6 стадий морального развития Кольберга
ДОКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Доконвенциональный уровень моральных рассуждений особенно часто встречается у детей, хотя взрослые также могут демонстрировать подобный уровень рассуждений. Индивид на данном уровне судит о нравственности действия по его прямым последствиям. Доконвенциональный уровень состоит из первого и второго этапов морального развития и связан исключительно с эгоцентрической установкой индивида. Ребенок, находясь на доконвенциональном уровне, еще не усвоил и не интериоризировал общепринятые нормы относительно того, что является правильным или неправильным, вместо этого он фокусируется в основном на внешних последствиях, которые могут принести какие-либо действия.
На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; но он понимает эти масштабы в смысле физических или чувственных последствий действий (наказание, награда, обмен преимуществ) или в смысле физической власти личностей, которые придают значимость этим правилам и масштабам (родители, учителя и т.д.). Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания. Например, действие воспринимается как нравственно неправильное, когда нарушитель получает наказание. "В последний раз, когда я это сделал, меня отшлепали, так что я не буду делать это снова". Чем хуже наказание за деяние, тем сильнее оно воспринимается как «плохое». Это может привести к умозаключению, что даже невинные жертвы виноваты пропорционально своим страданиям. Это "эгоцентрическая" позиция, когда отсутствует понимание, что точки зрения других людей могут отличаться от точки зрения индивида.
Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует. Второй этап рассуждения показывает ограниченный интерес к нуждам других людей, но только до точки, где они пересекаются с собственными интересами индивида. В результате, забота о других основана не на лояльности или взаимоуважении, а скорее на принципе «Почеши мою спину, тогда я почешу твою». Эта стадия сильно отличается от социального контракта (стадия пять), так как все действия на данном этапе имеют целью обслуживания собственных потребностей или интересов индивида.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Конвенциональный уровень моральных рассуждений является типичным для подростков и взрослых. Индивид на данном уровне судит о нравственности действий, сравнивая их с мнениями и ожиданиями общества. Конвенциональный уровень состоит из третьего и четвертого этапов морального развития. Традиционная мораль характеризуется принятием конвенций общества относительно того, что правильно и неправильно. На этом уровне индивид подчиняется правилам и следует нормам общества, даже если нет никаких последствий для их нарушения. Следование правилам и соглашениям несколько ригидно, их целесообразность или справедливость редко подвергается сомнению.
На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия. Эта установка определена не только конформизмом, приспособлением к личным ожиданиям и общественному порядку, но и посредством лояльности, активного поддержания и оправдания порядка и идентификации с личностями или группой, которые выступают в качестве носителя порядка. Происходит осознание правил поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.
Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть «хорошим ребенком» в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается. Индивиды восприимчивы к одобрению или неодобрению со стороны других, поскольку это отражает взгляды, принятые в данном обществе. На третьем этапе ребенок может судить о нравственности действия путем оценки его последствий с точки зрения человеческих взаимоотношений, которые в настоящее время начинают включать в себя такие вещи, как уважение, благодарность, и соблюдение "золотого правила". «Я хочу, чтобы окружающие думали обо мне хорошо, хочу нравиться им; вероятно, мое хорошее поведение заставит людей полюбить меня».
Стадия 4 – ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Основные идеалы в обществе часто задают, что является правильным и неправильным. Если один человек нарушит закон, остальные смогут поступать также – поэтому существует обязательство и обязанность соблюдать законы и правила. Когда кто-то действительно нарушает закон, это нравственно неправильно; виновность, таким образом, является существенным фактором в данном этапе, она отделяет правильные хорошие поступки от плохих. Наиболее активные члены общества остаются на данной стадии, где мораль до сих пор в основном продиктованы внешней силой.
ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
На постконвенциональном уровне, также известном как уровень автономной морали/принципов, отмечается растущее осознание того, что индивиды являются отдельными от общества объектами, и что собственная точка зрения индивида может иметь приоритет над точкой зрения общества в целом; т.е. люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их собственными принципами. Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они рассматривают законы как полезные, но гибкие механизмы, которые, в идеале, могут поддерживать общий социальный порядок и защищать права человека. Правила и законы не являются абсолютными диктатами, которые должны выполняться без вопросов. Люди формируют собственные критерии нравственности. Они оценивают по ним события и поступают исходя из своих моральных представлений. Из-за того, что индивиды на постконвенциональном уровне поднимают свою собственную моральную оценку ситуации над социальными конвенциями, их поведение, особенно на этапе шесть, может быть схоже с поведением лиц на доконвенциональном уровне.
Некоторые теоретики предполагают, что многие люди, возможно, никогда не достигают такого уровня абстрактных моральных рассуждений.
Стадия 5 – мир рассматривается как содержащий различные мнения, права и ценности. Эти мнения, права и ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы рассматриваются как социальные контракты, а не жесткие указания. Те, которые не способствуют общему благосостоянию, должны быть изменены, когда это необходимо для достижения "наивысшего блага для наибольшего числа людей». Это достигается за счет решения большинства и неизбежного компромисса. Демократическое правительство якобы основано на пятом этапе рассуждений.
Стадия 6 – мораль основана на абстрактных рассуждениях с использованием универсальных этических принципов. Законы действуют лишь постольку, поскольку они основаны на справедливости, более того, приверженность справедливости несет за собой обязательство не подчиняться несправедливым законам. В юридических правах отсутствует необходимость, так как социальный контракт не является существенным для деонтического морального действия. Действия в таком случае являются не средством, а самоцелью; люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не потому что это поможет им избежать наказания, выгодно или задано юридически. Хотя Кольберг настаивал на шести стадиях, он обнаружил, что трудно идентифицировать людей, которые постоянно действуют на этом уровне.
Л. Кольберг предположил наличие седьмого этапа – Трансцендентальной нравственности или Космически ориентированной морали, – которая связывает религию с моральным суждением. Трудности Кольберга в получении эмпирических данных даже на шестом этапе, привели его к тому, чтобы подчеркнуть умозрительный, теоретический характер седьмой стадии.
Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимости от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования. Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И несмотря на то, что она имеет много недостатков, - внесла весомый вклад в психологию развития человека.
Источник - Википедия
ДОКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Доконвенциональный уровень моральных рассуждений особенно часто встречается у детей, хотя взрослые также могут демонстрировать подобный уровень рассуждений. Индивид на данном уровне судит о нравственности действия по его прямым последствиям. Доконвенциональный уровень состоит из первого и второго этапов морального развития и связан исключительно с эгоцентрической установкой индивида. Ребенок, находясь на доконвенциональном уровне, еще не усвоил и не интериоризировал общепринятые нормы относительно того, что является правильным или неправильным, вместо этого он фокусируется в основном на внешних последствиях, которые могут принести какие-либо действия.
На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; но он понимает эти масштабы в смысле физических или чувственных последствий действий (наказание, награда, обмен преимуществ) или в смысле физической власти личностей, которые придают значимость этим правилам и масштабам (родители, учителя и т.д.). Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания. Например, действие воспринимается как нравственно неправильное, когда нарушитель получает наказание. "В последний раз, когда я это сделал, меня отшлепали, так что я не буду делать это снова". Чем хуже наказание за деяние, тем сильнее оно воспринимается как «плохое». Это может привести к умозаключению, что даже невинные жертвы виноваты пропорционально своим страданиям. Это "эгоцентрическая" позиция, когда отсутствует понимание, что точки зрения других людей могут отличаться от точки зрения индивида.
Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует. Второй этап рассуждения показывает ограниченный интерес к нуждам других людей, но только до точки, где они пересекаются с собственными интересами индивида. В результате, забота о других основана не на лояльности или взаимоуважении, а скорее на принципе «Почеши мою спину, тогда я почешу твою». Эта стадия сильно отличается от социального контракта (стадия пять), так как все действия на данном этапе имеют целью обслуживания собственных потребностей или интересов индивида.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Конвенциональный уровень моральных рассуждений является типичным для подростков и взрослых. Индивид на данном уровне судит о нравственности действий, сравнивая их с мнениями и ожиданиями общества. Конвенциональный уровень состоит из третьего и четвертого этапов морального развития. Традиционная мораль характеризуется принятием конвенций общества относительно того, что правильно и неправильно. На этом уровне индивид подчиняется правилам и следует нормам общества, даже если нет никаких последствий для их нарушения. Следование правилам и соглашениям несколько ригидно, их целесообразность или справедливость редко подвергается сомнению.
На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия. Эта установка определена не только конформизмом, приспособлением к личным ожиданиям и общественному порядку, но и посредством лояльности, активного поддержания и оправдания порядка и идентификации с личностями или группой, которые выступают в качестве носителя порядка. Происходит осознание правил поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.
Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть «хорошим ребенком» в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается. Индивиды восприимчивы к одобрению или неодобрению со стороны других, поскольку это отражает взгляды, принятые в данном обществе. На третьем этапе ребенок может судить о нравственности действия путем оценки его последствий с точки зрения человеческих взаимоотношений, которые в настоящее время начинают включать в себя такие вещи, как уважение, благодарность, и соблюдение "золотого правила". «Я хочу, чтобы окружающие думали обо мне хорошо, хочу нравиться им; вероятно, мое хорошее поведение заставит людей полюбить меня».
Стадия 4 – ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Основные идеалы в обществе часто задают, что является правильным и неправильным. Если один человек нарушит закон, остальные смогут поступать также – поэтому существует обязательство и обязанность соблюдать законы и правила. Когда кто-то действительно нарушает закон, это нравственно неправильно; виновность, таким образом, является существенным фактором в данном этапе, она отделяет правильные хорошие поступки от плохих. Наиболее активные члены общества остаются на данной стадии, где мораль до сих пор в основном продиктованы внешней силой.
ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
На постконвенциональном уровне, также известном как уровень автономной морали/принципов, отмечается растущее осознание того, что индивиды являются отдельными от общества объектами, и что собственная точка зрения индивида может иметь приоритет над точкой зрения общества в целом; т.е. люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их собственными принципами. Люди на данном уровне живут, руководствуясь собственными моральными принципами, которые обычно включают такие основные права человека, как право на жизнь, свободу и справедливость. Они рассматривают законы как полезные, но гибкие механизмы, которые, в идеале, могут поддерживать общий социальный порядок и защищать права человека. Правила и законы не являются абсолютными диктатами, которые должны выполняться без вопросов. Люди формируют собственные критерии нравственности. Они оценивают по ним события и поступают исходя из своих моральных представлений. Из-за того, что индивиды на постконвенциональном уровне поднимают свою собственную моральную оценку ситуации над социальными конвенциями, их поведение, особенно на этапе шесть, может быть схоже с поведением лиц на доконвенциональном уровне.
Некоторые теоретики предполагают, что многие люди, возможно, никогда не достигают такого уровня абстрактных моральных рассуждений.
Стадия 5 – мир рассматривается как содержащий различные мнения, права и ценности. Эти мнения, права и ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы рассматриваются как социальные контракты, а не жесткие указания. Те, которые не способствуют общему благосостоянию, должны быть изменены, когда это необходимо для достижения "наивысшего блага для наибольшего числа людей». Это достигается за счет решения большинства и неизбежного компромисса. Демократическое правительство якобы основано на пятом этапе рассуждений.
Стадия 6 – мораль основана на абстрактных рассуждениях с использованием универсальных этических принципов. Законы действуют лишь постольку, поскольку они основаны на справедливости, более того, приверженность справедливости несет за собой обязательство не подчиняться несправедливым законам. В юридических правах отсутствует необходимость, так как социальный контракт не является существенным для деонтического морального действия. Действия в таком случае являются не средством, а самоцелью; люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не потому что это поможет им избежать наказания, выгодно или задано юридически. Хотя Кольберг настаивал на шести стадиях, он обнаружил, что трудно идентифицировать людей, которые постоянно действуют на этом уровне.
Л. Кольберг предположил наличие седьмого этапа – Трансцендентальной нравственности или Космически ориентированной морали, – которая связывает религию с моральным суждением. Трудности Кольберга в получении эмпирических данных даже на шестом этапе, привели его к тому, чтобы подчеркнуть умозрительный, теоретический характер седьмой стадии.
Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимости от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования. Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И несмотря на то, что она имеет много недостатков, - внесла весомый вклад в психологию развития человека.
Источник - Википедия
6 stages of Kohlberg's moral development
PREVENTIONAL LEVEL
The preconventional level of moral reasoning is especially common in children, although adults can also demonstrate a similar level of reasoning. An individual at this level judges the morality of an action by its direct consequences. The preconventional level consists of the first and second stages of moral development and is associated exclusively with the egocentric attitude of the individual. The child, at the preconventional level, has not yet mastered and has not internalized generally accepted norms as to what is right or wrong; instead, he focuses mainly on the external consequences that some actions may bring.
At this level, the child already reacts to the cultural rules and the scale of “good” and “bad”, “fair” and “unjust”; but he understands these scales in the sense of the physical or sensory consequences of actions (punishment, reward, exchange of advantages) or in the sense of the physical power of individuals who attach importance to these rules and scales (parents, teachers, etc.). The behavior of the child is based solely on the principle of benefits and is evaluated based on further consequences.
Stage 1 - the child seeks to be obedient, because he believes that the only way to avoid punishment. For him, no moral side of the act exists. The words “ashamed”, “ugly” are not subject to understanding, the child reacts to the word “impossible”, “it hurts” and the prospect of punishment. For example, an action is perceived as morally wrong when the offender receives punishment. "The last time I did this, they spanked me, so I won’t do it again." The worse the punishment for the act, the more it is perceived as "bad." This may lead to the conclusion that even innocent victims are guilty in proportion to their suffering. This is an “egocentric” position when there is a lack of understanding that the points of view of other people may differ from the point of view of the individual.
Stage 2 - the child's actions are focused on receiving rewards. He is doing the right thing for profit. The child tries various strategies of behavior, selecting those that he considers successful. For example, he can not only take away a thing he likes, but also exchange it. The kid varies strategies depending on the situation. The moral side of the act still does not exist. The second stage of reasoning shows a limited interest in the needs of other people, but only to the point where they intersect with the individual's own interests. As a result, caring for others is not based on loyalty or mutual respect, but rather on the principle of “scratch my back, then I will scratch yours”. This stage is very different from the social contract (stage five), since all actions at this stage are aimed at serving one's own needs or interests of the individual.
CONVENTIONAL LEVEL
The conventional level of moral reasoning is typical of adolescents and adults. The individual at this level judges the morality of actions, comparing them with the opinions and expectations of society. The conventional level consists of the third and fourth stages of moral development. Traditional morality is characterized by the adoption of conventions of society regarding what is right and wrong. At this level, the individual obeys the rules and follows the norms of society, even if there are no consequences for their violation. Following rules and conventions is somewhat rigorous; their appropriateness or fairness is rarely questioned.
At this level, the end in itself is the fulfillment of the expectations of one's own family, group or nation, without regard to the immediate or obvious consequences. This attitude is determined not only by conformism, adaptation to personal expectations and public order, but also through loyalty, active maintenance and justification of order and identification with individuals or groups who act as carriers of order. There is an awareness of the rules of behavior in society and the values accepted in it. Public recognition is becoming more important than personal interests.
Stage 3 - the child is able to evaluate his behavior in terms of moral principles accepted in his environment. He understands what shame is and wants to be a “good child” in the eyes of significant adults. However, this understanding is not always and sometimes safely forgotten. Individuals are susceptible to approval or disapproval from others, as this reflects the views adopted in this society. At the third stage, the child can judge the morality of the action by assessing its consequences in terms of human relationships, which are currently starting to include things like respect, gratitude, and compliance with the "golden rule". “I want others to think well of me, I want to like them; probably my good behavior will make people love me. ”
Stage 4 - the child realizes the existence of laws adopted in society and understands why they are
PREVENTIONAL LEVEL
The preconventional level of moral reasoning is especially common in children, although adults can also demonstrate a similar level of reasoning. An individual at this level judges the morality of an action by its direct consequences. The preconventional level consists of the first and second stages of moral development and is associated exclusively with the egocentric attitude of the individual. The child, at the preconventional level, has not yet mastered and has not internalized generally accepted norms as to what is right or wrong; instead, he focuses mainly on the external consequences that some actions may bring.
At this level, the child already reacts to the cultural rules and the scale of “good” and “bad”, “fair” and “unjust”; but he understands these scales in the sense of the physical or sensory consequences of actions (punishment, reward, exchange of advantages) or in the sense of the physical power of individuals who attach importance to these rules and scales (parents, teachers, etc.). The behavior of the child is based solely on the principle of benefits and is evaluated based on further consequences.
Stage 1 - the child seeks to be obedient, because he believes that the only way to avoid punishment. For him, no moral side of the act exists. The words “ashamed”, “ugly” are not subject to understanding, the child reacts to the word “impossible”, “it hurts” and the prospect of punishment. For example, an action is perceived as morally wrong when the offender receives punishment. "The last time I did this, they spanked me, so I won’t do it again." The worse the punishment for the act, the more it is perceived as "bad." This may lead to the conclusion that even innocent victims are guilty in proportion to their suffering. This is an “egocentric” position when there is a lack of understanding that the points of view of other people may differ from the point of view of the individual.
Stage 2 - the child's actions are focused on receiving rewards. He is doing the right thing for profit. The child tries various strategies of behavior, selecting those that he considers successful. For example, he can not only take away a thing he likes, but also exchange it. The kid varies strategies depending on the situation. The moral side of the act still does not exist. The second stage of reasoning shows a limited interest in the needs of other people, but only to the point where they intersect with the individual's own interests. As a result, caring for others is not based on loyalty or mutual respect, but rather on the principle of “scratch my back, then I will scratch yours”. This stage is very different from the social contract (stage five), since all actions at this stage are aimed at serving one's own needs or interests of the individual.
CONVENTIONAL LEVEL
The conventional level of moral reasoning is typical of adolescents and adults. The individual at this level judges the morality of actions, comparing them with the opinions and expectations of society. The conventional level consists of the third and fourth stages of moral development. Traditional morality is characterized by the adoption of conventions of society regarding what is right and wrong. At this level, the individual obeys the rules and follows the norms of society, even if there are no consequences for their violation. Following rules and conventions is somewhat rigorous; their appropriateness or fairness is rarely questioned.
At this level, the end in itself is the fulfillment of the expectations of one's own family, group or nation, without regard to the immediate or obvious consequences. This attitude is determined not only by conformism, adaptation to personal expectations and public order, but also through loyalty, active maintenance and justification of order and identification with individuals or groups who act as carriers of order. There is an awareness of the rules of behavior in society and the values accepted in it. Public recognition is becoming more important than personal interests.
Stage 3 - the child is able to evaluate his behavior in terms of moral principles accepted in his environment. He understands what shame is and wants to be a “good child” in the eyes of significant adults. However, this understanding is not always and sometimes safely forgotten. Individuals are susceptible to approval or disapproval from others, as this reflects the views adopted in this society. At the third stage, the child can judge the morality of the action by assessing its consequences in terms of human relationships, which are currently starting to include things like respect, gratitude, and compliance with the "golden rule". “I want others to think well of me, I want to like them; probably my good behavior will make people love me. ”
Stage 4 - the child realizes the existence of laws adopted in society and understands why they are
У записи 10 лайков,
3 репостов,
614 просмотров.
3 репостов,
614 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Денис Буркацкий