Сомневалась, увиливала, но всё-таки быть. «Исчезнувшая» ввергла меня...

Сомневалась, увиливала, но всё-таки быть. «Исчезнувшая» ввергла меня в состояние бессильного возмущения, проще сказать, истерзала. Финчер весь сравним с ментальным изнасилованием, которое нравится зрителю определенного склада. Только с этим фильма история немного необычная. Вышибает и трясет за грудки не собственно триллер, которого здесь, конечно, предостаточно - напряжение, множество деталей, меняющих развитие событий, классических финчеровских паззлов, таких, что о сюжете практически невозможно рассказать – всё может оказаться спойлером и быть использовано против вас. Бьет и оставляет вопросы именно то, что остается за территорией триллера. Та самая семейная драма, говоря словами Долина. И даже больше – под слоем идеально выстроенной детективной истории лежит трагедия личности в обществе публичных аккаунтов и чужих мнений со СМИ на капитанском мостике. Собственно и сам сюжет складывается по большей части из новостных лент, отчетов полиции и рассказов соседей и сторонних наблюдателей, а не развивается в реальном времени. А фотографичность кадров этому рассказу вторит – словно смотришь чей-то альбом в сети: идеальный мужчина, идеальная женщина, знакомство, первое свидание, идеальное (конечно же) предложение, свадьба, образцовая семья и, наконец: «Внимание, репост! Пропала Эми, скучаем, любим, вернись». Разбивают иллюзию мнимого безупречного образа восхитительный по тревожности саундтрек и неровная динамика сюжетной линии – то замедленная, то стремительная. И всё вместе резонирует в кульминации, да так, что хочется кричать и молча смотреть в одну точку одновременно. Во всяком случае, мне.

Так что же это бьет? Вопросы, вопросы… Почему и когда стало важнее создавать отглаженные образы в социальных сетях, рисовать обществу эту пресловутую «ванильку», чем, собственно, жить, не совершенной, но своей жизнью? То есть понятно, что в реальности тотальной информации, где день начинается с просмотра лайков в инстаграмме, а дети просят купить им тех же питомцев, что и у их поп-кумиров, опции не делать скидку на общественное мнение в принципе не существует, но откуда взялся этот вектор идеальности? Это же настоящая цепная реакция сочинений на тему «я и моя прекрасная жизнь», идущая от знаменитостей и растекающаяся по коллегам, соседям и друзьям друзей. Этакая потемкинская деревня одновременно и в миниатюре, и в глобальном масштабе. Красивые декорации – это прелестно, только однажды это раздвоение личности так бабахнет, что мало не покажется – повезет, если удастся ограничиться антидепрессантами. Не пора ли переключиться с заботы о мнении безымянных «окружающих», и подумать, не прячем ли мы монстра за красивой ширмой? Что мы знаем о человеке, который рядом? И когда семья стала означать подавление, издевательства и ложь, а главным критерием стало то, как семья выглядит со стороны, с этикетки, а не то внутреннее, что ее создает и сохраняет? Может быть, я преувеличиваю, но это то, что я услышала сквозь историю о семейной паре и исчезновении.

Чтобы не было слишком грустно, оставлю здесь лучшую из оценок от Волобуева для тех, кто еще не смотрел: «Финчер, конечно, переизобрел жанр романтической комедии. Самый смешной момент — человеку перерезают горло. Самый романтический — девушка надевает трусы, бормоча «да-да, уже ухожу».
http://www.youtube.com/watch?v=esGn-xKFZdU
Doubted, evaded, but still be. “Disappeared” plunged me into a state of impotent indignation, more simply, tormented. Fincher is all comparable to the mental rape that a viewer in a particular warehouse likes. Only with this film is the story a bit unusual. It’s not the thriller itself that knocks and shakes the breasts, which, of course, is abundant here - tension, a lot of details that change the course of events, classic Fincher puzzles, such that it is almost impossible to tell about the plot - everything can turn out to be a spoiler and be used against you. It beats and leaves questions exactly what remains outside the territory of the thriller. That same family drama, in the words of the Valley. And even more - under the layer of a perfectly built detective story lies the tragedy of the individual in the society of public accounts and other people's opinions with the media on the captain’s bridge. Actually, the plot itself is composed mainly of news feeds, police reports and stories of neighbors and outside observers, and does not develop in real time. And the photographs of the staff echo this story - as if you are watching someone else’s album on the net: the perfect man, the perfect woman, acquaintance, the first date, the ideal (of course) proposal, a wedding, an exemplary family, and finally: “Attention, repost! Amy's gone, miss, love, come back. " The illusion of an imaginary flawless image is shattered by the delightful soundtrack and uneven dynamics of the storyline, either slowed down or swift. And all together resonates in climax, so much so that I want to scream and silently look at one point at a time. Anyway, to me.

So what does it hit? Questions, questions ... Why and when it became more important to create smoothed images in social networks, to draw this notorious “vanilla” to society than to actually live, not perfect, but your own life? That is, it is clear that in reality the total information, where the day begins with watching the likes on the instagram, and the children ask them to buy the same pets as their pop idols, the option not to discount public opinion does not exist, but where took this vector of ideality? This is a real chain reaction of essays on the theme “I and my beautiful life”, coming from celebrities and spreading among colleagues, neighbors and friends of friends. A sort of Potemkin village at the same time both in miniature and globally. Beautiful scenery is charming, only once this split personality is so dumb that it doesn’t seem like much - it’s lucky if you can limit yourself to antidepressants. Isn’t it time to switch from caring about the opinion of the nameless “people around” and think about whether we are hiding the monster behind a beautiful screen? What do we know about the person who is nearby? And when the family began to mean suppression, bullying and lies, and the main criterion was how the family looks from the side, from the label, and not the inner one that creates and preserves it? Maybe I'm exaggerating, but this is what I heard through the story of a couple and disappearance.

So as not to be too sad, I’ll leave here the best of Volobuev’s ratings for those who haven’t watched yet: “Fincher, of course, re-invented the genre of romantic comedy. The funniest moment - a man’s throat is cut. The most romantic - the girl puts on her underpants, muttering "yes, yes, already leaving."
http://www.youtube.com/watch?v=esGn-xKFZdU
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Мария Свистунова

Понравилось следующим людям