РАДОСТЬ ВАЖНЕЕ СМЕХА
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Наблюдение не просто интересное, оно касается немаловажных вещей. Взгляд на нас со стороны обнаруживает то, что мы сами почти не замечаем – смех заменяет нам радость. А ведь такая замена неравноценная.
Между смехом и радостью не поставишь знака равенства. Смех является лишь проявлением радости, но не ею самой. Часто бывает, что человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо вытренированная улыбка «успешного человека» на месте, а радости не видно – глаза-то грустные.
Вообще говоря, смех – не единственное проявление радости. Помимо смеха радость проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте, даже в слезах. Есть радость и со слезами на глазах.
Да, в нашем обществе переизбыток смеха и маловато радости. И какой же это смех? Наиболее распространенный – смех самого грубого свойства. Индустрия развлечений предлагает нам ядовитый сарказм, завистливые передразнивания, скабрезное шутовство, безудержные попытки все высмеять, вплоть до самого святого. Утонченный юмор, взвешенная самоирония, остроумный и одновременно глубокомысленный афоризм встречаются редко и существуют на правах «неформата».
Но это все шоу-бизнес, внешние обстоятельства нашей жизни. А что мы делаем сами? Что делаем, можно посмотреть хотя бы в сети. Бесчисленное число интернет-«приколов» построено на злорадстве, то есть на случаях, когда смеяться грешно. К примеру, я посмотрел видео, где паренек пытался на скейте выполнить эффектный трюк, у него что-то не заладилось. Он упал неловко, сломал ногу, завопил от боли. «Френды» вместо того, чтобы вызвать скорую, снимали «прикольное» видео.
Положим, я скачал этот ролик и оставил после себя комментарий с заметной долей издевки над пареньком и его окружением. Можно не сомневаться, я буду отвечать перед Богом за то, что «без ума смеяхся», что позабавился над чужой кровью.
С другой стороны, если я болезненно тщеславный человек, отношусь к себе с повышенной серьезностью, то для меня большой шаг – посмеяться над собой. Увидеть себя как бы сверху, увидеть всю свою раздутую амбициозность, мнимое величие и реальный масштаб «Из жизни насекомых». Если я увижу собственное самолюбование, свой букашечный размер и от души посмеюсь над распирающей меня гордыней, то от этой самоиронии и до покаяния – один шаг. Если же над моим тщеславием посмеется жена или друг, а я не обижусь, и напротив, поддержу шутку, то от этого и до смирения не так далеко.
Бывает покаянное самообличение, которое проявляется в смехе над собой. Хотя чаще встречается покаянное самообличение в плаче над собой. Правда, плач о своих грехах особый – радостотворный. То есть он порождает радость, он переходит от печали по Боге к радости по Боге. Подобный чудесный переход от печали к радости совершает не только отдельный человек, но и вся Церковь, ежегодно. Когда?
Великим постом мы погружаемся в светлую покаянную печаль, скорбь Страстной седмицы, а на Пасху приходит радость о Христе, Победителе греха и смерти. Наш главный праздник, Пасха, поистине всерадостное торжество. И об этом Христос предсказал апостолам: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (греч. и липи имон ис харан генисте)» (Ин. 16:20).
Люди обращают внимание, что Христос в Евангелии ни разу не засмеялся, –наоборот, Он прослезился из любви к умершему Лазарю. И некоторые отсюда делают вывод: будем подражать Господу, вместо смеха у нас должен быть плач. И они погружаются в безоговорочный траур, даже на Пасху одеваются в черное. Да, в Новом Завете Христос ни разу не засмеялся, но Он радовался, и не однажды. Вот, например, стих из Евангелия: «Возрадовался (греч. игаллиасато) духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаи
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Наблюдение не просто интересное, оно касается немаловажных вещей. Взгляд на нас со стороны обнаруживает то, что мы сами почти не замечаем – смех заменяет нам радость. А ведь такая замена неравноценная.
Между смехом и радостью не поставишь знака равенства. Смех является лишь проявлением радости, но не ею самой. Часто бывает, что человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо вытренированная улыбка «успешного человека» на месте, а радости не видно – глаза-то грустные.
Вообще говоря, смех – не единственное проявление радости. Помимо смеха радость проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте, даже в слезах. Есть радость и со слезами на глазах.
Да, в нашем обществе переизбыток смеха и маловато радости. И какой же это смех? Наиболее распространенный – смех самого грубого свойства. Индустрия развлечений предлагает нам ядовитый сарказм, завистливые передразнивания, скабрезное шутовство, безудержные попытки все высмеять, вплоть до самого святого. Утонченный юмор, взвешенная самоирония, остроумный и одновременно глубокомысленный афоризм встречаются редко и существуют на правах «неформата».
Но это все шоу-бизнес, внешние обстоятельства нашей жизни. А что мы делаем сами? Что делаем, можно посмотреть хотя бы в сети. Бесчисленное число интернет-«приколов» построено на злорадстве, то есть на случаях, когда смеяться грешно. К примеру, я посмотрел видео, где паренек пытался на скейте выполнить эффектный трюк, у него что-то не заладилось. Он упал неловко, сломал ногу, завопил от боли. «Френды» вместо того, чтобы вызвать скорую, снимали «прикольное» видео.
Положим, я скачал этот ролик и оставил после себя комментарий с заметной долей издевки над пареньком и его окружением. Можно не сомневаться, я буду отвечать перед Богом за то, что «без ума смеяхся», что позабавился над чужой кровью.
С другой стороны, если я болезненно тщеславный человек, отношусь к себе с повышенной серьезностью, то для меня большой шаг – посмеяться над собой. Увидеть себя как бы сверху, увидеть всю свою раздутую амбициозность, мнимое величие и реальный масштаб «Из жизни насекомых». Если я увижу собственное самолюбование, свой букашечный размер и от души посмеюсь над распирающей меня гордыней, то от этой самоиронии и до покаяния – один шаг. Если же над моим тщеславием посмеется жена или друг, а я не обижусь, и напротив, поддержу шутку, то от этого и до смирения не так далеко.
Бывает покаянное самообличение, которое проявляется в смехе над собой. Хотя чаще встречается покаянное самообличение в плаче над собой. Правда, плач о своих грехах особый – радостотворный. То есть он порождает радость, он переходит от печали по Боге к радости по Боге. Подобный чудесный переход от печали к радости совершает не только отдельный человек, но и вся Церковь, ежегодно. Когда?
Великим постом мы погружаемся в светлую покаянную печаль, скорбь Страстной седмицы, а на Пасху приходит радость о Христе, Победителе греха и смерти. Наш главный праздник, Пасха, поистине всерадостное торжество. И об этом Христос предсказал апостолам: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (греч. и липи имон ис харан генисте)» (Ин. 16:20).
Люди обращают внимание, что Христос в Евангелии ни разу не засмеялся, –наоборот, Он прослезился из любви к умершему Лазарю. И некоторые отсюда делают вывод: будем подражать Господу, вместо смеха у нас должен быть плач. И они погружаются в безоговорочный траур, даже на Пасху одеваются в черное. Да, в Новом Завете Христос ни разу не засмеялся, но Он радовался, и не однажды. Вот, например, стих из Евангелия: «Возрадовался (греч. игаллиасато) духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаи
JOY IS IMPORTANT LAUGHTER
Once in Jerusalem, a local resident and a visiting pilgrim talked. The conversation was laid-back and friendly. An Arab and a pilgrim from Europe touched on the question of how the people of East and West differ from each other. The Arab made a curious observation: "Westerners love to laugh, but they do not know how to rejoice."
Observation is not just interesting, it concerns important things. A glance at us from the side reveals that we ourselves almost do not notice - laughter replaces us with joy. But such a replacement is not equivalent.
There is no equal sign between laughter and joy. Laughter is only a manifestation of joy, but not by itself. It often happens that a person laughs, but there is no joy beyond his laughter. There is gibberish, the well-trained smile of a “successful person” is in place, but joy is not visible - eyes are sad.
Generally speaking, laughter is not the only manifestation of joy. In addition to laughter, joy is manifested in a modest smile, a bright gleam in the eyes, a cheerful song, an encouraging word, a friendly gesture, even in tears. There is joy with tears in his eyes.
Yes, in our society there is an excess of laughter and not enough joy. And what is this laugh? The most common is the laughter of the grossest property. The entertainment industry offers us poisonous sarcasm, envious mimics, raging buffoonery, rampant attempts to ridicule everything, right down to the most holy. Refined humor, balanced self-irony, witty and at the same time thoughtful aphorism are rare and exist as "informat".
But this is all show business, the external circumstances of our lives. And what do we do ourselves? What we do, you can see at least the network. Countless Internet “jokes” are built on gloating, that is, on cases when it is a sin to laugh. For example, I watched a video where a guy tried to perform an effective trick on a skateboard, something went wrong with him. He fell awkwardly, broke his leg, screamed in pain. "Friends", instead of calling an ambulance, shot a "cool" video.
Suppose I downloaded this video and left behind a comment with a noticeable amount of mockery of the boy and his surroundings. There is no doubt that I will answer before God for the fact that "laugh crazy" that I am amused over the blood of others.
On the other hand, if I am a painfully conceited person, I treat myself with increased seriousness, then for me a big step is to laugh at myself. To see oneself as if from above, to see all your bloated ambitiousness, imaginary greatness and the real scale of "From the life of insects." If I see my own narcissism, my small size and laugh heartily at the pride bursting with me, then from this self-irony and to repentance - one step. If my wife or friend laughs at my vanity, but I don’t take offense, and, on the contrary, support a joke, then this is not so far from humility.
There is a repentant self-denunciation, which manifests itself in a laugh at oneself. Although more often there is a repentant self-denunciation of crying over oneself. True, weeping for our sins is special - joyful. That is, it gives rise to joy, it passes from sadness for God to joy for God. Such a wonderful transition from sadness to joy is made not only by an individual person, but by the whole Church, annually. When?
During Lent, we plunge into the bright penitential sorrow, the sorrow of the Holy Week, and on Easter comes the joy of Christ, the Conqueror of sin and death. Our main holiday, Easter, is a truly joyful celebration. And about this Christ predicted to the apostles: “You will weep and weep, but the world will rejoice; you will be sad, but your sorrow will be joyful (Greek, and lipi imon is haran geniste) ”(John 16:20).
People notice that Christ never laughed in the Gospel — on the contrary, He wept for love of the dead Lazarus. And some from this conclude: we will imitate the Lord, instead of laughter, we should have crying. And they plunge into unconditional mourning, even in Easter they dress in black. Yes, in the New Testament Christ never laughed, but He rejoiced, and not once. For example, a verse from the Gospel: “Jesus rejoiced (Greek: igalliasato) in spirit and said: I praise you, Father, Lord of heaven and earth, that you withhold
Once in Jerusalem, a local resident and a visiting pilgrim talked. The conversation was laid-back and friendly. An Arab and a pilgrim from Europe touched on the question of how the people of East and West differ from each other. The Arab made a curious observation: "Westerners love to laugh, but they do not know how to rejoice."
Observation is not just interesting, it concerns important things. A glance at us from the side reveals that we ourselves almost do not notice - laughter replaces us with joy. But such a replacement is not equivalent.
There is no equal sign between laughter and joy. Laughter is only a manifestation of joy, but not by itself. It often happens that a person laughs, but there is no joy beyond his laughter. There is gibberish, the well-trained smile of a “successful person” is in place, but joy is not visible - eyes are sad.
Generally speaking, laughter is not the only manifestation of joy. In addition to laughter, joy is manifested in a modest smile, a bright gleam in the eyes, a cheerful song, an encouraging word, a friendly gesture, even in tears. There is joy with tears in his eyes.
Yes, in our society there is an excess of laughter and not enough joy. And what is this laugh? The most common is the laughter of the grossest property. The entertainment industry offers us poisonous sarcasm, envious mimics, raging buffoonery, rampant attempts to ridicule everything, right down to the most holy. Refined humor, balanced self-irony, witty and at the same time thoughtful aphorism are rare and exist as "informat".
But this is all show business, the external circumstances of our lives. And what do we do ourselves? What we do, you can see at least the network. Countless Internet “jokes” are built on gloating, that is, on cases when it is a sin to laugh. For example, I watched a video where a guy tried to perform an effective trick on a skateboard, something went wrong with him. He fell awkwardly, broke his leg, screamed in pain. "Friends", instead of calling an ambulance, shot a "cool" video.
Suppose I downloaded this video and left behind a comment with a noticeable amount of mockery of the boy and his surroundings. There is no doubt that I will answer before God for the fact that "laugh crazy" that I am amused over the blood of others.
On the other hand, if I am a painfully conceited person, I treat myself with increased seriousness, then for me a big step is to laugh at myself. To see oneself as if from above, to see all your bloated ambitiousness, imaginary greatness and the real scale of "From the life of insects." If I see my own narcissism, my small size and laugh heartily at the pride bursting with me, then from this self-irony and to repentance - one step. If my wife or friend laughs at my vanity, but I don’t take offense, and, on the contrary, support a joke, then this is not so far from humility.
There is a repentant self-denunciation, which manifests itself in a laugh at oneself. Although more often there is a repentant self-denunciation of crying over oneself. True, weeping for our sins is special - joyful. That is, it gives rise to joy, it passes from sadness for God to joy for God. Such a wonderful transition from sadness to joy is made not only by an individual person, but by the whole Church, annually. When?
During Lent, we plunge into the bright penitential sorrow, the sorrow of the Holy Week, and on Easter comes the joy of Christ, the Conqueror of sin and death. Our main holiday, Easter, is a truly joyful celebration. And about this Christ predicted to the apostles: “You will weep and weep, but the world will rejoice; you will be sad, but your sorrow will be joyful (Greek, and lipi imon is haran geniste) ”(John 16:20).
People notice that Christ never laughed in the Gospel — on the contrary, He wept for love of the dead Lazarus. And some from this conclude: we will imitate the Lord, instead of laughter, we should have crying. And they plunge into unconditional mourning, even in Easter they dress in black. Yes, in the New Testament Christ never laughed, but He rejoiced, and not once. For example, a verse from the Gospel: “Jesus rejoiced (Greek: igalliasato) in spirit and said: I praise you, Father, Lord of heaven and earth, that you withhold
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Митя Добросердов