В последние месяцы тренируюсь органично воспринимать сонатную форму...

В последние месяцы тренируюсь органично воспринимать сонатную форму - восполняю пробелы в своем музыкальном образовании. После Бетховена и Моцарта завис на сонате Листа, в которой эта форма сильно усложнена. Ужасно интересно последовательно расслушивать её структуру, например, по описанию из Википедии (см. ниже).

Попробуйте на досуге найти тему вступления, две темы главной партии, две темы побочной, заключительную тему и встроенную мини-сонату в середине. А потом проследить трансформации всех этих тем и их взаимодействие (например, осознать, что вторая тема побочной партии строится на том же мотиве, что и вторая тема главной, но при этом совершенно контрастна к ней). А потом, удерживая всю структуру в голове, попытаться осознать философский смысл всей этой штуки: зачем был нужен каждый эпизод и почему темы взаимодействуют именно таким образом...

Если честно, я пока мало чего понял, но процесс мне определенно нравится: продолжают возникать локальные озарения, и слушать становится все интереснее :)

==== Экспозиция ====
Тема вступления ассоциируется с излюбленными романтиками образами судьбы, рока. В первом своем проведении она звучит мрачно, сурово; далее, неоднократно возвращаясь, эта тема неоднократно трансформируется. Изложена в ниспадающем движении на две увеличенные секунды. В музыке главной партии воплощен противоречивый, сложный внутренний мир «героя» сонаты — его героические порывы, высокие стремления («фаустовское» начало) и, вместе с тем, глубокие сомнения, ирония («мефистофельское» начало). Главная партия дана в конфликтном единстве двух элементов: ГП1 характеризуется волевым характером (передает острый ритм, унисонные возгласы в широком диапазоне); ГП2 – сохраняется энергия и неустойчивость, но она отличается большей зловещностью и мрачностью.

Обе темы главной партии получают в экспозиции широкое развитие.

Побочная партия также контрастна. Состоит из двух тем. Первая (ПП1) — торжественная, гимническая, просветленная, в мощных аккордах устремляется ввысь; вторая (ПП2, резко трансформированная ГП2) — лирическая, певучая, трепетная, родственная любовным образам Листа.

Заключительная партия отличается уверенной маршевостью, компактным аккордовым изложением; активна и энергична.

==== Разработка ====
Присутствуют несколько самостоятельных разделов:

I – вступительный – строится на новом проведении темы вступления и ГП1 (обе темы звучат очень грозно, устрашающе);

II – диалог омрачённой, драматизированной ПП1, которая утратила прежнюю величавую размеренность, и взволнованного речитатива, подобного мольбе. Постепенно поочередный диалог переходит в контрастную полифонию – одновременно звучат обе темы главной партии;

III – центральный раздел разработки – эпизод Andante sostenuto, замещающий медленную часть цикла. Andante наделено самостоятельной формой – это миниатюрная соната («соната в сонате»). Её главная тема является абсолютно новой, а в качестве побочной используется близкая ей по духу ПП2 «тема Маргариты».

IV – заключительный раздел разработки – фугато в си-бемоль миноре, передано негативное начало. В основе фугато – обе темы главной партии, которые проводятся без контраста. Фугато выполняет функцию скерцо. От Andante оно отделено опять-таки темой вступления. Последние такты фугато на большой динамике вливаются в репризу сонаты.

==== Реприза ====
Все темы представленны в измененном виде. С заключительной партии начинается гигантский подъём - готовится генеральная кульминация всего произведения.

==== Кода ====
Кульминация строится на нескольких темах. Сначала — ПП1, проходит в аккордовом изложении, передает удары молота. Возникает мечтательная тема Andante (си-мажор). Далее проходят обе темы главной партии, причём в ГП1 («фаустовской»), уже не слышно ни порывов, ни стремлений. Проходит роковая тема вступления, которая обрамляет всю сонату, символизируя чувство безысходности.
In recent months, I have been training to organically perceive the sonata form - I fill in the gaps in my musical education. After Beethoven and Mozart, he hovered on Liszt's sonata, in which this form is greatly complicated. It is terribly interesting to consistently listen to its structure, for example, according to the description from Wikipedia (see below).

At your leisure, try to find an introduction theme, two main party themes, two side themes, a final theme and an integrated mini-sonata in the middle. And then to trace the transformation of all these topics and their interaction (for example, to realize that the second theme of the secondary party is based on the same motive as the second theme of the main one, but at the same time is completely contrasted with it). And then, keeping the whole structure in mind, try to understand the philosophical meaning of this whole thing: why was each episode needed and why did the themes interact in this way ...

To be honest, I haven’t understood much yet, but I definitely like the process: local insights continue to arise, and listening is becoming more interesting :)

==== Exposure ====
The theme of the introduction is associated with the beloved romantics images of fate, rock. In its first performance, it sounds gloomy, stern; further, repeatedly returning, this topic is repeatedly transformed. Set out in a falling motion for two enlarged seconds. In the music of the main part, the contradictory, complex inner world of the “hero” of the sonata is embodied - its heroic impulses, high aspirations (“Faustian” beginning) and, at the same time, deep doubts, irony (“Mephistophelesian” beginning). The main part is given in the conflicting unity of two elements: GP1 is characterized by a strong-willed character (conveys a sharp rhythm, unison exclamations in a wide range); GP2 - energy and instability are preserved, but it is more sinister and gloomy.

Both themes of the main party are widely developed in the exposition.

The side batch is also in contrast. Consists of two topics. The first (PP1) - solemn, hymnic, enlightened, rises upward in powerful chords; the second (PP2, sharply transformed GP2) - lyrical, melodious, reverent, akin to Liszt's love images.

The final part is distinguished by confident marching, compact chord presentation; active and energetic.

==== Development ====
There are several independent sections:

I - introductory - is based on a new introduction of the topic of introduction and GP1 (both topics sound very menacing, frightening);

II - a dialogue of a clouded, dramatic PP1, which has lost its former stately dimension, and an excited recitative, like a prayer. Gradually, one by one dialogue turns into contrasting polyphony - at the same time both themes of the main part are heard;

III - the central section of development - the Andante sostenuto episode, replacing the slow part of the cycle. Andante is endowed with an independent form - this is a miniature sonata ("sonata in a sonata"). Her main theme is completely new, and as a side topic she uses the “Margarita theme”, which is close in her spirit to PP2.

IV - the final section of the development - a fugato in B flat minor, a negative beginning is transmitted. The fugato is based on both themes of the main party, which are held without contrast. Fugato performs the function of scherzo. From Andante, it is again separated by the theme of the introduction. The last bars of the fugato on the big dynamics flow into the sonata recap.

==== Reprise ====
All topics are presented in a modified form. A gigantic upsurge begins with the final installment - the general culmination of the entire work is being prepared.

==== Code ====
The climax is built on several topics. At first - PP1, it is held in a chord statement, transmits hammer blows. There is a dreamy theme Andante (B major). Then both themes of the main party go on, moreover, in GP1 (“Faustian”), neither impulses nor aspirations are heard. The fateful theme of the introduction takes place, which frames the entire sonata, symbolizing a sense of hopelessness.
У записи 10 лайков,
1 репостов,
569 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анатолий Никитин

Понравилось следующим людям