Ночью смотрели с Софи "Дюнкерк" Кристофера Нолана. Как...

Ночью смотрели с Софи "Дюнкерк" Кристофера Нолана. Как справедливо подметила супруга: "В кинематографе появился Иоганн Себастьян Бах со своей полифонией, математикой, делающий превосходные фуги".

Если Тонкая Красная Линия Терренса Малика дышит и хочется прожить этот фильм снова и спустя годы еще раз, и еще раз. То Нолан вышел одноразовый, оставляющий только послевкусие совершенства технологий кинопроизводства. Циммер в Тонкой Красной Линии дает зрителю слышать стук сердца, пока еще бьющегося, но любящего. Нолан же заставляет сердце выпрыгивать из груди, испытывая сильнейшие нагрузки на грани инфаркта. И никакой любви. Только долг и принципы.

Так оно и должно быть, на аттракционе. Теперь я понимаю, что сердца у человека два: одно, перекачивающее кровь, второе - любящее, видящее, чуткое. Нолан - это только первый вариант. Циммер это хорошо знает, потому саундтрэк - чистейший музыкальный адреналин, доводящий тело до стресса, а душу - до ужаса. Это как если Тонкую Красную Линию Терранса Малика засунуть в соковыжималку. Был апельсин - цельный, совершенный, который интересно чистить, разламывать на дольки и ощущать каждую гранулу. А получилась вода с красителем и ароматизатором.

Но какая же это, черт возьми, просчитанная полифония из изображения и звука! Это настоящий тандем Леонардо да Винчи и Иоганна Себастьяна Баха. Если музыканты разбирают Баха, то киношники и видеографы должны по косточкам раскладывать Нолана. Хотя с другой стороны новым классикам это не нужно совсем, потому что новые люди прийдут с новым языком, где старые средства не будут выразительными. Отсюда мораль - совершенствовать язык и само мышление.
We watched Christopher Nolan with Sophie “Dunkirk” at night. As the wife rightly remarked: "Johann Sebastian Bach appeared in the cinema with his polyphony, mathematics, making excellent fugues."

If the Thin Red Line of Terrence Malik is breathing and you want to live this film again and years later again and again. That Nolan came out one-time, leaving only the aftertaste of the perfection of film technology. The Zimmer in the Thin Red Line allows the viewer to hear the beat of the heart, still beating, but loving. Nolan, on the other hand, causes the heart to jump out of the chest, experiencing severe stress on the verge of a heart attack. And no love. Only duty and principles.

So it should be, on an attraction. Now I understand that a person has two hearts: one that pumps blood, the second - loving, seeing, sensitive. Nolan is only the first option. Zimmer knows this well, because the soundtrack is the purest musical adrenaline that brings the body to stress, and the soul to horror. It’s like putting the Thin Red Line of Terrance Malik into the juicer. There was an orange - whole, perfect, which is interesting to peel, break into slices and feel every granule. And it turned out water with a dye and flavor.

But what the hell is a calculated polyphony from image and sound! This is a real tandem of Leonardo da Vinci and Johann Sebastian Bach. If musicians disassemble Bach, then filmmakers and videographers should unfold Nolan on the bones. Although, on the other hand, the new classics do not need this at all, because new people will come with a new language, where old means will not be expressive. Hence the moral - to perfect the language and thinking itself.
У записи 8 лайков,
0 репостов,
708 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Дмитрий Скобелев

Понравилось следующим людям