Как прекрасно сегодня мой френд по ЖЖ Subtle процитировал Лотмана (об Умберто Эко)
" В эпохи, когда почва у людей уходит из-под ног, прошедшее утрачивает доверие, а будущее рисуется в трагических тонах, людей охватывает эпидемия страха. Под властью страха люди превращаются в толпу, обуянную атавистическими мифами. Им рисуется ужасная картина победного шествия дьявола, мерещатся таинственные и могущественные заговоры его служителей, начинается охота на ведьм, поиски опасных, но невидимых врагов. Создается атмосфера массовой истерии, когда отменяются все юридические гарантии и все завоевания цивилизации. Достаточно сказать про человека "колдун", "ведьма", "враг народа", "масон", "интеллигент" или любое другое слово, которое в данной исторической ситуации является знаком обреченности, и судьба его решена: он автоматически перемещается на место "виновника всех бед, участника невидимого заговора", любая защита которого равносильна признанию в собственной причастности к коварному сонму. История цивилизации знает ряд периодов подобных эпидемий страха: они были известны средним векам, они охватили Западную Европу в XIV-XVI веках, затмив ее небо дымом костров, они создавали тот психологический фон, на котором тоталитарные правительства XX века смогли осуществлять кампании массового террора. Страх, психология "осажденной крепости" не раз искусственно подогревались власть имущими и обеспечивали им массовую поддержку волн репрессий. Тема эта звучит в "Имени розы", она, как мне рассказал сам Умберто Эко, определила замысел его нового романа "Маятник Фуко" (1988) - книги, цель которой - победить страх, подвергнув его анализу, как дети побеждают страхи, зажигая в комнате свет. Это своевременно, когда мы вновь слышим, что разум - служитель дьявола."
" В эпохи, когда почва у людей уходит из-под ног, прошедшее утрачивает доверие, а будущее рисуется в трагических тонах, людей охватывает эпидемия страха. Под властью страха люди превращаются в толпу, обуянную атавистическими мифами. Им рисуется ужасная картина победного шествия дьявола, мерещатся таинственные и могущественные заговоры его служителей, начинается охота на ведьм, поиски опасных, но невидимых врагов. Создается атмосфера массовой истерии, когда отменяются все юридические гарантии и все завоевания цивилизации. Достаточно сказать про человека "колдун", "ведьма", "враг народа", "масон", "интеллигент" или любое другое слово, которое в данной исторической ситуации является знаком обреченности, и судьба его решена: он автоматически перемещается на место "виновника всех бед, участника невидимого заговора", любая защита которого равносильна признанию в собственной причастности к коварному сонму. История цивилизации знает ряд периодов подобных эпидемий страха: они были известны средним векам, они охватили Западную Европу в XIV-XVI веках, затмив ее небо дымом костров, они создавали тот психологический фон, на котором тоталитарные правительства XX века смогли осуществлять кампании массового террора. Страх, психология "осажденной крепости" не раз искусственно подогревались власть имущими и обеспечивали им массовую поддержку волн репрессий. Тема эта звучит в "Имени розы", она, как мне рассказал сам Умберто Эко, определила замысел его нового романа "Маятник Фуко" (1988) - книги, цель которой - победить страх, подвергнув его анализу, как дети побеждают страхи, зажигая в комнате свет. Это своевременно, когда мы вновь слышим, что разум - служитель дьявола."
How wonderful today my LJ friend Subtle quoted Lotman (about Umberto Eco)
“In an era when people’s soil is slipping away, the past is losing confidence, and the future is painted in tragic tones, an epidemic of fear engulfs people. Under the power of fear, people turn into a crowd draped in atavistic myths. They paint a terrible picture of the devil’s marching victory, mysterious and powerful conspiracies of his servants appear, the witch hunt begins, the search for dangerous but invisible enemies creates an atmosphere of mass hysteria when all legal guarantees and all the achievements of civilization are canceled. about a person, “sorcerer”, “witch”, “enemy of the people”, “freemason”, “intellectual” or any other word, which in this historical situation is a sign of doom, and his fate is decided: he automatically moves to the place of “the culprit of all troubles, a participant in an invisible conspiracy, "any defense of which is tantamount to admitting to being involved in an insidious host. The history of civilization knows a number of periods of such epidemics of fear: they were known to the Middle Ages, they swept Western Europe in the XIV-XVI centuries, obscuring its sky with smoke of fires, they create The psychological background on which the totalitarian governments of the 20th century were able to carry out campaigns of mass terror. Fear and the psychology of the “besieged fortress” were artificially fueled by those in power more than once and provided them with massive support for the waves of repression. This theme sounds in The Name of the Rose; it, as Umberto Eco himself told me, determined the purpose of his new novel, The Pendulum of Foucault (1988), a book whose purpose is to conquer fear by analyzing how children conquer fears, igniting the room is light. This is timely when we hear again that the mind is a servant of the devil. "
“In an era when people’s soil is slipping away, the past is losing confidence, and the future is painted in tragic tones, an epidemic of fear engulfs people. Under the power of fear, people turn into a crowd draped in atavistic myths. They paint a terrible picture of the devil’s marching victory, mysterious and powerful conspiracies of his servants appear, the witch hunt begins, the search for dangerous but invisible enemies creates an atmosphere of mass hysteria when all legal guarantees and all the achievements of civilization are canceled. about a person, “sorcerer”, “witch”, “enemy of the people”, “freemason”, “intellectual” or any other word, which in this historical situation is a sign of doom, and his fate is decided: he automatically moves to the place of “the culprit of all troubles, a participant in an invisible conspiracy, "any defense of which is tantamount to admitting to being involved in an insidious host. The history of civilization knows a number of periods of such epidemics of fear: they were known to the Middle Ages, they swept Western Europe in the XIV-XVI centuries, obscuring its sky with smoke of fires, they create The psychological background on which the totalitarian governments of the 20th century were able to carry out campaigns of mass terror. Fear and the psychology of the “besieged fortress” were artificially fueled by those in power more than once and provided them with massive support for the waves of repression. This theme sounds in The Name of the Rose; it, as Umberto Eco himself told me, determined the purpose of his new novel, The Pendulum of Foucault (1988), a book whose purpose is to conquer fear by analyzing how children conquer fears, igniting the room is light. This is timely when we hear again that the mind is a servant of the devil. "
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Елена Григорьева