Нефандрайзинговый текст о фандрайзинговых текстах. Несколько лет назад...

Нефандрайзинговый текст о фандрайзинговых текстах.

Несколько лет назад я брала интервью у выбравшегося бездомного, который стал мне рассказывать на интервью, что другие бездомные, которые не выбрались "сами виноваты". Я тогда не взяла этот текст в проект "Сами виноваты", а сейчас бы взяла. Но с пояснениями о том, почему психика того человека так его защищала (как защищает и множество других людей вокруг).

Этой весной у меня было очень много поводов подумать о фандрайзинговых текстах, социальной рекламе и значении всего этого.

И я четко осознала, что объяснение происходящего обществу и честная (не продающая!) картина — это очень важная (не менее важная, чем помощь конкретным людям) цель НКО. Что честный разговор с обществом помогает обществу измениться. И это может помочь значительно большему количеству людей, чем несколько даже очень больших и богатых российских НКО.

С одной стороны, самая фандрайзинговая история — это история исключительная, с симпатичным героем и множеством обстоятельств непреодолимой силы. Где никто не виноват и случиться может с каждым. Или, где герой изменился до неузнаваемости и поразительно рефлексирует на эту тему. Выпить? Никогда больше! Воровать? Сам не буду и другим не советую!

И да, с такой историей можно заработать больше денег. Особенно, если не рассказывать потом, что все-таки сорвался. (А часто ведь срываются наши герои, про которых уже написана история успеха).

Но, выбирая самые фандрайзинговые истории героев, где комар носа не подточит, подтачивая углы и пропуская острые и спорные моменты в долгосрочной перспективе получается скорее навредить, чем помочь. Навредить поддерживанием иллюзии, что помогать нужно только симпатичным, таким же, как мы, тем, кто случайно упал. Не рассказывая о срывах и откатах, подтвердить: «Вот! Бывают же люди с волей, а не то, что он!»

Вместо того, чтобы объяснять, почему помощи достойны вообще все, мы часто стараемся придать достойный вид в тексте нашим подопечным.

Вместо того, чтобы объяснять, что срыв может случиться (и это тоже нормально, и так все равно лучше, чем если бы человек вообще не выбирался хотя бы на время), мы делаем истории успеха и не рассказываем, что дальше.

Моей первой историей про фонд была история мамы, которая 17 лет употребляла наркотики, а потом бросила употреблять и вернула права на троих детей. Эти три года она очень старалась быть очень хорошей мамой и делать все возможное для своих детей. Но она сорвалась. И сейчас дети снова не с ней. Мы не знаем, что будет дальше. Но эти три года с «Южными дачами», занятиями, совместными радостными часами — они от этого не менее важны и значимы. И не напрасны. И у ребят есть теперь образ того, как может выглядеть настоящая семья, и знание о том, что мама их любит, даже если она не справилась.

Я уверена, что важно писать истории про самых стигматизируемых подопечных, про мам, про которых сложно не сказать «Зачем рожала?», про людей, которых не оправдывают обстоятельства непреодолимой силы. И рассказывать, что кто-то не виноват не из-за этих обстоятельств, а из-за того, что вина — вообще очень странная мерка. Потому что у нас у всех изначально разные ресурсы. И каждый делает лучшее, на что способен. Я не считаю нужным искать исключительные истории или приукрашать жизнь. Но я считаю важным сделать так, чтобы стало понятно, зачем помогать тому, кто нам категорически несимпатичен. А еще рассказывать о полутонах. О маленьких шагах. И об их ценности. Потому что на самом деле черно-белых историй (все было плохо — все стало хорошо) в мире скорее всего никогда и не происходит.

А хороший фандрайзинговый текст — это просто честный текст, написанный человеком, разбирающимся в теме, который может пояснить, почему даже очень маленькие шаги и не разительные перемены не с первого раза ценны и совершенно не напрасны.
Non-fundraising text about fundraising texts.

A few years ago I interviewed a homeless person who had chosen to tell me in an interview that other homeless people who did not get out were "to blame." I didn’t take this text in the project “It’s my fault”, but now I would. But with explanations about why the psyche of that person protected him so much (as many other people around him also protect).

This spring I had a lot of reasons to think about fundraising texts, social advertising and the significance of all this.

And I clearly realized that explaining what is happening to society and an honest (not selling!) Picture is a very important (no less important than helping specific people) goal of NGOs. That an honest conversation with society helps society change. And this can help a much larger number of people than several even very large and rich Russian NGOs.

On the one hand, the most fundraising story is an exceptional story, with a pretty hero and a lot of force majeure circumstances. Where no one is to blame and can happen to anyone. Or, where the hero has changed beyond recognition and is strikingly reflecting on this topic. Drink? Never again! Steal? I myself will not and I do not advise others!

And yes, with such a story you can earn more money. Especially if you don’t tell later that you still broke. (And often our heroes break down, about whom a success story has already been written).

But, choosing the most fundraising stories of heroes, where the mosquito’s nose doesn’t hinder, sharpening the corners and missing sharp and controversial moments in the long run, it’s more likely to do harm than help. To do harm by maintaining the illusion that help is only necessary for those who just happened to fall, just like us. Without telling about breakdowns and kickbacks, confirm: “Here! There are people with a will, and not that he! ”

Instead of explaining why everyone deserves help, we often try to give a decent appearance in the text to our wards.

Instead of explaining that a breakdown can happen (and this is also normal, and it’s better anyway than if a person didn’t even get out at least for a while), we make success stories and don’t tell what’s next.

My first story about the foundation was the story of my mother, who had been using drugs for 17 years, and then quit using drugs and returned the rights to three children. These three years, she tried very hard to be a very good mom and do everything possible for her children. But she broke. And now the children are not with her again. We do not know what will happen next. But these three years with the "Southern Dachas", classes, joint joyous hours - they are from this no less important and significant. And not in vain. And the guys now have an image of how a real family can look, and the knowledge that their mother loves them, even if she could not cope.

I am sure that it is important to write stories about the most stigmatized wards, about mothers, about whom it’s hard not to say “Why gave birth?”, About people who are not justified by force majeure circumstances. And to tell that someone is not to blame not because of these circumstances, but because wine is generally a very strange measure. Because we all have different resources from the beginning. And everyone does the best he can. I do not consider it necessary to search for exceptional stories or to embellish life. But I consider it important to make it clear why we should help someone who is categorically unsympathetic to us. And talk about halftones. About the small steps. And about their values. Because in fact, black and white stories (everything was bad - everything became good) in the world most likely never happens.

A good fundraising text is just an honest text written by a person who understands the topic, who can explain why even very small steps and striking changes are not valuable the first time and are not in vain.
У записи 112 лайков,
18 репостов,
3570 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Настя Рябцева

Понравилось следующим людям