Злопотребление
Как на Западе, так и в России растет число людей, которые отказываются от чрезмерного потребления и принципиально покупают меньше, чем могут себе позволить
Из всех способностей наших людей на первый план в последние годы вышла одна — покупательная способность. И пиком ее проявления становится конец декабря — начало января, когда в торговых центрах образуются пробки из тележек. Причем если при входе в магазин в тележке еще умещается ребенок, то на выходе ребенок уже идет пешком, а тележка до предела заполнена покупками и вдобавок прижата сверху переполненной корзинкой.
Праздничное сумасшествие в магазинах — лучший повод задуматься об отказе от чрезмерного потребления. Это еще называют этичным (ответственным) потреблением. Речь идет не только о выборе товаров, которые были произведены и
Злопотребление
Как на Западе, так и в России растет число людей, которые отказываются от чрезмерного потребления и принципиально покупают меньше, чем могут себе позволить
Из всех способностей наших людей на первый план в последние годы вышла одна — покупательная способность. И пиком ее проявления становится конец декабря — начало января, когда в торговых центрах образуются пробки из тележек. Причем если при входе в магазин в тележке еще умещается ребенок, то на выходе ребенок уже идет пешком, а тележка до предела заполнена покупками и вдобавок прижата сверху переполненной корзинкой.
Праздничное сумасшествие в магазинах — лучший повод задуматься об отказе от чрезмерного потребления. Это еще называют этичным (ответственным) потреблением. Речь идет не только о выборе товаров, которые были произведены и доставлены до потребителя с минимальным вредом для людей и окружающей среды, но и об отказе от покупки лишних вещей. То есть если одни призывают при походе в магазин рассматривать деньги как средство голосования (за те или иные товары, за тот или иной способ их производства), то другие фактически призывают не ходить на эти выборы.
Обмену и возврату подлежит
В одном из помещений Центра творческих индустрий "Фабрика" в Москве пару недель назад — в то время, когда все транжирили деньги,— десятки людей на бесплатной ярмарке (Free Market). У стенки стояли столы, над которыми висели листки с надписью "Верх" и нарисованной курткой и "Низ" с нарисованными брюками. Еще несколько столов были предназначены для игрушек, бижутерии и книг. К столам подходили люди, выкладывали из сумок принесенную с собой одежду, брали со столов одежду, выложенную другими участниками, прикидывали ее на себя и, если нравилась, складывали в свои освободившиеся сумки.
Понято, что среди этих людей были те, кто по финансовым причинам вынужден принимать в дар и носить бывшие в употреблении вещи. Но мы — не о них.
— Примерно три четверти участников приходят сюда по убеждениям,— говорит один из организаторов бесплатной ярмарки, представившийся Ирвином.— Я, например, антикапиталист, анархист. Но здесь можно встретить людей самых разных политических взглядов. Идеи отказа от чрезмерного потребления и взаимопомощи годятся для любой идеологии. На бесплатные ярмарки приезжают и состоятельные люди, которые хотят сделать что-то хорошее для других. На моей памяти чего только не приносили: ноутбуки, кухонные комбайны, телефоны, телевизоры...
Переводчик Александра не так давно приехала в Москву из Петрозаводска. Там у себя в квартире организовывала бесплатные ярмарки для знакомых, поскольку тоже против бездумного потребления. В этот раз Александра принесла несколько своих вещей и книг, а унесла пару обуви, которую получила в дар от филолога и музыканта Марии Третьякевич. Мария на протяжении трех лет вместе с группой единомышленников организует бесплатные ярмарки в Москве (а первые бесплатные ярмарки в столице появились лет шесть назад).
— В большом городе мы не можем отказаться от потребительского образа жизни,— говорит Мария.— Альтернатива потреблению — натуральное хозяйство. Конечно, можно выращивать у себя на подоконнике салат. Но невозможно же питаться только этим салатом. Поэтому так или иначе мы будем пользоваться теми благами, которые произвели другие. Но в большом городе очень много ресурсов. И если их правильно организовать, нужно будет меньше производить.
Участников бесплатных ярмарок объединяют странички в соцсетях. Вообще же интернет связывает не только тех, кто бесплатно обменивается товарами, но и тех, кто так же бесплатно предлагает друг другу различные услуги.
На бесплатной ярмарке на столе между Прилепиным и "Гарри Поттером" лежала принесенная кем-то книга 1962 года издания "Основы коммунистического воспитания". Не знаю, взял ли ее в итоге кто-нибудь. Там, наверное, написано, что в недалеком счастливом будущем деньги исчезнут и люди смогут пользоваться товарами и услугами бесплатно.
Непотребное потребление
На Западе люди купились на потребление значительно раньше, чем мы. Германия, к примеру, граждане которой сегодня меньше других европейцев страдают от кризиса и, как и население России, могут себе позволить покупать лишнее, наслаждается потреблением больше полувека. Считается, что на немцев до сих пор накладывает отпечаток экономическое чудо 50-60-х годов. После войны люди радостно откликнулись на возможность потребления. Конечно, и тогда экономика загрязняла окружающую среду, просто это не было предметом забот и обсуждения.
Месяц назад в Германии вышла книжка Кристины Акс и Фридриха Хинтербергера "Иллюзия экономического роста: что нас ведет к кризису и как мы из него выйдем". Авторы, в разные годы связанные с экологичной экономикой, Партией зеленых или Greenpeace, пишут, что сегодня немцы имеют все необходимое и у них заканчиваются не деньги, а желания. Согласно оценкам немецкого федерального ведомства по охране окружающей среды, в каждой квартире или частном доме в среднем находится 10 тысяч предметов.
Когда я называла эту цифру своим знакомым в России, она никого не ужасала, а реакция была у всех одинаковая: "У меня дома больше".
Авторы книги считают, что благосостояние уже превратилось в чрезмерное потребление, работа — в переработку, государственные достижения — в государственные долги, а использование ресурсов — в хищническую эксплуатацию природы. И предлагают выход: люди должны совместно использовать автомобили и бытовую технику, есть меньше мяса или совсем от него отказаться, покупать овощи и фрукты, выращенные в своем регионе, приобретать товары с большим сроком действия и в случае чего чинить их, а не заменять новыми. А государство должно облагать большими налогами не работающих, а покупающих.
Заметим: чтобы отказаться от чрезмерного потребления по совету немецких авторов, надо сначала в качестве потребителя купить их книжку примерно за 18 евро. И эта книжка станет 10 001-м предметом в доме.
Примерное поведение
Когда читаешь об отказе от чрезмерного потребления, понимаешь, что вроде все правильно и убедительно, что ты сам время от времени готов придерживаться каких-то разумных принципов, но при всем при этом хочется воскликнуть: "Покажите мне хоть одного человека, который так живет!" Что ж, покажем.
Один из таких людей, к примеру,— Роман Саблин. Не эколог по профессии, он когда-то бросил работу в PR крупной корпорации и стал тренером по экологичному образу жизни и консультантом по зеленым решениям для бизнеса. Свои принципы и свой за годы накопленный опыт он описал в недавно вышедшей книге "Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе" (издательство "Зеленая книга", Москва).
Избыточное потребление — это и экологическая проблема, пишет Роман. "Эксперты утверждают: ежегодный объем извлеченного и перемещенного сырья в расчете на одного жителя Земли в среднем составляет более 50 тонн. В процессе его промышленной переработки 48 тонн, или 96 процентов, превращаются в отходы. Например, после изготовления одного компьютера остается 1,5 тонны отходов. Вреден и транспортный след — это потраченный бензин или мазут, все выхлопные газы, образовавшиеся при доставке товара к тебе".
От чего частично или полностью отказался Роман за последние годы? От многого — начиная с мяса и заканчивая телевизором. Роман старается не покупать товары, привезенные издалека, отдает предпочтение местным продуктам питания. Не покупает избыточные средства для уборки — кондиционеры для белья, средства для мытья полов...
Он избавился от лишней одежды с помощью бесплатных ярмарок и общества безвозмездного дарения darudar.org (там тысячи людей что-то дарят друг другу) — раздарил на этом сайте три офисных костюма, пальто с меховым воротником и 20 галстуков, как говорит, "наследство офисной жизни". В доме у Романа и его жены Любови стоит коробка "Отдам даром" — с вещами, которые им уже не нужны. Гости могут выбрать что пригодится и взять себе.
Роман заменил бумажный документооборот на электронный. Он отказался от одноразовых вещей (посуды, зажигалок, пакетов), ссылаясь на то, что, к примеру, пластиковая ложка или тарелка разлагается в естественных условиях от 100 до 1000 лет. "Отказ не абсолютный — иногда я вынужден этим пользоваться, но в сотни раз реже, чем раньше",— признается Роман. Он отдает предпочтение велосипеду, а не автомобилю, поезду, а не самолету (хотя на большие расстояния иногда все-таки летает).
И вот тот факт, что его отказы не абсолютные — и одноразовыми вещами при случае может воспользоваться, и на самолете слетать,— дает возможность приводить его образ жизни в качестве примера. Потому что если попробовать жить даже не по правилам Романа Саблина, а хотя бы по исключениям из этих правил (летать, но реже, брать целлофановые пакеты, но не всегда), уже будет наноситься меньший вред природе.
Освободить время из торгового зала
Можно попробовать отказаться от чрезмерного потребления хотя бы в качестве эксперимента. Еще 10 лет назад 55-летняя журналист и автор из Нью-Йорка Джудит Левин, совершая покупки как раз в предрождественском ажиотаже, поняла, что не позднее чем через полгода большинство купленных электроприборов, свитеров, детских игрушек окажется на помойке. Потребление в Америке рассматривается не просто как само собой разумеющ
Как на Западе, так и в России растет число людей, которые отказываются от чрезмерного потребления и принципиально покупают меньше, чем могут себе позволить
Из всех способностей наших людей на первый план в последние годы вышла одна — покупательная способность. И пиком ее проявления становится конец декабря — начало января, когда в торговых центрах образуются пробки из тележек. Причем если при входе в магазин в тележке еще умещается ребенок, то на выходе ребенок уже идет пешком, а тележка до предела заполнена покупками и вдобавок прижата сверху переполненной корзинкой.
Праздничное сумасшествие в магазинах — лучший повод задуматься об отказе от чрезмерного потребления. Это еще называют этичным (ответственным) потреблением. Речь идет не только о выборе товаров, которые были произведены и
Злопотребление
Как на Западе, так и в России растет число людей, которые отказываются от чрезмерного потребления и принципиально покупают меньше, чем могут себе позволить
Из всех способностей наших людей на первый план в последние годы вышла одна — покупательная способность. И пиком ее проявления становится конец декабря — начало января, когда в торговых центрах образуются пробки из тележек. Причем если при входе в магазин в тележке еще умещается ребенок, то на выходе ребенок уже идет пешком, а тележка до предела заполнена покупками и вдобавок прижата сверху переполненной корзинкой.
Праздничное сумасшествие в магазинах — лучший повод задуматься об отказе от чрезмерного потребления. Это еще называют этичным (ответственным) потреблением. Речь идет не только о выборе товаров, которые были произведены и доставлены до потребителя с минимальным вредом для людей и окружающей среды, но и об отказе от покупки лишних вещей. То есть если одни призывают при походе в магазин рассматривать деньги как средство голосования (за те или иные товары, за тот или иной способ их производства), то другие фактически призывают не ходить на эти выборы.
Обмену и возврату подлежит
В одном из помещений Центра творческих индустрий "Фабрика" в Москве пару недель назад — в то время, когда все транжирили деньги,— десятки людей на бесплатной ярмарке (Free Market). У стенки стояли столы, над которыми висели листки с надписью "Верх" и нарисованной курткой и "Низ" с нарисованными брюками. Еще несколько столов были предназначены для игрушек, бижутерии и книг. К столам подходили люди, выкладывали из сумок принесенную с собой одежду, брали со столов одежду, выложенную другими участниками, прикидывали ее на себя и, если нравилась, складывали в свои освободившиеся сумки.
Понято, что среди этих людей были те, кто по финансовым причинам вынужден принимать в дар и носить бывшие в употреблении вещи. Но мы — не о них.
— Примерно три четверти участников приходят сюда по убеждениям,— говорит один из организаторов бесплатной ярмарки, представившийся Ирвином.— Я, например, антикапиталист, анархист. Но здесь можно встретить людей самых разных политических взглядов. Идеи отказа от чрезмерного потребления и взаимопомощи годятся для любой идеологии. На бесплатные ярмарки приезжают и состоятельные люди, которые хотят сделать что-то хорошее для других. На моей памяти чего только не приносили: ноутбуки, кухонные комбайны, телефоны, телевизоры...
Переводчик Александра не так давно приехала в Москву из Петрозаводска. Там у себя в квартире организовывала бесплатные ярмарки для знакомых, поскольку тоже против бездумного потребления. В этот раз Александра принесла несколько своих вещей и книг, а унесла пару обуви, которую получила в дар от филолога и музыканта Марии Третьякевич. Мария на протяжении трех лет вместе с группой единомышленников организует бесплатные ярмарки в Москве (а первые бесплатные ярмарки в столице появились лет шесть назад).
— В большом городе мы не можем отказаться от потребительского образа жизни,— говорит Мария.— Альтернатива потреблению — натуральное хозяйство. Конечно, можно выращивать у себя на подоконнике салат. Но невозможно же питаться только этим салатом. Поэтому так или иначе мы будем пользоваться теми благами, которые произвели другие. Но в большом городе очень много ресурсов. И если их правильно организовать, нужно будет меньше производить.
Участников бесплатных ярмарок объединяют странички в соцсетях. Вообще же интернет связывает не только тех, кто бесплатно обменивается товарами, но и тех, кто так же бесплатно предлагает друг другу различные услуги.
На бесплатной ярмарке на столе между Прилепиным и "Гарри Поттером" лежала принесенная кем-то книга 1962 года издания "Основы коммунистического воспитания". Не знаю, взял ли ее в итоге кто-нибудь. Там, наверное, написано, что в недалеком счастливом будущем деньги исчезнут и люди смогут пользоваться товарами и услугами бесплатно.
Непотребное потребление
На Западе люди купились на потребление значительно раньше, чем мы. Германия, к примеру, граждане которой сегодня меньше других европейцев страдают от кризиса и, как и население России, могут себе позволить покупать лишнее, наслаждается потреблением больше полувека. Считается, что на немцев до сих пор накладывает отпечаток экономическое чудо 50-60-х годов. После войны люди радостно откликнулись на возможность потребления. Конечно, и тогда экономика загрязняла окружающую среду, просто это не было предметом забот и обсуждения.
Месяц назад в Германии вышла книжка Кристины Акс и Фридриха Хинтербергера "Иллюзия экономического роста: что нас ведет к кризису и как мы из него выйдем". Авторы, в разные годы связанные с экологичной экономикой, Партией зеленых или Greenpeace, пишут, что сегодня немцы имеют все необходимое и у них заканчиваются не деньги, а желания. Согласно оценкам немецкого федерального ведомства по охране окружающей среды, в каждой квартире или частном доме в среднем находится 10 тысяч предметов.
Когда я называла эту цифру своим знакомым в России, она никого не ужасала, а реакция была у всех одинаковая: "У меня дома больше".
Авторы книги считают, что благосостояние уже превратилось в чрезмерное потребление, работа — в переработку, государственные достижения — в государственные долги, а использование ресурсов — в хищническую эксплуатацию природы. И предлагают выход: люди должны совместно использовать автомобили и бытовую технику, есть меньше мяса или совсем от него отказаться, покупать овощи и фрукты, выращенные в своем регионе, приобретать товары с большим сроком действия и в случае чего чинить их, а не заменять новыми. А государство должно облагать большими налогами не работающих, а покупающих.
Заметим: чтобы отказаться от чрезмерного потребления по совету немецких авторов, надо сначала в качестве потребителя купить их книжку примерно за 18 евро. И эта книжка станет 10 001-м предметом в доме.
Примерное поведение
Когда читаешь об отказе от чрезмерного потребления, понимаешь, что вроде все правильно и убедительно, что ты сам время от времени готов придерживаться каких-то разумных принципов, но при всем при этом хочется воскликнуть: "Покажите мне хоть одного человека, который так живет!" Что ж, покажем.
Один из таких людей, к примеру,— Роман Саблин. Не эколог по профессии, он когда-то бросил работу в PR крупной корпорации и стал тренером по экологичному образу жизни и консультантом по зеленым решениям для бизнеса. Свои принципы и свой за годы накопленный опыт он описал в недавно вышедшей книге "Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе" (издательство "Зеленая книга", Москва).
Избыточное потребление — это и экологическая проблема, пишет Роман. "Эксперты утверждают: ежегодный объем извлеченного и перемещенного сырья в расчете на одного жителя Земли в среднем составляет более 50 тонн. В процессе его промышленной переработки 48 тонн, или 96 процентов, превращаются в отходы. Например, после изготовления одного компьютера остается 1,5 тонны отходов. Вреден и транспортный след — это потраченный бензин или мазут, все выхлопные газы, образовавшиеся при доставке товара к тебе".
От чего частично или полностью отказался Роман за последние годы? От многого — начиная с мяса и заканчивая телевизором. Роман старается не покупать товары, привезенные издалека, отдает предпочтение местным продуктам питания. Не покупает избыточные средства для уборки — кондиционеры для белья, средства для мытья полов...
Он избавился от лишней одежды с помощью бесплатных ярмарок и общества безвозмездного дарения darudar.org (там тысячи людей что-то дарят друг другу) — раздарил на этом сайте три офисных костюма, пальто с меховым воротником и 20 галстуков, как говорит, "наследство офисной жизни". В доме у Романа и его жены Любови стоит коробка "Отдам даром" — с вещами, которые им уже не нужны. Гости могут выбрать что пригодится и взять себе.
Роман заменил бумажный документооборот на электронный. Он отказался от одноразовых вещей (посуды, зажигалок, пакетов), ссылаясь на то, что, к примеру, пластиковая ложка или тарелка разлагается в естественных условиях от 100 до 1000 лет. "Отказ не абсолютный — иногда я вынужден этим пользоваться, но в сотни раз реже, чем раньше",— признается Роман. Он отдает предпочтение велосипеду, а не автомобилю, поезду, а не самолету (хотя на большие расстояния иногда все-таки летает).
И вот тот факт, что его отказы не абсолютные — и одноразовыми вещами при случае может воспользоваться, и на самолете слетать,— дает возможность приводить его образ жизни в качестве примера. Потому что если попробовать жить даже не по правилам Романа Саблина, а хотя бы по исключениям из этих правил (летать, но реже, брать целлофановые пакеты, но не всегда), уже будет наноситься меньший вред природе.
Освободить время из торгового зала
Можно попробовать отказаться от чрезмерного потребления хотя бы в качестве эксперимента. Еще 10 лет назад 55-летняя журналист и автор из Нью-Йорка Джудит Левин, совершая покупки как раз в предрождественском ажиотаже, поняла, что не позднее чем через полгода большинство купленных электроприборов, свитеров, детских игрушек окажется на помойке. Потребление в Америке рассматривается не просто как само собой разумеющ
Malnutrition
Both in the West and in Russia, the number of people who refuse excessive consumption and fundamentally buy less than they can afford is growing.
Of all the abilities of our people, one has come to the fore in recent years - purchasing power. And the peak of its manifestation is the end of December - the beginning of January, when traffic jams from carts form in shopping centers. Moreover, if at the entrance to the store the child still fits in the trolley, then at the exit the child is already walking, and the trolley is filled to the limit with purchases and, in addition, is pressed from above by a crowded basket.
The festive craziness in the shops is the best reason to think about refusing excessive consumption. This is also called ethical (responsible) consumption. It’s not just about choosing the goods that were produced and
Malnutrition
Both in the West and in Russia, the number of people who refuse excessive consumption and fundamentally buy less than they can afford is growing.
Of all the abilities of our people, one has come to the fore in recent years - purchasing power. And the peak of its manifestation is the end of December - the beginning of January, when traffic jams from carts form in shopping centers. Moreover, if at the entrance to the store the child still fits in the trolley, then at the exit the child is already walking, and the trolley is filled to the limit with purchases and, in addition, is pressed from above by a crowded basket.
The festive craziness in the shops is the best reason to think about refusing excessive consumption. This is also called ethical (responsible) consumption. It is not only about the choice of goods that were produced and delivered to the consumer with minimal harm to people and the environment, but also about refusing to buy extra items. That is, if some call upon going to the store to consider money as a means of voting (for certain goods, for one or another way of their production), then others actually call not to go to these elections.
Exchange and return subject to
In one of the premises of the Factory Factory Center for Creative Industries in Moscow a couple of weeks ago, at a time when everyone was wasting money, there were dozens of people at the free fair (Free Market). There were tables near the wall, above which were sheets with the inscription “Top” and a painted jacket and “Bottom” with painted trousers. A few more tables were designed for toys, jewelry and books. People came up to the tables, laid out the clothes they brought with them from the bags, took the clothes laid out by the other participants from the tables, threw them on themselves and, if they liked, put them in their empty bags.
It is understood that among these people there were those who, for financial reasons, were forced to accept and wear used things. But we are not about them.
“About three quarters of the participants come here convinced,” says one of the organizers of the free fair, who introduced himself as Irwin. “For example, I am an anti-capitalist, anarchist. But here you can meet people of various political views. Ideas of abandoning excessive consumption and mutual assistance are suitable for any ideology. Wealthy people come to free fairs who want to do something good for others. In my memory, they just didn’t bring anything: laptops, food processors, telephones, televisions ...
Translator Alexandra recently arrived in Moscow from Petrozavodsk. There, in her apartment, she organized free fairs for acquaintances, since she was also against mindless consumption. This time, Alexandra brought some of her things and books, and took away a pair of shoes, which she received as a gift from philologist and musician Maria Tretyakevich. For three years, Maria, together with a group of like-minded people, has organized free fairs in Moscow (and the first free fairs in the capital appeared six years ago).
“In a big city, we cannot refuse a consumer lifestyle,” says Maria. “An alternative to consumption is subsistence farming.” Of course, you can grow lettuce on your windowsill. But it is impossible to eat only this salad. Therefore, one way or another, we will use the benefits that others have produced. But in a big city there are a lot of resources. And if they are properly organized, it will be necessary to produce less.
Participants of free fairs are united by pages on social networks. In general, the Internet connects not only those who exchange goods for free, but also those who also offer various services to each other for free.
At a free fair on a table between Prilepin and Harry Potter lay a book brought by someone from the 1962 edition of The Fundamentals of Communist Education. I don’t know if anybody took it in the end. It probably says that in the near happy future, money will disappear and people will be able to use goods and services for free.
Abusive consumption
In the West, people bought for consumption much earlier than we do. Germany, for example, whose citizens today suffer less than other Europeans from the crisis and, like the population of Russia, can afford to buy too much, enjoy
Both in the West and in Russia, the number of people who refuse excessive consumption and fundamentally buy less than they can afford is growing.
Of all the abilities of our people, one has come to the fore in recent years - purchasing power. And the peak of its manifestation is the end of December - the beginning of January, when traffic jams from carts form in shopping centers. Moreover, if at the entrance to the store the child still fits in the trolley, then at the exit the child is already walking, and the trolley is filled to the limit with purchases and, in addition, is pressed from above by a crowded basket.
The festive craziness in the shops is the best reason to think about refusing excessive consumption. This is also called ethical (responsible) consumption. It’s not just about choosing the goods that were produced and
Malnutrition
Both in the West and in Russia, the number of people who refuse excessive consumption and fundamentally buy less than they can afford is growing.
Of all the abilities of our people, one has come to the fore in recent years - purchasing power. And the peak of its manifestation is the end of December - the beginning of January, when traffic jams from carts form in shopping centers. Moreover, if at the entrance to the store the child still fits in the trolley, then at the exit the child is already walking, and the trolley is filled to the limit with purchases and, in addition, is pressed from above by a crowded basket.
The festive craziness in the shops is the best reason to think about refusing excessive consumption. This is also called ethical (responsible) consumption. It is not only about the choice of goods that were produced and delivered to the consumer with minimal harm to people and the environment, but also about refusing to buy extra items. That is, if some call upon going to the store to consider money as a means of voting (for certain goods, for one or another way of their production), then others actually call not to go to these elections.
Exchange and return subject to
In one of the premises of the Factory Factory Center for Creative Industries in Moscow a couple of weeks ago, at a time when everyone was wasting money, there were dozens of people at the free fair (Free Market). There were tables near the wall, above which were sheets with the inscription “Top” and a painted jacket and “Bottom” with painted trousers. A few more tables were designed for toys, jewelry and books. People came up to the tables, laid out the clothes they brought with them from the bags, took the clothes laid out by the other participants from the tables, threw them on themselves and, if they liked, put them in their empty bags.
It is understood that among these people there were those who, for financial reasons, were forced to accept and wear used things. But we are not about them.
“About three quarters of the participants come here convinced,” says one of the organizers of the free fair, who introduced himself as Irwin. “For example, I am an anti-capitalist, anarchist. But here you can meet people of various political views. Ideas of abandoning excessive consumption and mutual assistance are suitable for any ideology. Wealthy people come to free fairs who want to do something good for others. In my memory, they just didn’t bring anything: laptops, food processors, telephones, televisions ...
Translator Alexandra recently arrived in Moscow from Petrozavodsk. There, in her apartment, she organized free fairs for acquaintances, since she was also against mindless consumption. This time, Alexandra brought some of her things and books, and took away a pair of shoes, which she received as a gift from philologist and musician Maria Tretyakevich. For three years, Maria, together with a group of like-minded people, has organized free fairs in Moscow (and the first free fairs in the capital appeared six years ago).
“In a big city, we cannot refuse a consumer lifestyle,” says Maria. “An alternative to consumption is subsistence farming.” Of course, you can grow lettuce on your windowsill. But it is impossible to eat only this salad. Therefore, one way or another, we will use the benefits that others have produced. But in a big city there are a lot of resources. And if they are properly organized, it will be necessary to produce less.
Participants of free fairs are united by pages on social networks. In general, the Internet connects not only those who exchange goods for free, but also those who also offer various services to each other for free.
At a free fair on a table between Prilepin and Harry Potter lay a book brought by someone from the 1962 edition of The Fundamentals of Communist Education. I don’t know if anybody took it in the end. It probably says that in the near happy future, money will disappear and people will be able to use goods and services for free.
Abusive consumption
In the West, people bought for consumption much earlier than we do. Germany, for example, whose citizens today suffer less than other Europeans from the crisis and, like the population of Russia, can afford to buy too much, enjoy
У записи 20 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Дима Тсветков