"основные ошибки, которых следует избегать при составлении пророчеств....

"основные ошибки, которых следует избегать при составлении пророчеств.
1. Персонификация. Если вам хватило сообразительности хотя бы зарегистрировать аккаунт в соцсети, то вас уже можно не предостерегать от примитивных форм фиксации на роли личности в истории типа «Не будет гражданина Х –— не будет и России». Вы и так догадываетесь, что Россия переживет и гражданина Х, и Y, и нас с вами. Не стоит ассоциировать с конкретной личностью даже политический режим: личность может исчезнуть, режим — сохраниться (или наоборот). Политическая система — сложный организм, и сводить ее к одному человеку — опасная умственная аберрация. Старайтесь избегать рассуждений об отставках и назначениях: если вам сообщили «инфу 100%», то информатором, скорее всего, двигала не любовь к истине, а аппаратный расчет. Стремитесь подняться на следующий уровень обобщения, а не заниматься придворной политологией, которая всегда отдает лакейской.

2. Исторические параллели. Пора перестать понимать буквально шутку Маркса над Гегелем: история не повторяется ни как трагедия, ни как фарс. Поскольку количество исторических фактов бесконечно, велика вероятность, что чрезвычайное сходство прошлого с настоящим основано либо на магии цифр (1914/2014), либо на высвечивании одних явлений и игнорировании других. Но главный грех параллелизма даже не в том, что это самый легкий способ продемонстрировать свою историческую неграмотность, а в том, что такого рода мышление отрицает прогресс. Поклонники теории вечного возвращения живут в неподвижном мире, где окружающие враги вечно сдерживают вечно возрождающуюся Россию и никто никогда никого не победит и ни с кем не договорится: так уж мир устроен. Этот тип сознания характерен для Средневековья с его идеей колеса фортуны: ничего не меняется, все повторяется. Так мыслили люди аграрного общества. Крестьянский труд был построен на циклах, опыт в нем был важнее новации, а прогресса не существовало. Великие географические открытия и индустриальная революция разорвали округлый и замкнутый мир Средневековья, заменив колесо дорогой прогресса, уходящей в будущее. В традиционной картине мира было много обаятельного, но возврата к ней нет.

3. Географический кретинизм. Этот пункт следует из предыдущего: те же люди, которые отрицают время, обожествляют пространство. Смены эпох для них не существует, зато география — это судьба. Сравнение, скажем, российского политического режима с венесуэльским представляется им оскорбительным: как можно равнять нашу могучую родину с латиноамериканцами? Зато сравнение России нынешней с Россией Ивана Грозного, не имеющей с ней ничего общего ни экономически, ни культурно, ни социально, кажется им вполне адекватным. Между тем историческое время течет для всех и судьба страны не зафиксирована ее географией: будущее определяется в большей степени уровнем развития граждан и общественных институтов. Поэтому родственные политические режимы на разных концах земли ведут себя схожим образом, а в жизни южных и северных корейцев нет ничего общего.

4. Вульгарный материализм. Из фетишизации территории логически вытекает и поклонение «ресурсам», под которыми обычно понимают богоданные углеводороды, полностью определяющие жизнь пространства, под которым они залегают. Выпускники советских школ особенно склонны линейно понимать экономический детерминизм. Моление на цену барреля Urals равно характерно для столпов режима и для ожидающих его кончины оппонентов. Да, ухудшение экономической конъюнктуры сужает ресурсную базу, посредством которой режим покупает лояльность. Но как он будет действовать в этих условиях — зависит в большей степени от его внутренних институтов и внешнеполитического окружения.

5. Вульгарный идеализм. Ожидая от власти тех или иных решений или заявлений, помните, что она существует не в платоновской вселенной, где идея немедленно становится реальностью. Избегайте рассуждать о мифической «политической воле», при наличии которой все возможно: чем выше в политической системе стоит человек, тем больше он связан условиями этой системы — а не наоборот, как часто думают. У нас контрольно-ревизионное управление президента занимается подсчетом уровня выполняемости президентских указов — он и в сытые годы редко превышал 70%, а ведь указы в нашей правовой системе касаются вопросов очень конкретных. Насколько выполняются федеральные законы — подсчитать вообще затруднительно.

6. Обратный карго-культ. Карго-культ — это вера, что изготовление моделей самолетов из навоза и соломы привлечет настоящие, которые привезут много тушенки. Обратный карго-культ характерен для стран догоняющего развития, его особо придерживаются их политические элиты. Они проповедуют, что в Первом мире самолеты тоже из соломы и навоза, а тушенки нет. Только там ловчее притворяются и скрывают этот факт. Когда вам снова расскажут про тщету буржуазных выборов, комедию парламентаризма и насилие в полиции, помните: самолеты существуют, и люди на них летают. Так же реальны экономическая конкуренция, свободные выборы и независимый суд.

7. Катастрофизм. Все пишущие любят драматические эффекты, но не стоит строить свой прогноз по литературным образцам, чтобы в конце все непременно умерли или поженились. Выявив в окружающей реальности некий фактор, не протягивайте его в бесконечность по идеальной плоскости. В той же реальности действуют мириады других факторов, которые вы не учли. Исторический процесс не заканчивается никогда — даже Фукуяма прогадал со своим «Концом истории», а уж вы с пророчеством распада России к Новому году тем более опозоритесь. Прежде чем прогнозировать крах, смерть или финал чего бы то ни было, примите во внимание силу инерции, инстинкт самосохранения, свойственный не только людям, но и системам, а также тот факт, что, по английской пословице, мельницы бога мелют мелко, но очень медленно. Если уж вам неймется побыть Кассандрой, следуйте классическим образцам: будьте кратки, зловещи и невнятны. Перейдя реку, разрушишь великое царство. Два войска вступят в битву, но только одно из них победит.

8. Конспирология. Конспирологические теории любой сложности строятся на одной базовой предпосылке: существуют скрытые пружины событий, которые можно изобличить хитрым сопоставлением отдельных фактов. Но припоминает ли кто-нибудь случай, когда открылась бы тайна, неведомая современникам, которая перевернула наши представления о том, как оно все (неважно что) было на самом деле? Увы, за вычетом инсайдерских деталей, кажущихся важными только на близком расстоянии, все значимые исторические процессы на самом деле являются именно тем, чем они представлялись людям, жившим в то время. Все тайное не только становится явным; оно еще и обречено быть малозначительным, потому что все важное лежит на поверхности и наблюдаемо невооруженным глазом. Миром не правят тайные организации (иезуиты, тамплиеры, сионские мудрецы), миром правят явные организации – правительства, парламенты, армия, церковь, коммерческие корпорации. Успешный заговор не переворачивает ход истории, а представляет собой набор усилий по организации восхода солнца вручную.

9. Внешний контроль. Картина мира, в которой никакая страна не управляет своими делами, но каждая управляет делами соседа, представляет собой одну из разновидностей конспирологии. Только место подпольных правительств занимают внешние враги — тоже маскирующиеся, так что общая атмосфера мрачной тайны, дорогая сердцу конспиролога, сохраняется. Меняется ли курс национальной валюты, растет или падает общественная активность, начинают молодые люди носить штаны нового фасона, выпускает писатель роман - причины этого всегда находятся не в социуме, а вовне его. Беда в том, что хотя аутсорсинг политической ответственности за рубеж - хороший способ выставить себя ни в чем не виноватым, он лишает страну субъектности. Это особенно абсурдно в случае России — большой страны с многочисленным, преимущественно городским и грамотным населением.

10. Фантазии о Китае. Рассуждаете ли вы о китайской угрозе или китайской помощи, помните, что об этой стране мы на самом деле мало что знаем и значительная часть наших представлений — это попытки европейского ума представить себе Другого. Китай во многих околополитических рассуждениях является в качестве символа некоей хтонической угрозы, безликого множества, которое нахлынет и убьет (или, вариант последнего времени, одарит несметным богатством). Имейте в виду, что демографы утверждают: желание китайцев заселить пустующую Восточную Сибирь — публицистический миф. Китай переживает сейчас тот же процесс, через который прошли в свое время все индустриальные державы, — урбанизацию. Китайцы не хотят жить на просторах Восточной Сибири, они хотят жить в своих крупных городах, куда в массовом порядке и уезжают.

11. Цитаты из великих. Никакие официальные лица никогда не заявляли, что Россия несправедливо владеет Сибирью. Маргарет Тэтчер не говорила, что в России должно остаться 15 млн человек. Бисмарк не утверждал, что для погубления России необходимо поссорить ее с Украиной. Проверяйте источники! Значительная часть цитат великих людей, бродящих по интернету, сочинена маргинальной патриотической прессой 1990-х и популяризирована одичавшими телеведущими 2010-х. Особенно страдают Столыпин, Рейган, Черчилль, Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт, Геббельс, Ницше, Оскар Уайльд и все Романовы. Помните: чего нет в Oxford Dictionary of Quotations — того не существует. За русскоязычными цитатами можно сходить в Википедию, но перепроверять придется все равно.

12. Разговоры с народом. Не пересказывайте ваши беседы о внешней и внутренней политике с таксистом, няней и ремонтным рабочим. Все люди склонны считать себя существами уникальными, а окружающих — типичными. Если ваши мнения — это результат вашего индивидуального мыслительного процесса, то почему тогда таксист, рассуждающий о войне с Украиной, говорит от имени всех «простых людей» обитаемой Вселенной? Помните: никакой человек не считает самого себя простым. Признайте за дворником и продавщицей в ларьке право быть таким же сочетанием личного опыта, зна
"The main mistakes that should be avoided in the preparation of the prophecies.
1. Personification. If you were smart enough to at least register an account on a social network, then you can no longer be warned against primitive forms of fixation on the role of an individual in a story like “There will be no citizen X — there will be no Russia.” You already guess that Russia will survive both citizen X and Y, and you and I. Even a political regime should not be associated with a specific personality: a personality may disappear, a regime may persist (or vice versa). The political system is a complex organism, and reducing it to one person is a dangerous mental aberration. Try to avoid reasoning about resignations and appointments: if you were told “info 100%,” then the informant, most likely, was not driven by a love of truth, but by hardware calculation. Strive to rise to the next level of generalization, and not engage in court political science, which always gives away to the lackey.

2. Historical parallels. It is time to stop literally understanding Marx’s joke on Hegel: history is not repeated either as a tragedy or as a farce. Since the number of historical facts is infinite, it is likely that the extreme similarity of the past with the present is based either on the magic of numbers (1914/2014), or on highlighting some phenomena and ignoring others. But the main sin of parallelism is not even that this is the easiest way to demonstrate one’s historical illiteracy, but that this kind of thinking denies progress. Fans of the theory of eternal return live in a motionless world where surrounding enemies forever restrain the ever-reviving Russia and no one will ever defeat anyone or agree with anyone: this is how the world works. This type of consciousness is characteristic of the Middle Ages with its idea of ​​the wheel of fortune: nothing changes, everything repeats. So thought the people of an agricultural society. Peasant labor was built on cycles, experience in it was more important than innovation, and progress did not exist. Great geographical discoveries and the industrial revolution tore the rounded and closed world of the Middle Ages, replacing the wheel of expensive progress that goes into the future. There was a lot of charm in the traditional picture of the world, but there is no return to it.

3. Geographical cretinism. This point follows from the previous one: those same people who deny time deify space. There is no change of eras for them, but geography is fate. A comparison of, say, the Russian political regime with the Venezuelan seems insulting to them: how can we equate our mighty homeland with Hispanics? But the comparison of Russia today with Ivan the Terrible Russia, which has nothing to do with it either economically, culturally or socially, seems to them to be quite adequate. Meanwhile, historical time flows for everyone and the fate of the country is not fixed by its geography: the future is determined to a greater extent by the level of development of citizens and public institutions. Therefore, related political regimes at different ends of the earth behave in a similar way, and in the life of the South and North Koreans there is nothing in common.

4. Vulgar materialism. From the fetishization of the territory, the worship of “resources” also logically follows, which is usually understood as God-given hydrocarbons that completely determine the life of the space under which they lie. Graduates of Soviet schools are especially inclined to linearly understand economic determinism. Praying for the price of a barrel of Urals is equally characteristic of the pillars of the regime and of opponents awaiting its demise. Yes, the deteriorating economic environment is narrowing the resource base through which the regime buys loyalty. But how he will act in these conditions depends more on his internal institutions and foreign policy environment.

5. Vulgar idealism. Expecting certain decisions or statements from the authorities, remember that it does not exist in the Platonic universe, where the idea immediately becomes a reality. Avoid talking about the mythical “political will”, in the presence of which everything is possible: the higher a person stands in the political system, the more he is bound by the conditions of this system - and not vice versa, as they often think. In our country, the President’s Audit Office is responsible for calculating the level of fulfillment of presidential decrees - even in the full years it rarely exceeded 70%, and in fact, decrees in our legal system deal with very specific issues. How much federal laws are being implemented is generally difficult to calculate.

6. The reverse cargo cult. Cargo cult is a belief that the manufacture of aircraft models from manure and straw will attract the real ones that will bring a lot of stew. The reverse cargo cult is characteristic of countries that are catching up with development; their political elites especially adhere to it. They preach that in the First World, planes are also made of straw and manure, but there is no stew. Only there are more adroitly pretending to hide this fact. When they tell you again about the futility of bourgeois elections, the comedy of parliamentarism and police violence, remember: airplanes exist, and people fly on them. Economic competition, free elections and an independent sou
У записи 3 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юрий Полозов

Понравилось следующим людям