Мне кажется, отличная статья (полностью - по ссылке ниже). И 75 лет - повод вслушаться...
"...Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
19 июля 1942 г. симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны.
Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.
Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему - пассакалии.
Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему, сходные по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, которую сопровождает бой малого барабана. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что этот эпизод написан раньше. Так что же хотел изобразить им композитор? Страшное шествие фашизма по Европе или наступление тоталитаризма на личность? (Прим.: Тоталитарным называют режим, при котором государство господствует над всеми сторонами жизни общества, при котором существует насилие, уничтожение демократических свобод и прав человека).
В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.
После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота.
Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.
Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.
Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.
Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части..."
"...Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
19 июля 1942 г. симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.
Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны.
Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.
Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему - пассакалии.
Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему, сходные по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, которую сопровождает бой малого барабана. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что этот эпизод написан раньше. Так что же хотел изобразить им композитор? Страшное шествие фашизма по Европе или наступление тоталитаризма на личность? (Прим.: Тоталитарным называют режим, при котором государство господствует над всеми сторонами жизни общества, при котором существует насилие, уничтожение демократических свобод и прав человека).
В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва.
После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота.
Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.
Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.
Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.
Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части..."
It seems to me an excellent article (in full - at the link below). And 75 years is an occasion to listen carefully ...
"... During the performance, the symphony was broadcast on the radio, as well as on the loudspeakers of the city network. It was heard not only by the residents of the city, but also by the German troops besieging Leningrad.
On July 19, 1942, the symphony was performed in New York, and after that its victorious march through the world began.
The first part begins with a wide, chanting epic melody. It develops, grows, is filled with ever greater power. Recalling the process of creating a symphony, Shostakovich said: “While working on a symphony, I thought about the greatness of our people, about their heroism, about the best ideals of mankind, about the wonderful qualities of man ...” All this is embodied in the theme of the main party, which is related to the sweeping Russian themes intonations, bold wide melodic moves, heavy unions.
A side part is also a song. She looks like a calm lullaby. Her melody seems to dissolve in silence. Everything breathes the tranquility of a peaceful life.
But from somewhere far away the drum roll is heard, and then a melody appears: primitive, similar to couplets - an expression of ordinaryness and vulgarity. As if puppets are moving. So begins the "episode of the invasion" - a stunning picture of the invasion of destructive power.
At first, the sound seems harmless. But the theme is repeated 11 times, more and more intensified. Its melody does not change, it only gradually acquires the sound of more and more new instruments, turning into powerful chord complexes. So this topic, which at first did not seem threatening, but stupid and vulgar, turns into a colossal monster - a gnashing machine of destruction. It seems that she will erase everything living in her path into powder.
The writer A. Tolstoy called this music "the dance of learned rats to the tune of the Pied Piper." It seems that learned rats, submissive to the will of the rat-catcher, enter the fray.
The episode of the invasion is written in the form of variations on a constant theme - passacalia.
Even before the start of World War II, Shostakovich wrote variations on a constant theme, similar in concept to Bolero Ravel. He showed it to his students. The theme is simple, as if dancing, which accompanies the battle of the snare drum. It grew to great power. At first she sounded harmless, even frivolous, but grew into a terrible symbol of suppression. The composer postponed this work without having performed and published it. It turns out that this episode was written earlier. So what did the composer want to portray to them? A terrible procession of fascism in Europe or the onset of totalitarianism on the individual? (Note: A totalitarian regime is called a regime in which the state dominates all aspects of society, in which there is violence, the destruction of democratic freedoms and human rights).
At that moment, when it seems that the iron colossus rumbles straight at the listener, the unexpected happens. Counteraction begins. A dramatic motive appears, which is usually called the motive of resistance. There are groans and screams in the music. As if a grand symphonic battle is being played out.
After a powerful climax, the reprise sounds gloomy and gloomy. The theme of the main party in it sounds like a passionate speech addressed to all of humanity, full of great power of protest against evil. Particularly expressive is the melody of the side part, which has become dreary and lonely. An expressive bassoon solo appears here.
It is no longer a lullaby, but rather a cry interrupted by painful cramps. Only in the code does the main part sound in major, as if affirming the overcoming of the forces of evil. But from a distance you can hear the drum roll. The war is still ongoing.
The following two parts are intended to show the spiritual wealth of a person, the strength of his will.
The second part is a scherzo designed in soft colors. Many critics in this music saw a picture of Leningrad on transparent white nights. This music combines a smile and sadness, light humor and self-deepening, creating an attractive and bright image.
The third part is the majestic and soulful adagio. It is opened by the choral - a kind of requiem for the dead. It is followed by the pathetic utterance of the violins. The second theme, according to the composer, conveys "rapture by life, worship of nature." "The dramatic middle of the part is perceived as a memory of the past, a reaction to the tragic events of the first part ..."
"... During the performance, the symphony was broadcast on the radio, as well as on the loudspeakers of the city network. It was heard not only by the residents of the city, but also by the German troops besieging Leningrad.
On July 19, 1942, the symphony was performed in New York, and after that its victorious march through the world began.
The first part begins with a wide, chanting epic melody. It develops, grows, is filled with ever greater power. Recalling the process of creating a symphony, Shostakovich said: “While working on a symphony, I thought about the greatness of our people, about their heroism, about the best ideals of mankind, about the wonderful qualities of man ...” All this is embodied in the theme of the main party, which is related to the sweeping Russian themes intonations, bold wide melodic moves, heavy unions.
A side part is also a song. She looks like a calm lullaby. Her melody seems to dissolve in silence. Everything breathes the tranquility of a peaceful life.
But from somewhere far away the drum roll is heard, and then a melody appears: primitive, similar to couplets - an expression of ordinaryness and vulgarity. As if puppets are moving. So begins the "episode of the invasion" - a stunning picture of the invasion of destructive power.
At first, the sound seems harmless. But the theme is repeated 11 times, more and more intensified. Its melody does not change, it only gradually acquires the sound of more and more new instruments, turning into powerful chord complexes. So this topic, which at first did not seem threatening, but stupid and vulgar, turns into a colossal monster - a gnashing machine of destruction. It seems that she will erase everything living in her path into powder.
The writer A. Tolstoy called this music "the dance of learned rats to the tune of the Pied Piper." It seems that learned rats, submissive to the will of the rat-catcher, enter the fray.
The episode of the invasion is written in the form of variations on a constant theme - passacalia.
Even before the start of World War II, Shostakovich wrote variations on a constant theme, similar in concept to Bolero Ravel. He showed it to his students. The theme is simple, as if dancing, which accompanies the battle of the snare drum. It grew to great power. At first she sounded harmless, even frivolous, but grew into a terrible symbol of suppression. The composer postponed this work without having performed and published it. It turns out that this episode was written earlier. So what did the composer want to portray to them? A terrible procession of fascism in Europe or the onset of totalitarianism on the individual? (Note: A totalitarian regime is called a regime in which the state dominates all aspects of society, in which there is violence, the destruction of democratic freedoms and human rights).
At that moment, when it seems that the iron colossus rumbles straight at the listener, the unexpected happens. Counteraction begins. A dramatic motive appears, which is usually called the motive of resistance. There are groans and screams in the music. As if a grand symphonic battle is being played out.
After a powerful climax, the reprise sounds gloomy and gloomy. The theme of the main party in it sounds like a passionate speech addressed to all of humanity, full of great power of protest against evil. Particularly expressive is the melody of the side part, which has become dreary and lonely. An expressive bassoon solo appears here.
It is no longer a lullaby, but rather a cry interrupted by painful cramps. Only in the code does the main part sound in major, as if affirming the overcoming of the forces of evil. But from a distance you can hear the drum roll. The war is still ongoing.
The following two parts are intended to show the spiritual wealth of a person, the strength of his will.
The second part is a scherzo designed in soft colors. Many critics in this music saw a picture of Leningrad on transparent white nights. This music combines a smile and sadness, light humor and self-deepening, creating an attractive and bright image.
The third part is the majestic and soulful adagio. It is opened by the choral - a kind of requiem for the dead. It is followed by the pathetic utterance of the violins. The second theme, according to the composer, conveys "rapture by life, worship of nature." "The dramatic middle of the part is perceived as a memory of the past, a reaction to the tragic events of the first part ..."
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Натали Киселёва