Случайно нашла и улыбнулась: "ИРОНИЯ СУДЬБЫ" ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА...

Случайно нашла и улыбнулась:

"ИРОНИЯ СУДЬБЫ" ГЛАЗАМИ ПСИХОАНАЛИТИКА

Я давно подозревал, что с "Иронией судьбы" что-то не так. Психоаналитик Сергей Зубарев убедительно доказывает, что все еще намного хуже. Намного!

"«Всенародная любовь» к «Иронии судьбы», это факт, а доказательство таковой любви, - количество телепоказов. Хотя многолетнее «традиционное» повторение может свидетельствовать не столько о любви, сколько о невротической навязчивости.
Вспомним только возраст, в котором дети требуют не новизны в сказках, но скрупулезного их повторения. Это укажет на глубину регрессии, в которой пребывают постоянные потребители «Иронии судьбы» и на актуальную для них проблематику постоянства объекта. Это когда твоя квартира вдруг оказывается не твоей и надо как-то пережить это шизоидное расщепление.
Что еще характерно для зрителей, востребующих (любящих) именно такой фильм.
Что именно притягивает их в «Иронии судьбы». Какие глубинные фантазии? Отклики каких травм?
Главные герои одиноки и живут с матерями, хотя им уже далеко за тридцать. Весьма характерная ситуация российского материнско-детского симбиоза. Мальчик Женя Лукашин давно исполнил свою фантазию об обладании матерью. Уже долгие годы живет он с мамой, но обретенный рай явно ущербен. Сексуальность героя, в силу инцестуозных запретов, естественно, подавлена.

Снижение внутреннего напряжения происходит стандартнейшим российским способом – пьянкой. Однополая – гомоэротическая компания, в которой герой годами безуспешно отмывается, убедительно показывает его принципиальную неготовность к глубоким и длительным гетеросексуальным отношениям. Проще говоря, женщина для Жени – источник сильнейшей тревоги. Но мама требует жениться, одобрила кандидатуру, все приготовила для праздничного соития. Показательно, что Женя в бане сообщает собутыльникам, что он сегодня женится. О ЗАГСе, конечно, речь не идет. Женитьбой Лукашин высокопарно называет намечающийся трах. Уложиться придется до прихода мамы. Невероятно торжественная задача для мужика на четвертом десятке. Но тут начинает действовать классический, знакомый каждому аналитику, механизм сопротивления. Нет нужды здесь подробно описывать, сколь изобретательно этот бессознательный механизм эксплуатирует всевозможные случайности и совпадения, более того, создает их. Известно: там, где встречается наворот случайностей, ищи сопротивление персонажа.
Наш персонаж Лукашин, стремительно напиваясь, перекладывает решение на собутыльников, а компания полуголых мужиков резонно решает, что жениться Жене сегодня не надо.
Исходное совпадение – тождество адресов, дверных замков и схожесть интерьеров жилища на поверхности объясняется запредельной стандартизацией советской жизни.
Но, если рассматривать совпадение как проявление бессознательного, то какие же фантазии воплотились столь радикально?
Заметим, что похмелье есть не побочный продукт «русского веселия», а главный эмоциональный итог, цель пития. Это возврат в столь родное для россиян состояние отверженности и униженности, в котором невыносимая тревога тотального сиротства переливается во вполне выносимый «бодун».
И вот, через похмелье реализуется бессознательная, но актуальная фантазия Жени Лукашина: Квартира – стандартная, то есть, обиталище нашего героя вполне устраивает, ведь в симбиозе и должно быть тесно. Только вместо старой матери – молодая, красивая и вполне беззащитная.
На обнаружившегося Ипполита у Жени мгновенно срабатывает характерный «ложноэдипов» рефлекс. Не прошедшие подлинного эдипова конфликта инфанты пребывают в иллюзии своего всемогущества и заранее обеспеченной победы. Ее обеспечивает позиция матери, «посвятившей» себя сыну.
Лукашин, опираясь на свой параэдипальный опыт, сигнализирует Наде: я такой беспомощный, со мной нельзя обращаться жестоко. Я – несчастное дитя. И Надя, точно реагируя на инфантильный посыл Лукашина, тормозит агрессию Ипполита. Тем более, что его агрессия и без того заторможена.
Физически изгнав Ипполита, Лукашин продолжает магически-символическую борьбу за уничтожение его портрета. Этот бытовой вудуизм, характеризует подлинный ментальный уровень любимого героя.
Материал фильма не дает прямых указаний, но распространенный в России материнско-детский симбиоз подсказывает, что отцовскую инициацию Женя Лукашин не прошел. Не столь уж важно, знал Женя своего отца, или нет, ушел тот от матери, или она его выгнала, умер он, геройски погиб, или где-то живет в безвестности, – в актуальном настоящем Жени Лукашина нет следов сильного Отца.
Вот это очень русский тип: мамин сын. Эти дети не амбициозны. Объясняется это вовсе не скромностью, интеллигентностью, или там, внутренней гармонией. Просто у них в отсутствие конкуренции с отцом не сформировался мотивационный механизм. Им уже нечего желать: мать получена в безраздельную собственность, и творчество всякое, карьера, даже деньги им не очень нужны. Более того, деньги они на словах презирают, а в глубине души просто боятся.
Если даже они приобретают квалифицированную профессию – вроде врача или преподавателя, успеха в ней не достигают. Приемы социальной адаптации у них, так или иначе, связаны с педалированием своей убогости. Они очень снисходительны к себе, и подлость их – вроде как не подлость, и ложь – не ложь, и присвоение чужого обосновывается легко: им нужнее. Они очень агрессивны в отношении мужчин матери, - потенциальных отчимов. Но в большом социуме они неизбежно сталкиваются с инициированными мужчинами, с настоящими отцами и терпят поражения. В связи с этим органично развиваются такие черты как завистливость и мстительность.
Все перечисленные качества легко обнаруживаются у всенародно любимого Жени Лукашина. Характерна даже фраза, которой он пытается разрешить конфликт, вызванный своим появлением: «Я вам сейчас все объясню!» Фраза высокомерного самодовольного и толстокожего персонажа. Ведь ее прямой подтекст таков: «Вы все тупые, ни черта не понимаете, а я – понимаю правильно, поэтому заткнитесь и слушайте меня». В острых ситуациях она способна только провоцировать агрессию. Чуткий человек, даже не знакомый с теорией и техникой поведения в конфликтных ситуациях, будет исходить из реального состояния другого.
Итак, с бодуна – своя хата, подходящая баба, которая внешне строга и даже слегка поколачивает невменяемого сыночка, чем сразу актуализирует его «укоренение». Удобно.
Реакция Нади так же тривиальна: новоявленное дитя обречено стать дороже слабой нерешительной отцовской фигуры Ипполита.
Все это Ипполит потом выложит главным героям, когда сам сорвется в состояние опьянения от своей нелюбимости. Скажет правду, которая несколько дезавуирует себя способом изложения и маркируется тоже как пьяное чудачество. Зачем эта правда, когда тут цветут такие романтические фантазии! Огромная зрительская масса голосует за чистую романтику!
Физическое столкновение соперников смешно. Судя по габаритам и состоянию, Ипполит должен был просто выбросить Лукашина из квартиры, тут бы и фильму и мифу конец. Не сомневаюсь, что из очереди за пивом он бы легко его вытолкал.
Но Ипполит - не отец, он правильный старший брат с массой запретов. Он стремится заслужить любовь женщины, или матери, или общества – все равно, - правильными поступками. Его естественная агрессия давно парализована на корню шантажирующей матерью. А Женя – единственный сын, свободно берущий свое, и не только. В нем - неотразимое для русских матерей сочетание наглости и жалкости. Поэтому большой, разумный Ипполит вязнет в сетях материнского запрета на проявление агрессии, и закономерно изгоняется на мороз.
Показательна двойственность поведения Нади. Она одновременно пытается уйти под защиту Ипполита, демонстративно прижимается к нему, заслоняется им, поддразнивая Лукашина, но тут же кастрирует своего защитника, категорически запрещая любую агрессию. Проще говоря, милая Надя демонстрирует классическое шизофреногенное поведение по отношению к Ипполиту, а по отношению к Лукашину – соблазняющее.
Тактика выгодная: Ипполита всегда можно упрекнуть: ты не смог достойно защитить меня! А Лукашина можно поддразнить: ты был недостаточно настойчив (решителен, смел) И то правда, вся решительность Лукашина сводится к истерическим эскападам – выбрасыванию портрета, разрыванию билетов, и тому подобному геройству.
Потом вдруг Надя берет на себя объяснение Ипполиту явление Лукашина. При этом она отчаянно суетится, обнаруживая все признаки вины. Откуда бы взяться этой вине, если не было сопровождающей фантазии, скажем о принце-избавителе в семейных трусах? Тягостные, вязкие отношения с Ипполитом сложились ведь таковыми не только по его вине. Вспомним некоторые свойства сопротивления, и явление Лукашина в квартире Нади перестанет казаться абсолютной случайностью. Это просто вариация на тему выбора недоступного объекта. Тогда, заметим, и быстрый развод Жени и Нади, заявленный в продолжении и так расстроивший многих зрителей, становится самым логичным вариантом.
Одиночеству Нади фанаты фильма сострадают особенно глубоко, ведь она такая типичная жертва «отсутствия настоящих мужчин»! Ирония судьбы, собственно в том и состоит, что в качестве вымечтанного принца она (судьба) опять подкладывает героине негодный объект. Так и бывает, если человек не предпринимает внутренних усилий для развития, а ждет внешних изменений жизненной ситуации.
Инфантильность Нади не так заметна, как лукашинская, в силу нарциссической окукленности героини. Она жестко «держит фасад», сама на себя любуется, копит обиды и лжет, как дышит. Ну, вот зачем ей представлять Лукашина в качестве Ипполита? Страшно признать перед своей гомоэротической компанией свою несостоятельность? То есть лжет она, в основном, самой себе. И благоприятный вариант жизненного сценария для нее маловероятен.
Закономерно появляется мать Нади и выдавливает, наконец, Лукашина.
Ну, тут неизбежен у зрителей всплеск сепарационной тревоги почти смертельной силы. И мучительно хочется, чтобы у этих непутевых героев что-то «срослось». Хеппи нью еа и энд в одном флаконе.
Зрительским инфантильным фантазиям была дана свобода на треть века.
()
Культовым
I accidentally found and smiled:

"IRONIA OF FATE" BY THE EYES OF PSYCHOANALYTISM

I have long suspected that something was wrong with The Irony of Fate. Psychoanalyst Sergei Zubarev convincingly argues that it is still much worse. A lot!

““ Popular love ”for“ The Irony of Fate ”is a fact, and the proof of such love is the number of television shows. Although many years of“ traditional ”repetition may indicate not so much love as neurotic obsession.
Let us recall only the age at which children require not novelty in fairy tales, but their meticulous repetition. This will indicate the depth of the regression in which the regular consumers of The Irony of Fate reside and the urgent problem of constancy of the object. This is when your apartment suddenly turns out to be not yours and you need to somehow survive this schizoid splitting.
What is still typical for viewers demanding (loving) just such a film.
What exactly attracts them to The Irony of Fate. What are deep fantasies? What kind of injuries are there?
The main characters are single and live with their mothers, although they are already far from thirty. A very characteristic situation of the Russian maternal-child symbiosis. The boy, Zhenya Lukashin, has long fulfilled his fantasy of owning a mother. He has been living with his mother for many years, but the newfound paradise is clearly defective. Hero's sexuality, due to incestuous prohibitions, is naturally suppressed.

Reducing internal stress occurs in the most standard Russian way - drinking. Same-sex - a homoerotic company in which the hero has been unsuccessfully laundering for years, convincingly shows his fundamental unpreparedness for deep and long heterosexual relationships. Simply put, a woman for Zhenya is a source of great anxiety. But my mother demands to get married, approved the candidacy, she prepared everything for the festive intercourse. It is significant that Zhenya informs his drinking companions in a bathhouse that he will marry today. About the registry office, of course, we are not talking. Lukashin pompously calls the emerging fucking marriage. Have to keep up before the arrival of mom. An incredibly solemn task for a man in the fourth ten. But here the classic resistance mechanism familiar to every analyst begins to act. There is no need here to describe in detail how ingeniously this unconscious mechanism exploits all kinds of accidents and coincidences, moreover, creates them. It is known: where there is a bunch of accidents, look for the character's resistance.
Our character Lukashin, quickly getting drunk, shifts the decision to drinking companions, and the company of half-naked men reasonably decides that Zhenya should not marry today.
The initial coincidence - the identity of addresses, door locks and the similarity of the interiors of a dwelling on the surface is explained by the transcendent standardization of Soviet life.
But, if we consider coincidence as a manifestation of the unconscious, then what kind of fantasies were embodied so radically?
Note that a hangover is not a by-product of “Russian fun”, but the main emotional outcome, the goal of drinking. This is a return to the state of rejection and humiliation so dear to Russians, in which the unbearable anxiety of total orphanhood spills over into a completely enduring “hangover”.
And so, through a hangover, an unconscious, but actual fantasy of Zhenya Lukashin is realized: The apartment is standard, that is, the abode of our hero is quite satisfied, because in symbiosis it should be crowded. Only instead of the old mother - a young, beautiful and completely defenseless.
On Zhenya's discovered Hippolytus, the characteristic “false Oedipus” reflex instantly triggers. The infants who did not pass the true Oedipal conflict are in the illusion of their omnipotence and victory in advance. It is ensured by the position of the mother, who has "dedicated" herself to her son.
Lukashin, relying on his para-oedipal experience, signals Nadia: I am so helpless, I should not be abused. I am an unhappy child. And Nadia, accurately responding to Lukashin’s infantile message, inhibits Hippolytus’s aggression. Moreover, his aggression is already inhibited.
Having physically expelled Hippolytus, Lukashin continues the magical and symbolic struggle for the destruction of his portrait. This everyday voodoo characterizes the genuine mental level of a beloved hero.
The material of the film does not give direct indications, but the maternal-child symbiosis widespread in Russia suggests that Zhenya Lukashin did not pass his paternal initiation. It is not so important whether Zhenya knew his father or not, he left his mother, or she kicked him out, he died, died heroically, or lives somewhere in obscurity - in the current real Zhenya Lukashin there are no traces of a strong Father.
This is a very Russian type: mother's son. These children are not ambitious. This is not explained by modesty, intelligence, or there, internal harmony. It’s just that in the absence of competition with their father, they did not have a motivational mechanism. They already have nothing to wish for: their mother was taken into undivided ownership, and they need all kinds of creativity, careers, even money. Moreover, they despise money verbally, and deep down they are simply afraid.
Even if they acquire a qualified profession - like a doctor or teacher
У записи 8 лайков,
4 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасия Дитюк

Понравилось следующим людям