы будем находиться под покровительством того, кто нам способен дать то, что мы сами себе по каким-то причинам (ленимся, объективно не можем) дать не в состоянии, мы выживем и сможем размножиться.
Таким образом, зависть и свойственное ей чувство досады и неудовлетворённости, как раз появляется тогда, когда мы видим, что у нас нет такого ресурса, из-за которого с нами хотели бы совокупляться все и всегда.
Иными словами, статусные маркеры нашего окружения нацелены на выделение нашей персоны из конкурентов. Мало конкурентов — много шансов на коитус. Много конкурентов — шансы падают. Хотеть безудержно размножаться весомая часть нашего вида и каждой особи в отдельности. Особи без этой функции попросту вымерли.
Вывод. Зависть появляется от того, что у кого-то шансы на секс больше, чем у конкретного меня. Мы — люди, куда больше животные, чем о себе думаем. Что же делать? Либо завидовать, либо становиться объектом зависти. А можно ни то, ни другое? Можно. Для большинства эта задача решается, как в анекдоте: «Имею ли я право? - Имеете. - А могу ли я? - Нет.». А для меньшинства? У каждого из меньшинств, если уж человек созрел для этого, находится свой уникальный ответ.
Something about envy.

Envy is a feeling of annoyance caused by the well-being, success of a certain individual.
Annoyance - a feeling of irritation and displeasure due to failure, resentment.
Resentment - a feeling of unjustly caused grief, insult.
Injustice is a personal, subjective assessment of a situation based on individual feelings (which is unfair for one, it is very fair for his opponent).
A common denominator suggests itself? Envy, in its essence, is a personal, subjective assessment of the situation, based on individual feelings. But there are no individual feelings either. Man is a social product, which in his society (before his birth) was considered to be “success”, then he will be considered success, believing that it is HIS CHOICE. Although envy is multivariate, it is always felt as a personal insult. This is the enemy that lives within us. We either feed this enemy or leave him hungry. But what if the enemy “in the cell of our consciousness” is not fed for a long time? He will die. For example, Zen Buddhists make this feeling die of hunger.
There is a cool saying: "Say thanks to your enemies, they ask you uncomfortable questions." We do not like enemies, we are angry with them. And why does anger arise? This anger is directed at ourselves for the failed part of life, which in the society where we live is considered to be significant. Different societies give different meanings to the same things and phenomena. What is significant and important in the desert is not important at all in the metropolis. For example, in the desert it is very important to have access to water. If a person is offered 10 bags of diamonds or a bottle of water, he will choose water. If he does not, he will die on pebbled bags. In a metropolis, a person with a bottle of water is a common phenomenon. The more inaccessible the object, the more desirable it is.
If a person has what many desire, but not many, this person himself becomes the object of desire. He is resourceful, which means that with him the probability of survival is high.
In a metropolis, the presence of large sums is exactly the same evolutionary marker as a bottle of water in the desert. This is controlled by our limbic system.
The limbic system, if very on the fingers, is the part of the brain that is aimed at adequate adaptability of our body. It responds from the functions of breathing control, heartbeat, to the formation of emotions, motivations, and behavioral reactions.
From all this it follows that if we are under the protection of someone who is able to give us something that we ourselves are not able to give for some reason (laziness, objectively), we will survive and be able to multiply.
Thus, envy and the inherent sense of frustration and dissatisfaction just appear when we see that we don’t have such a resource, because of which everyone would always like to copulate with us.
In other words, the status markers of our environment are aimed at distinguishing our person from competitors. Few competitors - many chances for coitus. Many competitors - chances are falling. The weighty part of our species and each individual individually want to reproduce uncontrollably. Individuals without this function simply died out.
Output. Envy comes from the fact that someone has more chances for sex than a specific me. We are people, far more animals than we think about ourselves. What to do? Either envy or become the object of envy. Is it possible neither one nor the other? Can. For most, this task is solved, as in a joke: “Do I have a right? - You have. - Can I? - Not.". And for the minority? Each of the minorities, if a person is ripe for this, has its own unique answer.
У записи 5 лайков,
0 репостов,
286 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юлия Моричева

Понравилось следующим людям