Ю.Крижанич. Политика. 1663 г. «Главный вред для общего...

Ю.Крижанич. Политика. 1663 г.

«Главный вред для общего блага проистекает от незнания самого себя, когда люди сами себя, свои обычаи излишне любят, когда считают себя сильными, богатыми, мудрыми, не будучи на самом деле таковыми». Русских людей тяготила страшная бедность: Крижанич указывает на богатейшие западные государства, указывает и на то, почему они так богаты: Англия и Нидерланды потому богаты, что там разумы у народа хитры, морские пристанища и торги отличные, цветет всякое ремесло, земледелие и обширная морская торговля; еще славнее и счастливее бывает государство, когда в нем при этом и законы хороши, как, например, во Франции. А Россия? При всей своей неизмерим мой, широте и длине она со всех сторон заперта для торговли; мало в ней торговых городов, нет дорогих произведений; умы народа тупы и косны, нет .никакого уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве; русские, поляки и все славяне не умеют вести дальнюю торговлю ни сухим путем, ни по морю; купцы русские не учатся даже арифметике, оттого иностранным купцам ничего не стоит их обмануть. Русский человек сам ничего не выдумает, если ему не укажут; книг у него никаких нет ни о земледелии, ни о других промыслах; он ленив, не промышлен, сам себе не хочет добра сделать, если силою не будет принужден; язык его беден, беднее всех главных европейских языков, потому неудивительно, что и разумы наши тупы и косны; чего не можем словом сказать, того не можем и думою замыслить; истории русский человек не знает, никаких политических разговоров вести не может и потому иностранцы его презирают. В покрое платья высказывается разум народа: русское платье некрасиво и неудобно, за него иностранцы зовут нас варварами, особенно нерасчесанные волосы и борода, остриженная голова делают нас мерзкими, смешными, какими-то лесовиками. Едим мы нечисто, деньги прячем в рот; мужик держит полную братину и пальцы в ней окунуты, так и гостю подает; квас продается погано, посуда не моется. Датский король сказал о наших послах: «Если эти люди еще ко мне придут, то должен буду построить им свиной хлев: потому что, где они постоят, там полгода никто не может жить от смрада». Неуменье изъясняться, лень, пьянство и расточительность — главные наши природные свойства; от расточительности происходит жестокость относительно подчиненных. У нас нет природной бодрости, благородной гордости, одушевления, не умеем держать себя с достоинством. Турки и татары, хотя и побегут, не дадут себя даром убить, но обороняются до последнего издыхания. А наши ратные люди когда побегут, то уже не оборотятся, но дают себя сечь, как мертвые. Великое наше народное несчастие — эта неумеренность во власти; не умеют наши люди ни в чем меры держать, не могут средним путем ходить, но все по окраинам и пропастям блуждают. То у нас правительство вконец распущено, господствует своеволие, безнарядье, то уже чересчур твердо, строго и свирепо. Во всем свете нет такого безнарядного и распутного государства, как Польское, и нет такого крутого правительства, как в России. Расплодились в русском народе премерзкие нравы, так что пред другими народами русские являются обманчивыми, неверными,> склонными к воровству, убийству, неучтивыми в беседе, нечистоплотными. А отчего все это происходит? Оттого что всякое место наполнено кабаками, заставами, откупщиками, целовальниками, выемщиками, тайными доносчиками: люди отовсюду и везде связаны, ничего не могут свободно делать, трудом рук своих не могут свободно пользоваться. Все должны делать и торговать тайком, в молчанку, со страхом и трепетом, укрываться от такой огромной толпы правителей или палачей. А сами эти целовальники и притеснители народа, не получая достаточного жалованья, не могут как должно исполнять своих обязанностей, нужда заставляет их искать корысти и брать подарки от воров. Таким образом, люди, привыкши все делать тайком, как воры, со страхом, с обманом забывают всякую честь, становятся трусливы на войне, делаются склонны ко всякой нелюдскости, нескромности и нечистоте; не умеют они ценить чести, не умеют делать различия между людьми. Первый вопрос, с которым обращаются к незнакомому человеку: «Есть ли у тебя жена?» Второй: «Сколько получаешь царского жалованья? Сколько у тебя имения?» Не стыдятся купаться перед всем народом. Если они в ком-нибудь нуждаются, то не знают меры унижению. Итальянцы, испанцы, турки бережливы и трезвы; немцы бережливы, но большие пьяницы; все славяне расточительны и любят попировать; однако ни у немцев, ни у остальных славян, нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины, миряне и духовные, и многие от пьянства умирают. У турок нам должно учиться трезвости, стыдливости и правосудию. Эти неверные не менее нас грешат противуестественным грехом; но они соблюдают стыдливость: никто у них не промолвится об этом грехе, не станет им хвастаться, ни упрекать другого. Если кто проговорится, то не останется без наказания, а у западных народов сожигают таких преступников. В России же этот гнусный грех считают шуткою. Публично, в шутливых разговорах, один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху, недостает только, чтоб при всем народе совершали преступление. Необходимо в этом государстве употребить какие-нибудь средства, чтоб поднять стыдливость против содомии, общественную трезвость против гнусного пьянства, правосудие против чиновников, о которых говорит Исаия: «Начальники твои — сообщники воров»
Y. Krizhanich. Policy. 1663

"The main harm to the common good stems from ignorance of oneself when people themselves, their customs are unnecessarily loved when they consider themselves strong, rich, wise, not really being such." The Russian people were burdened by terrible poverty: Krizhanich points to the richest Western countries, indicates why they are so rich: England and the Netherlands are so rich because the minds of the people there are tricky, the marinas and trades are excellent, all crafts, agriculture and the vast sea bloom trade; the state is even more glorious and happier when the laws are good in it, as, for example, in France. What about Russia? For all its immeasurable mine, its breadth and length it is on all sides locked for trade; there are few trading cities in it; there are no expensive works; the minds of the people are stupid and inert, there is no skill either in trade, in agriculture, or in the household; Russians, Poles and all Slavs do not know how to conduct long-distance trade either by dry route or by sea; Russian merchants do not even learn arithmetic, therefore, foreign merchants do not cost anything to deceive them. The Russian man himself will not invent anything unless he is indicated; he has no books about farming or other crafts; he is lazy, not an industry, he does not want to do good for himself unless he is forced by force; his language is poor, poorer than all major European languages, therefore it is not surprising that our minds are stupid and inert; what we cannot say in a word, we cannot conceive with a thought; Russian people don’t know history, cannot conduct any political conversations, and therefore foreigners despise him. In the cut of the dress, the mind of the people expresses itself: the Russian dress is ugly and uncomfortable, for him foreigners call us barbarians, especially unkempt hair and a beard, a trimmed head make us vile, funny, some kind of foresters. We eat uncleanly, we hide money in our mouths; a man holds a full brother and fingers are dipped in it, and he serves the guest; kvass is sold rotten, dishes are not washed. The Danish king said about our ambassadors: “If these people still come to me, I will have to build a pig’s stable for them: because where they stand there for six months no one can live from the stench.” Inability to express oneself, laziness, drunkenness and wastefulness are our main natural properties; from wastefulness comes cruelty to subordinates. We do not have natural vivacity, noble pride, animation, we cannot keep ourselves with dignity. The Turks and Tatars, although they flee, will not allow themselves to be killed for free, but defend themselves until their last gasp. And when our military men run away, they no longer turn around, but give themselves to slaughter like the dead. Our great misfortune is our immoderation in power; our people do not know how to take measures in anything, they cannot walk in the middle way, but everyone wanders along the outskirts and abysses. Either our government is completely dissolved, self-will and lack of order prevail, or it is already too firmly, severely and fiercely. In the whole world there is no such dressless and dissolute state as Poland, and there is no such a tough government as in Russia. The Russian people have bred infamous morals, so that before other peoples the Russians are deceiving, unfaithful,> prone to theft, murder, inconsiderate in conversation, unscrupulous. And why is all this happening? Because every place is filled with taverns, outposts, farmers, kissers, mercenaries, secret scammers: people are connected everywhere and everywhere, they can’t do anything freely, they can’t freely use their own hands. Everyone should do and trade secretly, in silence, with fear and trembling, to hide from such a huge crowd of rulers or executioners. But these kissers and oppressors of the people, not getting enough salary, cannot fulfill their duties as they should, the need makes them look for self-interest and take gifts from thieves. Thus, people who are accustomed to doing everything secretly, like thieves, with fear, with deceit, forget all honor, become cowardly in war, become prone to all inhumanity, immodesty and impurity; they do not know how to value honor, they do not know how to distinguish between people. The first question addressed to a stranger is: “Do you have a wife?” Second: “How much do you receive the royal salary? How many estates do you have? ” Do not be ashamed to swim in front of all the people. If they need someone, they don’t know the measure of humiliation. Italians, Spaniards, Turks are frugal and sober; Germans are thrifty, but big drunks; all Slavs are wasteful and love to feast; however, neither the Germans, nor the rest of the Slavs, anywhere in the world, except for one Russian state, can see such an abominable drunkenness: men and women lie in the mud in the mud, lay and spiritual, and many die from drunkenness. We should learn sobriety, bashfulness and justice from the Turks. These infidels no less sin us unnatural sin; but they observe bashfulness: no one will say this sin, will not boast about them, nor reproach the other. If someone lets it slip, it won’t be left without punishment, and they burn it among the Western peoples
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Павел Диброва

Понравилось следующим людям