Есть ли у русских сказок тайный смысл? •••...

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
•••
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать? Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» Светлана Курячая. - К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…» С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены. Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было. Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребенка. «Колобок» и «Репка» - астрологические сказки - Сказки детям необходимы, - считает Светлана Курячая, - особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту. Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» - астрологические сказки. Они - о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» - и она исчезла… «Репка» - о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным. К астрологическим относятся также сказки «Петушок - Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок - это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря - путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса - это ноч ь, которая украла солнышко, а кот - утро, он вернул его. В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима. «Курочка Ряба» - сказка для взрослых По мнению Светланы Курячей, «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь. Кто такая Баба-яга? Большинство сказок - волшебные. Главная героиня в них - Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только. Но, как считает Светлана Власовна, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно. Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. »Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет«. Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений. Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки. Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора - он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле. Об этимологии слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« - огнь - огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Сейчас посажу на лопату - и в печь! И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди - души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд - перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя. Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям. Иван - да не дурак Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается? - Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, - это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес - дремать - дурак» - однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие. Дремучий лес - другой мир, мир мертвых - там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу. Дремать - человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает! Сказки для подростков Считалось, что волшебные сказки - для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное - как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все услови
Do Russian fairy tales have a secret meaning?
•••
From early childhood, we are told tales. The child lives in a world of magic, fantasy, trying to understand where good is and where evil is. Do we really need fairy tales? Do we understand and interpret them correctly? Maybe some kind of knowledge that we still have to learn is encrypted in fairy tales? This is described by a teacher of the highest category, a teacher of the “History of the Culture of Russia” Svetlana Kuryachaya. - Unfortunately, we have developed a traditional approach to listening to fairy tales, as to watching a television program: I listened, I had fun, I left and forgot. In fact, fairy tales were formed so that they were thought over, comprehended and certain conclusions were drawn. No wonder Pushkin said: “A fairy tale is a lie, but a hint in it ...” From this point of view, one must approach a Russian folk tale. And to take into account folk traditions - when these tales took shape, consider them from the point of view of rituals, rituals, people's ideas about life, that is, read them in the language in which they were presented. We are reading a fairy tale from our perspective. But some fairy tales are seven to ten thousand years old! Tales are all filled with metaphors, images. One must also be able to understand these metaphors. More often than not, we don’t know what is behind each image. Perhaps, thanks to this, the original that was laid down in them is preserved in fairy tales. Not understanding, people did not make their interpretations, but conveyed everything as it was. Reading tales, we must remember that among the ancient Slavs life seemed endless, in the form of a vicious circle, where there was no beginning or end. Therefore, death was not forever. The soul returned in the body of the child. "Gingerbread Man" and "Turnip" - astrological tales - Tales are necessary for children, - says Svetlana Kuryachaya, - especially folk ones. Young children intuitively feel this, although they may not be able to decipher them. But the fairy tale lays on the psyche, like a grain into the prepared soil. Only parents need to remember that a fairy tale must be age appropriate. If you read about Baba Yaga in early childhood, the child will be frightened and will always be afraid of her. You need to start with children's tales about the bun and turnip. According to the researchers, the tales "Gingerbread Man" and "Turnip" are astrological tales. They are about the moon, which first turns into a month, and then vice versa. Remember the tale "Gingerbread Man"? It turns out that in the initial version, each animal bit off a bun from a bun. So the round moon became smaller and smaller. When the turn came to the fox, then from the kolobok there was one humpback. “Am” - and she disappeared ... “Turnip” - about the same thing, only in the opposite direction. The month gradually turns into a full moon. The child begins to fantasize: looking at the sky, he imagines a bun or turnip. The world around him becomes fabulous. The fairy tales “The Cockerel - The Golden Scallop” and “The Zayushkin Hut” also belong to astrological ones. The first refers to the change of day and night. Cockerel is the sun. The fox comes to the window and calls him (in folk culture there were a lot of calls to the sun). Then it grabs and carries for high mountains, for dense forests, for blue seas - the path is unreasonably far, that is, this is the path that the sun makes. The fox is the night that stole the sun, and the cat the morning, he returned it. In the "Zayushkina hut" children are discreetly told about the changing seasons. The fox is winter, the little zayushka is summer. The bunny turns to various animals for help, which in life could easily defeat the fox. But the cockerel wins - the sun, which the fox is very afraid of - winter. “Ryaba Kuroka” is a fairy tale for adults. According to Svetlana Kuryachei, “Ryaba Kuroka” is best read not by children, but by adults. The chicken laid a golden egg. It was accidentally broken by a mouse. Why do grandfather and woman cry, because they themselves wanted to break it, but could not. The fact is that the egg was empty. The egg is a prototype of all life on Earth. It is a symbol of the infinity of life, because without death there is no rebirth. The egg had to be full, the world had to be filled. The chicken reassures the old people: “I will lay you another testicle - not gold, but simple,” that is, a viable one from which life will be reborn. Who is Baba Yaga? Most tales are magical. The main character in them is Baba Yaga. Remember what she is? A terrible, angry, shaggy, nose - it’s rooted in the ceiling, blind, it has a bone leg, it flies in a mortar, broom marks boldly, lives in a dense forest, in a hut on chicken legs, the hut has no windows or doors, the fence around bones and skulls, fries children, shoves them on the shovel in the oven. Horror and only. But, according to Svetlana Vlasovna, everything is not so simple here. The image of the Baba Yaga should be considered taking into account folk traditions and a people's worldview. That's what came out of it. Baba Yaga's hair is shaggy, braids are braided. In the culture of the ancient Slavs, loose hair is a connection with the other world; still braids were braided by a dead woman. Baba Yaga, apparently dead. The bone leg is deceased so long ago that the body has decayed. The nose has grown into the ceiling. Apparently, her house is very crowded. Baba Yaga flies in a stupa, which is very cool
У записи 1 лайков,
0 репостов,
116 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анна Денеко

Понравилось следующим людям