Мои мысли о М.А. Врубеле. Мое отношение к...

Мои мысли о М.А. Врубеле.
Мое отношение к его творчеству всегда будет наполнено какой-то внутренней звенящей как чаши болью. Болью непонимания, поиска сокрытого и страданий от этого. Слушая и читая о нем, я снова все проживаю вместе с ним. И реву. Каждый раз. Почему он мне так близок?
Раньше мне всегда нравились врубелевские символизм и вымышленный мир со своими законами, наверное, потому что сама в таком живу, но когда я увидела своими глазами его работы в Третьяковской галерее, я поняла - он пророс внутри меня большим волшебным деревом.
Когда я начала знакомиться с жизненным путём, меня удивил тот факт, что художником становится он не собирался, учился на юриста, был сыном военного прокурора. И даже не интеллигенция, даже не дворянин! Обычный рабочий человек! Просто любил рисовать в свободное от занятий время. Михаил был потрясающе талантливым учеником, учился отлично, везде успевал. Даже читал и переводил с латыни!
Для историков остаётся загадкой, почему он, вернувшись с военной службы в 24, вдруг резко решил поступать в художественный вуз. Порыв?
Учился он с Серовым, Коровиным и Суриковым. Но всегда был на отшибе. Вуз не закончил, т.к решил: все, что учеба ему могла дать, она уже дала. Дальше у него свой путь. Первая его работа была - роспись стен в церкви. Потом ему явился Демон в лермонтовской лирике, которую он иллюстрировал. И эта потребность понять природу демона не оставляла его до конца дней: какой он? Плохой или хороший? Какие эмоции его наполняют?
Всю жизнь людьми Врубель воспринимался каким-то странным и высокомерным, хотя иногда он действительно себя и вёл так. Возможно, из-за накатывающей издалека психической болезни. Или он просто был не со всеми?
Михаил считал, что задача художника передать форму. Не нужно копировать. Нужно передавать красоту! И он Ее передавал, разными способами- выкладывал мозаики, рисовал картины, лепил скульптуру, делал керамику, создавал витражи, разрабатывал архитектурные проекты, мастерил театральные декорации и костюмы. Был универсальным в выражении прекрасного!
Понятность красоты казалась ему неправильной. Истинное искусство, по мнению Врубеля, не должно быть понятным никому. "Нарисовать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту" - так он сказал.
Исторически считается, что он находился между передвижниками и академистами, что ни в одну тусовку тех времен он не вписывался.. Но благодаря его таланту он был замечен меценатом Мамонтовым, с кем провёл долгое время и даже дал имя сыну в честь него. Очень понравился исторический момент в справках о том, как он писал портрет Мамонтова: ему это было настолько тягостно, что он оставил портрет в студии и прикрепил к нему записку: "не могу писать ваш портрет, осточертело!" Я посмеялась, представив лицо Мамонтова.
Если говорить о человеческих качествах художника, то хорошего встретилось мне мало в истории: мот, пьяница, выскочка, денди, вёл богемный образ жизни, вспыльчивый и темпераментный, сифилис, психически больной. Но живой. Совершенно особенный, ищущий, мой Врубель. Когда я смотрела на его работы вживую, особенно на "жемчужину"-я проваливалась в играющую светом и огнями реальность. Картины заколдованные и магические. Хочется туда. Бросить все и уйти отсюда.
Я понимаю, как сложно ему было всю жизнь метаться между своим миром и реальностью, между желанием передавать великолепие природы и невозможностью передать ее мимолетность.
Большое внимание уделяют описанию любви Врубеля к певице Надежде Забеле, которую встретил он уже в серьёзном возрасте. Говорят, что он бежал на Ее голос, бросился в ноги с предложением руки и сердца. Она стала ему музой. Он писал ее везде и всегда. У них родился мальчик. Семейная жизнь его сложилась благополучно, но после смерти единственного сына его психика дала сбой. Что было дальше-было страшным и контрастным. То падения, то подъёмы. То обострения психического заболевания, то ремиссии. Демоны, манящие наяды, русалки. Но даже лечащий врач, профессор, говорил о его сознании: он не сумасшедший, он совершенно нормален когда рисует. Рисовать он продолжал даже в лечебнице: смятую постель, голые ветки за окном. Моя любимая "жемчужина" была написана с грязной пепельницы-ракушки в больничной палате. Только истинно любящий мир и его природу, мог бы увидеть в таком обычном предмете - целый калейдоскоп красок и волшебства.
Умирать он стал постепенно: сначала попав на постоянное пребывание в психиатрическую лечебницу, потом потеряв зрение окончательно от неустанного рисования в палате, а сердце его биться перестало после переохлаждения тела и воспаления лёгких, которого он специально добивался, несколько дней простаивая раздетым на крыльце лечебницы в холодную пору.
Я не знаю, как жилось ему тогда, но я представляю, как сложно быть белой вороной. Первооткрывателем. Воином своего света. Ведь он стал создателем нового направления в живописи - модерна. Его картины вызывали одновременно то восторг, то чувство ужаса у людей. Многие не признавали его искусство и насмехались. Но сегодня, бродя по залу, посвящённому Врубелю, невозможно остаться равнодушным к его творчеству. Оно живое. Оно проникает в душу и начинает играть на самых затаенных струнах души, создавая потрясающей красоты мелодии!
#картинаназаказ
#живописьснуля #искусствовмассы #врубель #рисуйкаждыйдень #путьхудожника #рисуюназаказ #искусство #графика #художка #модерн
My thoughts about M.A. Vrubel.
My attitude to his work will always be filled with some kind of inner ringing pain as a bowl. The pain of misunderstanding, the search for the hidden and the suffering from it. Listening and reading about him, I live with him again. And a roar. Everytime. Why is he so close to me?
Previously, I always liked Vrubel symbolism and a fictional world with its own laws, probably because I myself live in this, but when I saw with my own eyes his work in the Tretyakov Gallery, I realized that he sprouted inside me with a big magic tree.
When I began to get acquainted with the way of life, I was surprised by the fact that he was not going to become an artist, studied law, was the son of a military prosecutor. And not even the intelligentsia, not even a nobleman! An ordinary working man! I just loved to draw in my free time. Mikhail was an amazingly talented student, he studied well, everywhere he could. Even read and translated from Latin!
For historians, it remains a mystery why he, having returned from military service at 24, suddenly decided to enter an art university. Rush?
He studied with Serov, Korovin and Surikov. But he was always on the outskirts. The university did not finish, because it decided: everything that study could give him, she had already given. Then he has his own way. His first work was painting walls in a church. Then the Demon appeared to him in Lermontov’s lyrics, which he illustrated. And this need to understand the nature of the demon did not leave him until the end of his days: what is he? Bad or good? What emotions fill it?
All his life, Vrubel was perceived by some strange and arrogant, although sometimes he really behaved like that. Perhaps due to a rolling mental illness from afar. Or was he just not with everyone?
Michael believed that the task of the artist to convey the form. No need to copy. Need to convey the beauty! And he conveyed it, in various ways, laid out mosaics, painted paintings, sculpted sculptures, made ceramics, created stained glass windows, developed architectural projects, made theater sets and costumes. It was universal in the expression of the beautiful!
The clarity of beauty seemed wrong to him. True art, according to Vrubel, should not be understood by anyone. “It’s impossible and not necessary to draw nature, it must catch its beauty,” he said.
It is historically believed that he was between the Wanderers and academicians, that he did not fit into any party of those times .. But thanks to his talent, he was noticed by the philanthropist Mamontov, with whom he spent a long time and even gave a name to his son in honor of him. I really liked the historical moment in the information about how he painted the portrait of Mamontov: it was so painful for him that he left the portrait in the studio and attached a note to it: "I can’t paint your portrait, I'm sick of it!" I laughed, imagining the face of Mamontov.
If we talk about the human qualities of the artist, then I haven’t met much good in history: mot, drunkard, upstart, dandy, led a bohemian lifestyle, quick-tempered and temperamental, syphilis, mentally ill. But alive. A very special, seeker, my Vrubel. When I looked at his work live, especially at the “pearl", I fell into reality playing with light and lights. The paintings are bewitched and magical. I want to go there. Drop everything and get out of here.
I understand how difficult it was for him all his life to rush between his world and reality, between the desire to convey the splendor of nature and the inability to convey its fleetingness.
Much attention is paid to the description of Vrubel’s love for the singer Nadezhda Zabela, whom he met already at a serious age. They say that he ran to Her voice, rushed to his feet with an offer of a hand and a heart. She became his muse. He wrote it everywhere and always. They had a boy born. His family life turned out well, but after the death of his only son, his psyche failed. What happened next was scary and contrasting. Now falls, then ups. Either exacerbation of mental illness, then remission. Demons, alluring mollusks, mermaids. But even the attending physician, professor, spoke about his consciousness: he is not crazy, he is completely normal when he draws. He continued to draw even in the hospital: a crumpled bed, bare branches outside the window. My favorite “pearl” was painted from a dirty shell ashtray in a hospital room. Only a truly loving world and its nature, could see in such an ordinary subject - a whole kaleidoscope of colors and magic.
He began to die gradually: first, having got a permanent stay in a psychiatric hospital, then having lost his sight completely from relentless drawing in the ward, and his heart stopped beating after overcooling of the body and pneumonia, which he specifically wanted, a few days standing idolized on the porch of the hospital in the cold time to go.
I don’t know how he lived then, but I imagine how difficult it is to be a black sheep. Discoverer. Warrior of his light. After all, he became the creator of a new direction in painting - Art Nouveau. His paintings at the same time aroused either delight or a sense of horror among people. Many did not recognize his art and scoffed. But today, wandering around
У записи 2 лайков,
0 репостов,
61 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анна Денеко

Понравилось следующим людям