Святой Иоанн Златоуст о том, как сочетается учение о неизреченном человеколюбии Божием с догматом о Страшном Суде:
"...Я решительно доказываю, что, если бы Бог не требовал отчета, то Он не был бы благ; а так как Он требует отчета, то — благ. В самом деле, скажи мне, если бы Он не требовал от нас отчета, то могла ли бы продолжаться жизнь человеческая? Не обратились ли бы мы в диких зверей? Если и теперь, когда тяготеет над нами страх суда и наказания, мы превзошли рыб, пожирая друг друга, взяли перевес над львами и волками, грабя друг друга, то какого смятения и расстройства не исполнилась бы жизнь наша, если бы Он не требовал от нас отчета и мы были бы убеждены в этом? Что был бы баснословный лабиринт в сравнении с беспорядками в нашем мире? He увидел ли бы ты бесчисленного множества бесчинств и неурядиц? Кто стал бы, наконец, уважать отца? Кто не оскорблял бы матери? Кто не был бы предан всяким удовольствиям и всяким порокам? А что это так, я постараюсь убедить тебя, представив в пример один только дом. Каким образом? Вот каким: если бы у кого-нибудь из вас, спрашивающих об этом, были рабы, и я объявил бы им, что, сколько бы они ни противились власти господ, хотя бы наносили им оскорбления действием, хотя бы расхитили все их имущество, хотя бы все поставили вверх дном, и обращались с ними, как враги, (господа) не будут угрожать им, не будут наказывать, не будут мучить и даже не огорчать их неприятным словом, — то, как вы думаете, было ли бы это делом благости? Я, напротив, полагаю, что было бы делом крайней жестокости — предавать на поругание не только жену и детей таким неуместным снисхождением, но еще прежде того допускать до погибели самих виновных. Они ведь сделаются и пьяницами, и развратниками, и бесстыдными, и наглыми, и бессмысленнейшими всех зверей. Это ли, скажи мне, дело благости, чтобы попирать благородство души и губить их и друг друга? Видишь ли, что самое требование отчета есть дело великой благости? Но что я говорю о слугах, которые слишком склонны к этим порокам? Если бы кто, имея сыновей, позволил им делать все и не наказывал их, то, скажи мне, кого они не сделались бы хуже? Итак, если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность — жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он — благ."
"...Я решительно доказываю, что, если бы Бог не требовал отчета, то Он не был бы благ; а так как Он требует отчета, то — благ. В самом деле, скажи мне, если бы Он не требовал от нас отчета, то могла ли бы продолжаться жизнь человеческая? Не обратились ли бы мы в диких зверей? Если и теперь, когда тяготеет над нами страх суда и наказания, мы превзошли рыб, пожирая друг друга, взяли перевес над львами и волками, грабя друг друга, то какого смятения и расстройства не исполнилась бы жизнь наша, если бы Он не требовал от нас отчета и мы были бы убеждены в этом? Что был бы баснословный лабиринт в сравнении с беспорядками в нашем мире? He увидел ли бы ты бесчисленного множества бесчинств и неурядиц? Кто стал бы, наконец, уважать отца? Кто не оскорблял бы матери? Кто не был бы предан всяким удовольствиям и всяким порокам? А что это так, я постараюсь убедить тебя, представив в пример один только дом. Каким образом? Вот каким: если бы у кого-нибудь из вас, спрашивающих об этом, были рабы, и я объявил бы им, что, сколько бы они ни противились власти господ, хотя бы наносили им оскорбления действием, хотя бы расхитили все их имущество, хотя бы все поставили вверх дном, и обращались с ними, как враги, (господа) не будут угрожать им, не будут наказывать, не будут мучить и даже не огорчать их неприятным словом, — то, как вы думаете, было ли бы это делом благости? Я, напротив, полагаю, что было бы делом крайней жестокости — предавать на поругание не только жену и детей таким неуместным снисхождением, но еще прежде того допускать до погибели самих виновных. Они ведь сделаются и пьяницами, и развратниками, и бесстыдными, и наглыми, и бессмысленнейшими всех зверей. Это ли, скажи мне, дело благости, чтобы попирать благородство души и губить их и друг друга? Видишь ли, что самое требование отчета есть дело великой благости? Но что я говорю о слугах, которые слишком склонны к этим порокам? Если бы кто, имея сыновей, позволил им делать все и не наказывал их, то, скажи мне, кого они не сделались бы хуже? Итак, если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность — жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он — благ."
St. John Chrysostom on how the doctrine of God's indescribable love of humanity is combined with the dogma of the Last Judgment:
"... I strongly argue that if God did not demand a report, then He would not be good; and since He requires a report, then it would be good. In fact, tell me if He did not demand a report from us , could human life go on? Could we turn into wild animals? If now, when the fear of judgment and punishment weighs on us, we have surpassed the fish, devouring each other, taking precedence over the lions and wolves, robbing each other, then what confusion and frustration would our life not have fulfilled if He had not demanded a report from us and we would have been convinced of this? What would be the fabulous labyrinth in comparison with the riots in our world? Would you see countless outrages and turmoil? Who would finally respect his father? Who would not insult his mother? Who would not be devoted to all kinds of pleasures and all kinds of vices? And what is it, I will try to convince you by presenting only one house as an example. How? Here's how: if any of you asking about it had slaves, and I would tell them that, how many would they nor opposed the power of the masters, at least inflicted insults on them with action, at least rashi or all their property, even if they were all turned upside down, and treated like enemies, (gentlemen) will not threaten them, will not punish, will not torment or even upset them with an unpleasant word - what do you think would it be a matter of goodness? On the contrary, I believe that it would be a matter of extreme cruelty - to betray not only the wife and children by such inappropriate condescension, but even before that to allow the perpetrators themselves to perish. After all, they will become both drunkards, and libertines, and shameless, and arrogant, and senseless of all animals. Is it, tell me, a matter of goodness to trample the nobility of the soul and destroy them and each other? You see that the very requirement of a report is a matter of great goodness? But what am I saying about servants who are too prone to these vices? If someone, having sons, allowed them to do everything and did not punish them, then tell me whom they would not become worse? So, if punishment between people is a matter of goodness, and impunity is cruelty, then is it not so with God? Therefore, therefore, He prepared hell, that He is good. "
"... I strongly argue that if God did not demand a report, then He would not be good; and since He requires a report, then it would be good. In fact, tell me if He did not demand a report from us , could human life go on? Could we turn into wild animals? If now, when the fear of judgment and punishment weighs on us, we have surpassed the fish, devouring each other, taking precedence over the lions and wolves, robbing each other, then what confusion and frustration would our life not have fulfilled if He had not demanded a report from us and we would have been convinced of this? What would be the fabulous labyrinth in comparison with the riots in our world? Would you see countless outrages and turmoil? Who would finally respect his father? Who would not insult his mother? Who would not be devoted to all kinds of pleasures and all kinds of vices? And what is it, I will try to convince you by presenting only one house as an example. How? Here's how: if any of you asking about it had slaves, and I would tell them that, how many would they nor opposed the power of the masters, at least inflicted insults on them with action, at least rashi or all their property, even if they were all turned upside down, and treated like enemies, (gentlemen) will not threaten them, will not punish, will not torment or even upset them with an unpleasant word - what do you think would it be a matter of goodness? On the contrary, I believe that it would be a matter of extreme cruelty - to betray not only the wife and children by such inappropriate condescension, but even before that to allow the perpetrators themselves to perish. After all, they will become both drunkards, and libertines, and shameless, and arrogant, and senseless of all animals. Is it, tell me, a matter of goodness to trample the nobility of the soul and destroy them and each other? You see that the very requirement of a report is a matter of great goodness? But what am I saying about servants who are too prone to these vices? If someone, having sons, allowed them to do everything and did not punish them, then tell me whom they would not become worse? So, if punishment between people is a matter of goodness, and impunity is cruelty, then is it not so with God? Therefore, therefore, He prepared hell, that He is good. "
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Роман Шапиро