КНИГА-ПЕРЕВЕРТЫШ Отзыв на книгу М. Петросян «Дом, в...

КНИГА-ПЕРЕВЕРТЫШ
Отзыв на книгу М. Петросян «Дом, в котором…»

Эпиграф:
«Я отчетливо помнил, что в последний раз это было «Творчество душевнобольных», я был уверен, что на пол упала именно эта книга. Но подобрал я и положил на подоконник «Раскрытие преступлений» А. Свенсона и О. Венделя.»
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

У меня издание в Лебедевском оформлении. В нем 957 страниц текста без единой иллюстрации, разве что можно выбросить страниц 15 на титул и названия книг. Я прочитала «Дом…» за 3 вечера. И за столь непродолжительное время перебрала аж три подхода к оценке содержания.

Начало книги вполне реалистично. Дом – это школа-интернат для детей с физическими и умственными отклонениями. Микросоциум Дома разделен на 6 субкультур, четких и ярких, не перепутаешь: Фазаны, Крысы, Птицы, Четвертая, Псы и Логи. Субкультуры, кроме Логов, обитают каждая в своей комнате, Логи представлены везде. Курильщика, одного из героев повествования, травят Фазаны, и директор интерната вынужден перевести его в Четвертую. В целом ничего удивительного: старшие третируют младших, каждая группа изводит тех, кто от них отличается, воспитатели и учителя стараются не влезать в разборки.

Необычности начинаются, когда рассказчиком вместо Курильщика становится Дом в интермедии. И тут время для подхода №1 – привет всем экзистенциалистам и особенно Кьеркегору с его «Страх есть головокружение свободы». Страхом перед Наружностью пронизана вся книга, а возможность сделать выбор в финале – квинтэссенция свободы.

Читаю «Потом оказалось, что Дом живой и что он тоже умеет любить. Любовь Дома была не похожа ни на что. Временами она пугала, но всерьез – никогда. […] Ему нравились щели в стенах Дома, его закутки и заброшенные комнаты, то, как долго в нем держатся следы проходящих, нравились дружелюбные призраки и все без исключения дороги, которые Дом пере ним открывал.», а дальше в интермедиях и рассказах от лица других героев все чудесатее и чудесатее. И очевидно же, что это один из путей познания себя через каждодневное существование, через тревогу и интуицию.

Книгу так можно дочитать до конца. Каждый герой показан в динамике осознания и становления себя целостного: в диалогах, кризисах, противостоянии. И ежесекундно герои делают выбор: убивать или не убивать, молчать или говорить, объяснять или скрывать. Все это представляется нам через детские сказки и страшилки, в конце концов героям в основном от 10 до 17 лет, и все в этом возрасте склонны к фантазиям и излишнему драматизму. А в финале, разумеется, каждый делает самый главный выбор перед лицом Наружности, почти смерти для обитателей Дома.

В итоге получается этакий Сартр для подростков – в меру никчемная книга, хорошее переложение идеи для детей и юношества. Почему никчемная? Потому что я бы не взялась излагать 12-13тилетнему неуравновешенному человечку идеи экзистенциализма, мало ли что он себе после этого надумает.

Подход №2. Привет Кастанеде с его «Сумерки – это трещина между мирами, это дверь в неизвестное.»

Цитата про сумерки прямо из книги, между прочим. И это, вкупе с реками алкоголя и прочей наркоты, отсылает к мистицизму дона Хуана. Тогда Изнанка и Лес – это смещение точки сборки. Там можно умереть по-настоящему, можно встретить добрые и злые сущности, можно узнать своих друзей, а можно ничего не вспомнить. И, главное, там можно быть самим собой, отказавшись, как чайка Джонатан, «от представлениях о себе как о существе, попавшем в западню ограниченного тела».

Книга опять же отлично укладывается в эту гипотезу от начала до конца. И опять же не понятно, что же в ней нового – очередное переложение для детей и юношества, только уже Кастанеды. И немного «Чайки…» Р. Баха, хотя вот ее на мой взгляд не нужно никуда перекладывать.

Подход №3. Привет Роулинг с ее Избранным мальчиком.

Харизматичные объемные персонажи-подростки, мистическая Изнанка, волшебный Лес, куда могут попасть только избранные, и в противовес этому серая реальность и непонимание «нормальных» людей – все, что нужно, чтобы примерить на себя первую же понравившуюся роль. Не мудрено, что «Дом…» вовсю косплеится. Глядишь, скоро по нему ролёвки мастерить начнут в живописных катакомбах (может и уже мастерят, просто я не в курсе).

В отличие от Роулинг Петросян уложилась всего в одну книгу, не стала растягивать удовольствие. Правда, у Роулинг помимо емких описаний и раскрытия характеров был еще сюжет, в «Доме…» же я сюжета не обнаружила.

Этот подход мне нравится больше всего. Получается, что в любом ребенке, даже затюканном, даже интернатском, даже инвалиде живет Лорд или Дракон, Хранитель Времени или Крысолов, Рыжая или Русалка. И все можно переиграть, прожить по-новому, уйдя «на второй круг». И Изнанка может подарить тебе счастье. Этакая сказочка для подростков. Ну, а то, что в ней дети ходят с ножами и убивают – это дань моде, наверное. Они же ради правого дела.

Теперь коротко.

????Что понравилось:
✨ ритм и язык произведения. «Дом…» приятно читать, текст льется потоком и притягивает внимание;
✨яркие объемные персонажи, выписаны как для пьесы, хоть сейчас на сцену;
✨флэшбеки, в которых приятно узнавать уже знакомых героев, только младше на 6 лет;
✨красивый придуманный мир с Домом – трещиной между реальностью и Изнанкой, с Лесом, где раскрываются истинные сущности.

⛔Что не понравилось:
????отсутствие сюжета, он потерялся за описаниями;
????первобытная дикость, когда убийство становится обыденностью и сходит с рук;
????идея взрослых подростков, когда опыт и знания подменяются слабоумием и отвагой. Я вообще с сомнением отношусь к жанру Young Adult, так что вряд ли мне бы эта книга понравилась. Разве что отдельное спасибо за образ Седого.

✅ Книга вышла на троечку. Этакая книга-перевертыш: за отличным слогом скрывается слабенький смысл. Перечитывать ее не буду, и рекомендовать тоже. Возьметесь читать – на свой страх и риск: текст отличный, идеи мне не близки.
#чемоданчик_блогера #my_lib #домвкотором #книги #чтение #отзыв

Рисунок отсюда: https://cher-ro.deviantart.com
CHANGE BOOK
Review on the book of M. Petrosyan “The house in which ...”

Epigraph:
“I clearly remembered that the last time it was“ Creativity of the mentally ill ”, I was sure that this book fell to the floor. But I picked it up and put A. Svenson and O. Wendel on the windowsill, “Revealing Crimes.”
A. and B. Strugatsky "Monday begins on Saturday"

I have a publication in Lebedev design. It has 957 pages of text without a single illustration, unless you can throw 15 pages into the title and title of books. I read "Home ..." in 3 pm. And in such a short time I went through as many as three approaches to the assessment of content.

The beginning of the book is quite realistic. Home is a boarding school for children with physical and mental disabilities. The microsocium of the House is divided into 6 subcultures, clear and bright, you will not confuse: Pheasants, Rats, Birds, Fourth, Dogs and Logs. Subcultures, except for the Logs, live each in their own room, Logs are represented everywhere. The smoker, one of the heroes of the story, is poisoned by the Pheasants, and the director of the boarding school is forced to transfer him to the Fourth. On the whole, there is nothing surprising: the older ones tread on the younger ones, each group plagues those who are different from them, educators and teachers try not to get into a showdown.

Unusuals begin when the storyteller instead of the Smoker becomes House in the sideshow. And here is the time for approach No. 1 - hello to all existentialists and especially Kierkegaard with his "Fear is the dizziness of freedom." The book is permeated with Fear of the External, and the opportunity to make a choice in the finale is the quintessence of freedom.

I read “Then it turned out that the House is alive and that he also knows how to love. The love of the House was unlike anything. She scared at times, but never seriously. [...] He liked the cracks in the walls of the House, his nooks and abandoned rooms, how long traces of people were walking in it, he liked the friendly ghosts and all the roads, without exception, that the House opened to him. ” the faces of other heroes are all more wonderful and wonderful. And it is obvious that this is one of the ways of knowing oneself through everyday existence, through anxiety and intuition.

The book can be so read to the end. Each hero is shown in the dynamics of awareness and the formation of a holistic self: in dialogues, crises, and confrontations. And every second the heroes make a choice: to kill or not to kill, to be silent or to speak, to explain or hide. All this is presented to us through children's fairy tales and horror stories, after all, to the heroes, mostly from 10 to 17 years old, and everyone at this age is prone to fantasies and excessive drama. And in the finale, of course, everyone makes the most important choice in the face of the Exterior, almost death for the inhabitants of the House.

The result is a sort of Sartre for adolescents - a moderately worthless book, a good arrangement of ideas for children and youth. Why worthless? Because I would not undertake to expound to the 12-13-year-old unbalanced man the ideas of existentialism, who knows how much he will think up after that.

Approach number 2. Hi Castaneda with his “Twilight is a crack between worlds, it is a door to the unknown.”

A quote about twilight right from the book, by the way. And this, coupled with rivers of alcohol and other drugs, refers to the mysticism of don Juan. Then the Wrong Side and the Forest is the offset of the assembly point. There you can truly die, you can meet good and evil entities, you can recognize your friends, or you can’t remember anything. And, most importantly, you can be yourself there, refusing, like a seagull Jonathan, "from ideas of oneself as a creature that has fallen into the trap of a limited body."

The book, again, fits perfectly into this hypothesis from beginning to end. And again, it is not clear what is new in it - another arrangement for children and young people, only Castaneda. And a bit of “The Seagull ...” by R. Bach, although in my opinion it does not need to be shifted anywhere.

Approach number 3. Hi Rowling with her Chosen Boy.

The charismatic voluminous teenage characters, the mystical Inside out, the magical Forest, where only the elite can get, and as opposed to the gray reality and misunderstanding of “normal” people, are all that is needed to try on the first role you like. It’s no wonder that “House ...” will be cosplayed with might and main. You see, soon the tricks on it will begin to craft in the picturesque catacombs (maybe they already do it, I just don’t know).

Unlike Rowling, Petrosyan got into just one book, did not stretch the pleasure. True, in addition to the rich descriptions and character disclosures, Rowling also had a plot, but in the "House ..." I did not find the plot.

I like this approach the most. It turns out that in any child, even in a crippled, even boarding, even a disabled person, there lives a Lord or Dragon, the Keeper of Time or the Pied Piper, the Red or the Mermaid. And you can replay everything, live in a new way, having gone "to the second round". And the wrong side can give you happiness. A sort of fairy tale for teens. Well, the fact that in her children go with knives and kill is probably a tribute to fashion. They are for the sake of a just cause.

Now briefly.

???? What did you like:
✨ rhythm and language of the work. “House ...” is a pleasure to read, the text pours in and attracts attention;
У записи 14 лайков,
0 репостов,
316 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вера Бердникова

Понравилось следующим людям