Бхи́шма (санскр. भीष्म, bhīṣma IAST — «грозный») — один из главных героев индийского эпического произведения «Махабхарата», двоюродный дед Пандавов и Кауравов.
Бхишма — сын раджи Шантану и богини-реки Ганги, земное воплощение младшего из восьми божеств Васу — бога неба Дьяуса (древнее индоевропейское божество, соответствующее Зевсу эллинов). В юности Бхишма прошёл обучение воинскому искусству у знатока военного дела отшельника Парашурамы — шестой аватары Вишну. Однажды раджа Шантану решил посвататься к приёмной дочери рыбака прекрасной царевне Сатьявати. Но её отец, ослепленный гордыней, заявил, что он против этого брака, так как дети, родившиеся от Сатьявати, никогда не станут наследниками из-за того, что у Шантану уже есть старший сын. Тогда Бхишма, желая осчастливить отца, прилюдно дал обет безбрачия и поклялся, что никогда не будет претендовать на трон.
Для жизни Бхишмы (как, впрочем, и для всего развития сюжета «Махабхараты») обет, данный им в молодости, имел огромное значение.
Раджа Шантану рано умер, оставив двух малолетних сыновей Вичитравирью и Читрангаду. Последний стал очередным правителем Лунной династии, но в действительности регентом при малолетних царевичах и при юном царе был могучий Бхишма, наводивший ужас на врагов (отсюда его взрослое, то есть инициационное имя; в детстве был назван Девавратой — «преданным богам») и расширивший пределы империи Кауравов. Но вскоре Читрангада погиб, и Бхишма, желая, чтобы род Кауравов продолжился, решил найти жён малолетнему Вичитравирье. Для этого он отправился в Варанаси, где проводились состязания, на которых должен был определиться муж для трёх дочерей царя Каши — Амбы, Амбики и Амбалики.
Смерть Бхишмы от стрел
До приезда Бхишмы все были уверены, что дочери Каши достанутся единственному реальному претенденту — молодому царю Шальве из Шальвапура. Но Бхишма бесстрашно ринулся на колесничное состязание и разом победил всех конкурентов, после чего повез сестер к своему сводному брату-правителю — эпический мотив сватовства заместителя[1]. Амба сказала, что избрала женихом царя Шальву, и была отпущена Бхишмой, но жених отверг её, сочтя опороченной после умыкания Бхишмой. Несчастная девушка взмолилась Шиве о мести Бхишме, и в следующем рождении стала дочерью царя Друпады по имени Шикхандини, а затем превратилась в юношу Шикхандина, кому суждено было повергнуть неодолимого Бхишму в грядущей битве. Тем временем её младшие сёстры стали жёнами царя Вичитравирьи. Когда юный Вичитравирья умер, оставив вдов бездетными, царица Сатьявати пожелала, чтобы Амбика и Амбалика произвели потомство от деверя по обычаю нийога. Бхишма отказался это выполнить, ссылаясь на обет безбрачия, и на помощь был призван старший внебрачный сын Сатьявати святой отшельник Вьяса. Так Амбика родила старшего принца слепого Дхритараштру, а Амбалика — могучего Панду. Это поколение принцев также было воспитано Бхишмой, державшим бразды правления державы. Бхишма помазал на царство Кауравов воинственного Панду, а после его смерти сделал царём слепого Дхритараштру, оставаясь военным предводителем, советником царя и воспитателем нового поколения принцев: пятерых Пандавов (сыновей Панду) и ста Кауравов (сыновей царя Дхритараштры).
Когда между Пандавами и Кауравами разгорелась вражда, Бхишма всеми силами пытался помирить их и соблюсти интересы обманутых и обиженных Пандавов, постоянно обличая происки старшего из братьев-Кауравов Дурьйодханы и его побратима и советника Карны. Бхишме от божественного Нарады была известна тайна рождения Карны, старшего брата Пандавов, росшего подкидышем в семье возницы, но Бхишма хранил эту тайну до самой смерти и стал непримиримым врагом Карны, так как тот всегда выступал против Пандавов. Бхишма настаивал на отмене роковой игры в кости в зале собрания, затеянной царём Дхритараштрой в угоду любимому сыну Дурьйодхане, но совета престарелого героя не послушали (ср. с безуспешными попытками престарелого Нестора предотвратить ссору Агамемнона с Ахиллом в собрании царей в «Илиаде»). Когда вернувшиеся из изгнания Пандавы мирными переговорами пытались вернуть свою долю царства, Бхишма поддержал их справедливые притязания, но Дурьйодхана с Карной отказались выполнять условия договора, и война Пандавов с Кауравами стала неизбежной. Несмотря на сочувствие Пандавам, Бхишма не покинул двора Кауравов и сражался на их стороне. Незадолго до битвы на Курукшетре Бхишма, назначенный главнокомандующим Кауравов, в очередной ссоре в зале собрания оскорбил Карну. Разгневанный Карна сложил оружие, отказавшись сражаться, пока жив Бхишма. Пока могучий Бхишма, владевший небесным оружием, сражался во главе войска Дурьйодханы, Пандавы терпели поражения. Ночью после девятого дня битвы царь Пандавов праведный Юдхиштхира пришёл в шатёр Бхишмы и спросил деда, как его можно победить. И старец, сердце которого болело за Пандавов, но честь запрещала изменить Кауравам или сражаться не в полную силу, дал внуку совет. На следующий день самый великий воин из Пандавов средний брат Арджуна напал на деда, выставив впереди себя Шикхандина.
Так как Шикхандин раньше был женщиной, Бхишма не поднял оружия против него, и был расстрелян Арджуной. Поверженный герой пал на «ложе из стрел», не касаясь земли (был утыкан стрелами как дикобраз) и утешал Арджуну, со слезами вспоминавшего, как в детстве играл на коленях у деда. К поверженному старцу приходит потрясённый Карна и происходит примирение витязей. Бхишма пытается уговорить Карну перейти на сторону его братьев благородных Пандавов, но Карна отказывается оставить своего побратима Дурьйодхану. Тогда Бхишма признаёт Карну своим внуком и благословляет на битву, в которой тот обречён погибнуть вместе с Кауравами. Используя свой магический дар, Бхишма решает отсрочить смерть на 48 дней до зимнего солнцестояния, когда солнце повернёт на северный путь от экватора. Это благоприятное время для смерти, так как гарантирует ему освобождение от будущих земных перерождений (сансары). Оставшееся время Бхишма использует для наставления будущего победителя и царя Кауравов Юдхиштхиры в вопросах этики и управления государством (этому посвящены целиком XII и XIII книги «Махабхараты»).
Бхишма — сын раджи Шантану и богини-реки Ганги, земное воплощение младшего из восьми божеств Васу — бога неба Дьяуса (древнее индоевропейское божество, соответствующее Зевсу эллинов). В юности Бхишма прошёл обучение воинскому искусству у знатока военного дела отшельника Парашурамы — шестой аватары Вишну. Однажды раджа Шантану решил посвататься к приёмной дочери рыбака прекрасной царевне Сатьявати. Но её отец, ослепленный гордыней, заявил, что он против этого брака, так как дети, родившиеся от Сатьявати, никогда не станут наследниками из-за того, что у Шантану уже есть старший сын. Тогда Бхишма, желая осчастливить отца, прилюдно дал обет безбрачия и поклялся, что никогда не будет претендовать на трон.
Для жизни Бхишмы (как, впрочем, и для всего развития сюжета «Махабхараты») обет, данный им в молодости, имел огромное значение.
Раджа Шантану рано умер, оставив двух малолетних сыновей Вичитравирью и Читрангаду. Последний стал очередным правителем Лунной династии, но в действительности регентом при малолетних царевичах и при юном царе был могучий Бхишма, наводивший ужас на врагов (отсюда его взрослое, то есть инициационное имя; в детстве был назван Девавратой — «преданным богам») и расширивший пределы империи Кауравов. Но вскоре Читрангада погиб, и Бхишма, желая, чтобы род Кауравов продолжился, решил найти жён малолетнему Вичитравирье. Для этого он отправился в Варанаси, где проводились состязания, на которых должен был определиться муж для трёх дочерей царя Каши — Амбы, Амбики и Амбалики.
Смерть Бхишмы от стрел
До приезда Бхишмы все были уверены, что дочери Каши достанутся единственному реальному претенденту — молодому царю Шальве из Шальвапура. Но Бхишма бесстрашно ринулся на колесничное состязание и разом победил всех конкурентов, после чего повез сестер к своему сводному брату-правителю — эпический мотив сватовства заместителя[1]. Амба сказала, что избрала женихом царя Шальву, и была отпущена Бхишмой, но жених отверг её, сочтя опороченной после умыкания Бхишмой. Несчастная девушка взмолилась Шиве о мести Бхишме, и в следующем рождении стала дочерью царя Друпады по имени Шикхандини, а затем превратилась в юношу Шикхандина, кому суждено было повергнуть неодолимого Бхишму в грядущей битве. Тем временем её младшие сёстры стали жёнами царя Вичитравирьи. Когда юный Вичитравирья умер, оставив вдов бездетными, царица Сатьявати пожелала, чтобы Амбика и Амбалика произвели потомство от деверя по обычаю нийога. Бхишма отказался это выполнить, ссылаясь на обет безбрачия, и на помощь был призван старший внебрачный сын Сатьявати святой отшельник Вьяса. Так Амбика родила старшего принца слепого Дхритараштру, а Амбалика — могучего Панду. Это поколение принцев также было воспитано Бхишмой, державшим бразды правления державы. Бхишма помазал на царство Кауравов воинственного Панду, а после его смерти сделал царём слепого Дхритараштру, оставаясь военным предводителем, советником царя и воспитателем нового поколения принцев: пятерых Пандавов (сыновей Панду) и ста Кауравов (сыновей царя Дхритараштры).
Когда между Пандавами и Кауравами разгорелась вражда, Бхишма всеми силами пытался помирить их и соблюсти интересы обманутых и обиженных Пандавов, постоянно обличая происки старшего из братьев-Кауравов Дурьйодханы и его побратима и советника Карны. Бхишме от божественного Нарады была известна тайна рождения Карны, старшего брата Пандавов, росшего подкидышем в семье возницы, но Бхишма хранил эту тайну до самой смерти и стал непримиримым врагом Карны, так как тот всегда выступал против Пандавов. Бхишма настаивал на отмене роковой игры в кости в зале собрания, затеянной царём Дхритараштрой в угоду любимому сыну Дурьйодхане, но совета престарелого героя не послушали (ср. с безуспешными попытками престарелого Нестора предотвратить ссору Агамемнона с Ахиллом в собрании царей в «Илиаде»). Когда вернувшиеся из изгнания Пандавы мирными переговорами пытались вернуть свою долю царства, Бхишма поддержал их справедливые притязания, но Дурьйодхана с Карной отказались выполнять условия договора, и война Пандавов с Кауравами стала неизбежной. Несмотря на сочувствие Пандавам, Бхишма не покинул двора Кауравов и сражался на их стороне. Незадолго до битвы на Курукшетре Бхишма, назначенный главнокомандующим Кауравов, в очередной ссоре в зале собрания оскорбил Карну. Разгневанный Карна сложил оружие, отказавшись сражаться, пока жив Бхишма. Пока могучий Бхишма, владевший небесным оружием, сражался во главе войска Дурьйодханы, Пандавы терпели поражения. Ночью после девятого дня битвы царь Пандавов праведный Юдхиштхира пришёл в шатёр Бхишмы и спросил деда, как его можно победить. И старец, сердце которого болело за Пандавов, но честь запрещала изменить Кауравам или сражаться не в полную силу, дал внуку совет. На следующий день самый великий воин из Пандавов средний брат Арджуна напал на деда, выставив впереди себя Шикхандина.
Так как Шикхандин раньше был женщиной, Бхишма не поднял оружия против него, и был расстрелян Арджуной. Поверженный герой пал на «ложе из стрел», не касаясь земли (был утыкан стрелами как дикобраз) и утешал Арджуну, со слезами вспоминавшего, как в детстве играл на коленях у деда. К поверженному старцу приходит потрясённый Карна и происходит примирение витязей. Бхишма пытается уговорить Карну перейти на сторону его братьев благородных Пандавов, но Карна отказывается оставить своего побратима Дурьйодхану. Тогда Бхишма признаёт Карну своим внуком и благословляет на битву, в которой тот обречён погибнуть вместе с Кауравами. Используя свой магический дар, Бхишма решает отсрочить смерть на 48 дней до зимнего солнцестояния, когда солнце повернёт на северный путь от экватора. Это благоприятное время для смерти, так как гарантирует ему освобождение от будущих земных перерождений (сансары). Оставшееся время Бхишма использует для наставления будущего победителя и царя Кауравов Юдхиштхиры в вопросах этики и управления государством (этому посвящены целиком XII и XIII книги «Махабхараты»).
Bhishma (Skt. भीष्म, bhīṣma IAST - “formidable”) is one of the main characters of the Indian epic work “Mahabharata”, a cousin of the Pandavas and Kauravas.
Bhishma is the son of Raja Shantanu and the river goddess Ganges, the earthly incarnation of the youngest of the eight Vasu deities - the sky god Dyaus (an ancient Indo-European deity corresponding to the Zeus of the Hellenes). In his youth, Bhisma was trained in martial art with a military expert on the hermit Parasurama - the sixth avatar of Vishnu. One day, Raja Shantanu decided to go to the fisherman’s adopted daughter, the beautiful princess Satyavati. But her father, blinded by pride, said that he was against this marriage, since children born from Satyavati would never become heirs because Shantanu already had an older son. Then Bhisma, wanting to make his father happy, publicly vowed celibacy and vowed that he would never claim the throne.
For the life of Bhisma (as, indeed, for the entire development of the plot of the Mahabharata), the vow he made in his youth was of great importance.
Raja Shantanu died early, leaving his two young sons Vichitraviru and Chitrangada. The latter became the next ruler of the Lunar dynasty, but in reality, the regent under the infant princes and the young king was the mighty Bhisma, who terrified the enemies (hence his adult, that is, an initiation name; as a child he was called Devavrata - “devoted gods”) and expanded the limits empire of the Kauravas. But soon Chitrangada died, and Bhishma, wishing that the Kauravas would continue, decided to find wives for the young Wichitrawirier. To do this, he went to Varanasi, where competitions were held, in which the husband had to decide on the three daughters of King Kasha - Amba, Ambika and Ambalika.
Bhishma's death from arrows
Before the arrival of Bhishma, everyone was sure that the daughters of Kasha would go to the only real applicant - the young king Shalva from Shalvapur. But Bhishma fearlessly rushed to the chariot contest and at once defeated all competitors, after which he took the sisters to his half-brother-ruler - an epic motive for the deputy’s matchmaking [1]. Amba said that she had chosen King Shalva to be the bridegroom, and she was released by Bhisma, but the bridegroom rejected her, believing she was dishonored after being washed away by Bhisma. The unfortunate girl prayed to Shiva for revenge on Bhisma, and in the next birth she became the daughter of King Drupada named Shikhandini, and then turned into a youth of Shikhandin, who was destined to plunge the irresistible Bhisma in the coming battle. In the meantime, her younger sisters became wives of King Wichitravira. When the young Wichitravirya died, leaving the widows childless, Queen Satyavati wished that Ambika and Ambalika would produce offspring from the brother-in-law according to the Niyoga tradition. Bhisma refused to fulfill this, referring to the vow of celibacy, and the elder illegitimate son of Satyavati, the holy hermit Vyasa, was called to help. So Ambika gave birth to the elder blind prince Dhritarashtra, and Ambalika gave birth to the mighty Pandu. This generation of princes was also brought up by Bhisma, who held the reins of power. Bhishma anointed the warlike Pandu on the Kaurava kingdom, and after his death made the blind Dhritarashtra king, remaining the military leader, adviser to the king and the educator of a new generation of princes: the five Pandavas (sons of the Pandu) and the hundred Kauravas (sons of the king Dhrtarastra).
When hostility broke out between the Pandavas and the Kauravas, Bhisma tried with all his might to reconcile them and to observe the interests of the deceived and offended Pandavas, constantly revealing the machinations of the oldest of the Kaurava brothers Duryodhana and his sister and adviser Karna. Bhisma from the divine Narada was aware of the secret of the birth of Karna, the elder brother of the Pandavas, who grew up a foundling in the family of the driver, but Bhisma kept this secret until his death and became an implacable enemy of Karna, since he always opposed the Pandavas. Bhishma insisted on the abolition of the fateful dice in the assembly hall, which had been started by King Dhritarashtra in favor of his beloved son Duryodhana, but they did not listen to the advice of the elderly hero (cf. with the unsuccessful attempts of the elderly Nestor to prevent Agamemnon’s quarrel with Achilles in the meeting of the kings). When the Pandavas who returned from exile tried to return their share of the kingdom through peaceful negotiations, Bhisma supported their just claims, but Duryodhana and Karna refused to fulfill the terms of the contract, and the war of the Pandavas with the Kauravas became inevitable. Despite the sympathy of the Pandavas, Bhisma did not leave the court of the Kauravas and fought on their side. Shortly before the Battle of Kurukshetra, Bhisma, who was appointed Commander-in-Chief of the Kauravas, insulted Karna in another quarrel in the assembly hall. The angry Karna laid down his arms, refusing to fight while Bhisma was alive. While the mighty Bhisma, who owned heavenly weapons, fought at the head of the army of Duryodhana, the Pandavas were defeated. The night after the ninth day of the battle, the king of the Pandavas, the righteous Yudhisthira, came to the tent of Bhisma and asked his grandfather how he could be defeated. And the old man, whose heart was rooting for the Pandavas, but the honor forbade the Kauravas to change or to fight not at full strength, gave his grandson advice. The next day, the greatest warrior of the Pandavas, the middle brother Arjuna attacked his grandfather,
Bhishma is the son of Raja Shantanu and the river goddess Ganges, the earthly incarnation of the youngest of the eight Vasu deities - the sky god Dyaus (an ancient Indo-European deity corresponding to the Zeus of the Hellenes). In his youth, Bhisma was trained in martial art with a military expert on the hermit Parasurama - the sixth avatar of Vishnu. One day, Raja Shantanu decided to go to the fisherman’s adopted daughter, the beautiful princess Satyavati. But her father, blinded by pride, said that he was against this marriage, since children born from Satyavati would never become heirs because Shantanu already had an older son. Then Bhisma, wanting to make his father happy, publicly vowed celibacy and vowed that he would never claim the throne.
For the life of Bhisma (as, indeed, for the entire development of the plot of the Mahabharata), the vow he made in his youth was of great importance.
Raja Shantanu died early, leaving his two young sons Vichitraviru and Chitrangada. The latter became the next ruler of the Lunar dynasty, but in reality, the regent under the infant princes and the young king was the mighty Bhisma, who terrified the enemies (hence his adult, that is, an initiation name; as a child he was called Devavrata - “devoted gods”) and expanded the limits empire of the Kauravas. But soon Chitrangada died, and Bhishma, wishing that the Kauravas would continue, decided to find wives for the young Wichitrawirier. To do this, he went to Varanasi, where competitions were held, in which the husband had to decide on the three daughters of King Kasha - Amba, Ambika and Ambalika.
Bhishma's death from arrows
Before the arrival of Bhishma, everyone was sure that the daughters of Kasha would go to the only real applicant - the young king Shalva from Shalvapur. But Bhishma fearlessly rushed to the chariot contest and at once defeated all competitors, after which he took the sisters to his half-brother-ruler - an epic motive for the deputy’s matchmaking [1]. Amba said that she had chosen King Shalva to be the bridegroom, and she was released by Bhisma, but the bridegroom rejected her, believing she was dishonored after being washed away by Bhisma. The unfortunate girl prayed to Shiva for revenge on Bhisma, and in the next birth she became the daughter of King Drupada named Shikhandini, and then turned into a youth of Shikhandin, who was destined to plunge the irresistible Bhisma in the coming battle. In the meantime, her younger sisters became wives of King Wichitravira. When the young Wichitravirya died, leaving the widows childless, Queen Satyavati wished that Ambika and Ambalika would produce offspring from the brother-in-law according to the Niyoga tradition. Bhisma refused to fulfill this, referring to the vow of celibacy, and the elder illegitimate son of Satyavati, the holy hermit Vyasa, was called to help. So Ambika gave birth to the elder blind prince Dhritarashtra, and Ambalika gave birth to the mighty Pandu. This generation of princes was also brought up by Bhisma, who held the reins of power. Bhishma anointed the warlike Pandu on the Kaurava kingdom, and after his death made the blind Dhritarashtra king, remaining the military leader, adviser to the king and the educator of a new generation of princes: the five Pandavas (sons of the Pandu) and the hundred Kauravas (sons of the king Dhrtarastra).
When hostility broke out between the Pandavas and the Kauravas, Bhisma tried with all his might to reconcile them and to observe the interests of the deceived and offended Pandavas, constantly revealing the machinations of the oldest of the Kaurava brothers Duryodhana and his sister and adviser Karna. Bhisma from the divine Narada was aware of the secret of the birth of Karna, the elder brother of the Pandavas, who grew up a foundling in the family of the driver, but Bhisma kept this secret until his death and became an implacable enemy of Karna, since he always opposed the Pandavas. Bhishma insisted on the abolition of the fateful dice in the assembly hall, which had been started by King Dhritarashtra in favor of his beloved son Duryodhana, but they did not listen to the advice of the elderly hero (cf. with the unsuccessful attempts of the elderly Nestor to prevent Agamemnon’s quarrel with Achilles in the meeting of the kings). When the Pandavas who returned from exile tried to return their share of the kingdom through peaceful negotiations, Bhisma supported their just claims, but Duryodhana and Karna refused to fulfill the terms of the contract, and the war of the Pandavas with the Kauravas became inevitable. Despite the sympathy of the Pandavas, Bhisma did not leave the court of the Kauravas and fought on their side. Shortly before the Battle of Kurukshetra, Bhisma, who was appointed Commander-in-Chief of the Kauravas, insulted Karna in another quarrel in the assembly hall. The angry Karna laid down his arms, refusing to fight while Bhisma was alive. While the mighty Bhisma, who owned heavenly weapons, fought at the head of the army of Duryodhana, the Pandavas were defeated. The night after the ninth day of the battle, the king of the Pandavas, the righteous Yudhisthira, came to the tent of Bhisma and asked his grandfather how he could be defeated. And the old man, whose heart was rooting for the Pandavas, but the honor forbade the Kauravas to change or to fight not at full strength, gave his grandson advice. The next day, the greatest warrior of the Pandavas, the middle brother Arjuna attacked his grandfather,
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Игорь Новиков