Согласно Бодрийяру, свойства вещей (товаров) существуют только в условиях приписывания вещам тех или иных социальных значений. Поэтому общую теорию потребления нельзя основывать ни на рациональной полезности вещей, ни на потребностях как таковых и их удовлетворении. Потребление как целостный социальный феномен может объяснить только теория социальных значений, поскольку вещи являются прежде всего социальными знаками, которые выстраиваются в определенной иерархии в процессе классификации и социальной дифференциации. Вещь (будь то товар, культурный объект и т. д.) как таковая ничего из себя не представляет, а, значит, является мифом: её ценность формируется в ходе социальных отношений и значений. Социальная логика постоянного различия и классификации выстраивает иерархию вещей и производит идеологический дуализм вещей и потребностей. Точно так же рационально потребляющий индивид является лишь наивной идеологической конструкцией, воспроизводящей старые религиозные представления: стремление к счастью. По Бодрийяру, «миф Счастья воспринимает и воплощает миф Равенства в модерных обществах». Идеология провозглашает равенство потребностей (то есть равенство всех индивидов перед потребляемыми предметами), однако на практике оказывается, что это равенство мнимое: система вещей создает социальную дифференциацию. Индивиды приписывают себе свободу, рациональность и стремление к счастью; критерием выступает удовлетворение потребностей. На самом деле процесс потребления носит исключительно социальный характер, его цель — воспроизводить систему вещей.
According to Baudrillard, the properties of things (goods) exist only in terms of attributing to those things or other social values. Therefore, the general theory of consumption cannot be based neither on the rational utility of things, nor on the needs as such, or their satisfaction. Consumption as an integral social phenomenon can be explained only by the theory of social values, since things are primarily social signs that are arranged in a certain hierarchy in the process of classification and social differentiation. A thing (be it a commodity, a cultural object, etc.) as such does not represent anything, and therefore is a myth: its value is formed in the course of social relations and meanings. The social logic of constant distinction and classification builds a hierarchy of things and produces an ideological dualism of things and needs. In the same way, a rationally consuming individual is only a naive ideological construct that reproduces old religious ideas: the pursuit of happiness. According to Baudrillard, "the myth of Happiness perceives and embodies the myth of Equality in modern societies." Ideology proclaims the equality of needs (that is, the equality of all individuals before consumed objects), but in practice it turns out that this equality is imaginary: the system of things creates social differentiation. Individuals ascribe to themselves freedom, rationality, and the pursuit of happiness; the criterion is the satisfaction of needs. In fact, the process of consumption is purely social in nature, its purpose is to reproduce the system of things.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виталий Орлов