Архетип и эгрегор Архетип и эгрегор – это...

Архетип и эгрегор
Архетип и эгрегор – это не одно и то же!

Антон Варбузов

Общаясь с людьми, которые интересуются эзотерикой и картами Таро, посещая тематические сайты и форумы, я нередко сталкиваюсь с тем, что многие ошибочно ставят знак равенства между понятиями «эгрегор» и «архетип». Недавно слышал, как, рассуждая об Аркане Императрица, его попеременно называли то «эгрегором Императрицы», то «архетипом Императрицы». Говорящие, безусловно, пребывали в полной уверенности, что используют синонимы. Разбираться в том, почему это не так, начнем с определений этих двух понятий.

Архетип
Термин архетип был введен Карлом Густавом Юнгом - психиатром, основателем школы аналитической психологии - в начале прошлого века. Он предположил, что кроме эго (сознания человека) и личного бессознательного (хранилища вытесненных эмоций, чувств и травмирующих воспоминаний) в структуре человеческой психики есть и более глубокий слой – коллективное бессознательное. Оно одинаково у всех людей и является вместилищем общечеловеческого опыта, который передается из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы (от греч. arxetypos, «первообраз»). Юнг писал о них, как о моделях и образцах инстинктивного поведения, врожденных паттернах, которые подталкивают людей воспринимать действительность и реагировать на события в своей жизни определенным образом. Это своего рода первичные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые являются базовыми, как инстинкты у животных, и не зависят от уровня образованности.
Юнг пришел к идее существования архетипов, исследуя сны, рисунки и галлюцинации своих пациентов. В них он обнаруживал древние символы, мифологические фигуры и образы, причем всплывали они даже у тех, кто никогда не видел их прежде, абсолютно не интересовался историей древних цивилизаций и не знал мифологию. Они появлялись как безусловное знание. Другим доказательством своей теории Юнг считал то, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира строятся на одних и тех же сюжетах – историях о любви, верности, предательстве, возмездии, смерти и воскрешении. Мы видим в них и схожих персонажей, соответствующих архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старца, Матери, Героя, Ребёнка и т.д. Присутствуя в фольклорном наследии очень далеких и часто изолированных друг от друга культур, они имеют также схожее эмоциональное и смысловое наполнение. «Существует столь же много архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций, - пояснял Юнг, - … Если в жизни случается нечто, что соответствует архетипу, то последний активизируется; и наступает неодолимое понуждение, которое, наподобие инстинктивной реакции, берет верх вопреки рассудку и воле…». Собственно в этом и состоит механизм действия архетипа. Так, оказываясь в ситуации борьбы, когда нам нужно противостоять чему-то или кому-то, мы можем обнаружить в себе качества, скажем, завидную смелость или склонность к самопожертвованию, которые появились в нас не в результате научения или родительского воспитания. Это и есть проявление «первичных психических инстинктов» - архетипов. В данном случае мы можем говорить о влиянии архетипа Героя.
Соприкасаясь в процессе жизни с разными архетипами и через это открывая содержание своего бессознательного, человек проходит путь индивидуации – путь самопознания и приятия себя во всех проявлениях, ведущий к открытию своего истинного «я» и своего полного потенциала. Юнг называл это «открытием своей Самости». Архетип Самости – есть архетип целостности, единство сознательного и бессознательного. Именно достижение Самости, то есть достижение понимания, какой ты и кем ты являешься на самом деле, и есть главная задача индивидуации. «…сознание, - пишет Юнг, - больше не будет ранимым, эгоистическим набором личных желаний, страхов, надежд и амбиций... Напротив, оно принимает на себя функцию связи с миром объектов, приводящих человека к абсолютной, связующей и неразрывной общности с миром в целом».

Эгрегор
Понятием «эгрегор» оперировали эзотерики, мистики и теософы разных эпох. Опираясь на работы Папюса, французского оккультиста, мага и создателя названной его именем школы Таро, можно говорить о том, что знания об эгрегорах, как, собственно, и о системе Таро, досталось нам еще от жрецов Древнего Египта. Папюс писал, что в 22 Старших Арканах Таро зашифрована информация об устройстве Вселенной и о силах, которые воздействуют на жизни людей. Этими силами являются, в том числе, и эгрегоры. Но обо всем по порядку.
Итак, под эгрегором понимается информационно-энергетическая структура, существующая на астральном плане, обладающая своим разумом, волей и способная влиять на наш мир. Можно сказать, что это живое существо. Эгрегоров существует великое множество. У любого сообщества людей, объединенных некой идей, будь то промышленное предприятие, интернет-сообщество, семья или группа учеников, изучающих Таро, есть свой эгрегор. Есть они и у планет, божеств и религий, есть у неодушевленных предметов, с которыми связаны какие-либо верования людей.
По принципу формирования эгрегоры можно разделить на две группы. Первая – эгрегоры с одинарной инвольтацией (вложением энергии). Они создаются людьми без прямого участия высших сил. Такие эгрегоры еще называют «ментальным конденсатом», поскольку они - результат ментальной работы группы людей. По сути, это энергетический банк, который существует и пополняется за счет мыслей и эмоций людей и энергии человеческой веры. Эгрегоры с одинарной инвольтацией часто связываются с неким вещественным предметом, являющимся «физическим представителем» данного «тонкого» существа в нашем «плотном» мире. Для большей ясности приведу пример. Представьте себе некое африканское племя, которое много веков поклоняется идолу, вызывающему, по их мнению, дождь в засушливое время, если ему ритуальным способом потереть например нос. И это правда работает – дождь идет. Почему это действие срабатывает, и дождь действительно идет? Вера всех членов племени, их отцов, дедов и прадедов, сформировала эгрегор, энергия которого направлена на то, чтобы через совершение ритуала, в частности, потирание носа идола, заставлять небо проливаться дождем. Пока члены племени будут верить и подпитывать ментальной энергией эгрегор, схема будет работать, и дождь будет идти. Более того, эгрегор будет вызывать дождь, даже если участники ритуала не будут верить в то, что пойдет дождь или в силу этого идола, а просто будут выполнять схему ритуала и таким образом «жать на кнопку», которой в моем примере является нос идола. Это будет срабатывать до тех пор, пока эгрегор жив, пока у него есть энергия на это.
Еще одним ярким примером эгрегора с одинарной инвольтацией является собака пограничника на станции метро «Площадь революции» в Москве. Ей трут нос студенты для сдачи экзамена и все, кому не лень - «на удачу». Думаю что эгрегор уже сформирован и работает. Но вернемся к теме.
Эгрегоры с двойной инвольтацией создаются двумя энергетическими потоками: первый и магистральный исходит от высших сил, второй - ментальная энергия людей, находящихся в зоне влияния эгрегора. К этому типу можно отнести эгрегоры религиозных конфессий, чудотворных икон. Например чудотворные иконы Богородицы являются эгрегорами с двойной инвольтацией. Ну конечно сами иконы не эгрегоры, а физические их «представители» в этом мире, как я писал выше.
Поскольку в эгрегоры с двойной инвольтацией высшими силами вкладывается практически неограниченное количество энергии, они обладают гораздо большей силой и гораздо большим влиянием на ход событий в нашем проявленном мире, чем эгрегоры, «созданные людьми». Такие эгрегоры являются прямыми проводниками божественной энергии, и именно о них писал Папюс, как о силах, стоящих за Старшими Арканами Таро. Они сами выбирают, когда приходить в жизнь человека и как менять ее ход, согласно Божественной воле. При помощи карт Таро, через те или иные расклады, можно увидеть какие из эгрегоров влияют на человека в этот период и куда его направляют.
Важно отметить, что, говоря о влиянии на нашу жизнь эгрегоров и архетипов, речь идет о принципиально разном влиянии. Разные эгрегоры ведут нас на всем пути от рождения до смерти. Собственно говоря, у каждого человека есть его «тип» эгрегора – тот, энергию которого он проводит через себя, свои действия в этот мир. Этот тип эгрегора в нашей системе называется Лучом Миссии . Архетипы действуют иначе и далеко не так глобально. Они работают как предрасполагающие факторы, которые подталкивают человека бессознательно реализовывать в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия. Архетипы не выбирают влиять на нас или не влиять, они могут активизироваться, когда обстоятельства нашей жизни складываются в узнаваемый архетипический сюжет.

Истоки заблуждений
Поговорив об эгрегорах и архетипах и убедившись, что понятия эти не только несут разную смысловую нагрузку, но и относятся к разным системам знаний, возникает резонный вопрос: почему вообще они воспринимаются как синонимы? Дело здесь не только в обилии их вольных трактовок, которыми наводнен интернет, ответ лежит глубже – он в особенности подходов к картам Таро в эзотерике и психологии.
Когда психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину, а произошло это сравнительно недавно – в 19 веке, она провела четкую границу между тем, что относится к объекту ее изучения, а что остается «за бортом». Она отринула и отвергла всю мистическую базу – вопросы божественного происхождения человека, энергетики, эзотерики, и сконцентрировалась на том, что можно «увидеть и пощупать» – на работе мозга, нервной системы, психических процессах, реакциях и инстинктах. От своих духовных корней психология (в буквально переводе «наука о душе») практически отказалась. А потому открытие Юнгом феномена коллективного бессознательного и теории архетипов, ставшее шагом за переделы физиологии, вызывала массу вопрос у его ученых коллег, называвших его работы оккультными. Впрочем, Юнг, действительно, живо интересовался мистикой, оккультизмом и древним
Archetype and egregore
Archetype and egregore are not the same thing!

Anton Varbuzov

Communicating with people who are interested in esoteric and Tarot cards, visiting thematic sites and forums, I often encounter the fact that many people mistakenly equate the concepts of egregor and archetype. Recently I heard how, talking about the Arcanum the Empress, he was alternately called either the "egregore of the Empress", or the "archetype of the Empress." Speakers, of course, were in complete confidence that they were using synonyms. To understand why this is not so, we begin with the definitions of these two concepts.

Archetype
The term archetype was introduced by Carl Gustav Jung - a psychiatrist, the founder of the school of analytical psychology - at the beginning of the last century. He suggested that in addition to the ego (human consciousness) and the personal unconscious (the repository of repressed emotions, feelings and traumatic memories), there is a deeper layer in the structure of the human psyche - the collective unconscious. It is the same for all people and is the reservoir of universal human experience, which is transmitted from generation to generation. The contents of the collective unconscious are archetypes (from the Greek. Arxetypos, "prototype"). Jung wrote of them as models and patterns of instinctive behavior, innate patterns that encourage people to perceive reality and react to events in their lives in a certain way. This is a kind of primary idea of ​​the world, life and human relations, which are basic, like animal instincts, and do not depend on the level of education.
Jung came up with the idea of ​​archetypes by exploring the dreams, drawings, and hallucinations of his patients. In them he discovered ancient symbols, mythological figures and images, and they even surfaced among those who had never seen them before, had absolutely no interest in the history of ancient civilizations, and did not know mythology. They appeared as unconditional knowledge. Jung considered another proof of his theory that fairy tales, legends, and religious texts of different peoples of the world are built on the same subjects - stories of love, fidelity, betrayal, retribution, death, and resurrection. We see in them similar characters corresponding to the archetypes of God, the Devil, the Wise Elder, Mother, Hero, Child, etc. Being present in the folklore heritage of very distant and often isolated from each other cultures, they also have a similar emotional and semantic content. “There are as many archetypes as there are typical life situations,” Jung explained, “... If something happens in life that corresponds to the archetype, then the latter is activated; and an irresistible compulsion sets in, which, like an instinctive reaction, prevails against reason and will ... ” Actually this is the mechanism of action of the archetype. So, when we find ourselves in a situation of struggle, when we need to confront something or someone, we may find in ourselves qualities, say, an enviable courage or tendency to self-sacrifice, which did not appear in us as a result of learning or parenting. This is the manifestation of the “primary psychic instincts” - archetypes. In this case, we can talk about the influence of the archetype of the Hero.
In contact with different archetypes in the process of life, and through this, discovering the content of his unconscious, a person goes through the path of individuation - the path of self-knowledge and self-acceptance in all manifestations, leading to the discovery of his true "I" and his full potential. Jung called it the “discovery of his Self.” The archetype of the Self - is the archetype of integrity, the unity of the conscious and the unconscious. It is the achievement of the Self, that is, the achievement of an understanding of who you are and who you really are, and is the main task of individuation. “... consciousness,” Jung writes, “will no longer be a vulnerable, selfish set of personal desires, fears, hopes and ambitions ... On the contrary, it assumes the function of connecting with the world of objects that lead a person to an absolute, connecting and inextricable community with the world generally".

Egregor
The concept of "egregor" was used by esotericists, mystics and theosophists of different eras. Relying on the work of Papus, the French occultist, magician and creator of the Tarot school named after him, we can say that knowledge of the egregors, as well as the Tarot system, came to us from the priests of Ancient Egypt. Papus wrote that information on the structure of the Universe and the forces that affect people's lives is encrypted in the 22 Major Tarot Arcana. These forces are, among others, egregors. But first things first.
So, by egregor is meant the information-energy structure that exists on the astral plane, has its own mind, will and is able to influence our world. We can say that this is a living being. There are a great many egregors. Any community of people united by a certain idea, whether it is an industrial enterprise, an online community, a family or a group of students studying Tarot, has its own egregor. There are planets, deities and religions, and there are inanimate objects with which they are associated
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Игорь Новиков

Понравилось следующим людям