Выставка «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века» составлена из копий рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая и фотографий, сделанных в начале XXI века российскими и австралийскими исследователями. Организаторами выставки выступают исторический факультет и институт антропологии Московского Университета имени М. В. Ломоносова совместно с НКО «Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая». Выставка должна привлечь внимание научного сообщества к новым перспективам изучения наследия великого российского ученого.
Это событие было бы невозможно без участия целого ряда учреждений. Идейным двигателем этого и целого ряда других мероприятий, посвященных ученому, стал его потомок и полный тезка – Николай Николаевич Миклухо-Маклай, создавший Фонд сохранения этнокультурного наследия своего великого предка. Большая часть фотографий принадлежит сотрудникам МГУ (в 2010 году) Андрею Владимировичу Туторскому и Анастасии Анатольевне Винецкой. Вместе с рисунками самого Миклухо-Маклая, эти изобразительные материалы позволяют проследить эволюцию культуры Бонгу в течение 150 лет. Ряд копий рисунков ученого был передан институтом и музеем антропологии МГУ. Кроме того, эта выставка была бы невозможно без личной поддержки декана исторического факультета, профессора Ивана Ивановича Тучкова и директора института и музея антропологии, академика Александры Петровны Бужиловой.
Помимо непосредственных организаторов выставки в первую очередь следует назвать архив Русского географического общества, который предоставил для выставки несколько копий редких рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая. Особую благодарность хотелось бы выразить заведующей архивом Марии Федоровне Матвеевой.
Значительное количество фотографий было получено от австралийских коллег: Елены Говор (Австралийский национальный университет) и Кристофера Балларда (Австралийский национальный университет, в настоящее время также Университет Французской Полинезии). Кроме того, один из рисунков происходит из архива объединенной Лютеранской миссии в городе Вупперталь. В этом архиве хранятся документы немецкой лютеранской миссии Берега Маклая (1884-1914).
Автор основной идеи выставки – рисунок как приглашение к диалогу – Кристофер Баллард. В 2001 году он работал на острове Эфате (республика Вануату), на котором в настоящее время проживает община небольшого острова Лелепа. Этот остров в конце XIX века посетил Н. Н. Миклухо-Маклай, где он сделал несколько рисунков. Каждый из них, по мнению профессора Балларда, представляет собой диалогическую форму исследования. Традиционное этнографическое интервью – это монолог. Исследователь записывает слова непонятными для бесписьменных народов символами и увозит их. Никто из туземцев часто и не понимает, что собственно изучается. Рисунок, напротив, понятен и может быть прочитан. Туземцы могли корректировать советами рисунки ученого, а названия частей предметов Н. Н. Миклухо-Маклай записывал рядом с изображением. Таким образом, сам рисунок – это диалог исследователя с изучаемыми сообществами.
На одном из скетчей Н. Н. Миклухо-Маклая сделал прорисовку орнаментов щелевого барабана, а также записал название его частей. Искусство изготовления этих музыкальных инструментов в XX веке кануло в Лету. В 2001 году на Эфате Кристофер Баллард показал рисунок щелевого барабана одному из мастеров общины Лелепа. В 2006 году, во время очередного приезда Балларда, мастер Манеару продемонстрировал исследователю щелевой барабан, который был сделан на основании зарисовок Миклухо-Маклая. Рисунок стал для туземного сообщества приглашением к диалогу с собственным прошлым.
В 1971 году, через 100 лет после первой поездки русского естествоиспытателя на Берег Маклая, группа советских ученых на океанографическом судне «Дмитрий Менделеев» отправилось к берегам Папуа-Новой Гвинеи. На этнографическую работу в деревне Бонгу им отводилось всего лишь пять дней. От того, как пройдет первое знакомство, зависел успех дальнейшей работы. Участники экспедиции взяли с собой рисунки Н. Н. Миклухо-Маклая. Их показали старейшему жителю деревни по имени Таног. Разбирая рисунки, Таног задержал на одном из них свое внимание и сказал: «Это Ассель, сын Туя». Так, рисунки стали приглашением к возобновлению диалога между жителями Берега Маклая и советскими исследователями.
Сравнивая рисунки с фотографиями 2010года можно также заметить множество сходств. Еще один диалог, к которому приглашает выставка, это диалог между нашими знаниями, полученными из книг Миклухо-Маклая, и знаниями, полученными в ходе сбора полевых материалов в начале XXI столетия. Насколько эти знания различаются – судить посетителям выставки.
Вся выставка, в целом, должна стать приглашением к диалогу о важности знаний о великом русском ученом в российском обществе. Вслед за выставкой «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века» мы надеемся в мае 2017 года на базе Института и музея антропологии МГУ имени М. В. Ломонсова организовать выставку «Исследования Берега Маклая в 1871-2016 годах», лекцию Валерия Сурина в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге «Берег Маклая в XXI веке» (16.05.2017), а также экспедицию на Берег Маклая в августе 2017 года, важной частью которой станет своеобразная реституция – передача копий рисунков ученого общине деревни Бонгу в округе Маданг. Более подробно об этих и других мероприятиях можно узнать на сайте фонда (http://mikluho-maclay.ru) и в социальных сетях (https://www.facebook.com/fundmaclay/).
Выставка будет проводиться в Шуваловском корпусе МГУ по адресу Ломоносовский проспект дом 27, строение 4, в холлах четвертого этажа корпуса «Г». Вход в Шуваловский корпус возможен при наличии удостоверения сотрудника МГУ, студенческого билета или диплома выпускника университета. Всех желающих посетить выставку, но не имеющих университетской аффилиации, просим обращаться после 10 апреля по адресу tutorski@yandex.ru.
Это событие было бы невозможно без участия целого ряда учреждений. Идейным двигателем этого и целого ряда других мероприятий, посвященных ученому, стал его потомок и полный тезка – Николай Николаевич Миклухо-Маклай, создавший Фонд сохранения этнокультурного наследия своего великого предка. Большая часть фотографий принадлежит сотрудникам МГУ (в 2010 году) Андрею Владимировичу Туторскому и Анастасии Анатольевне Винецкой. Вместе с рисунками самого Миклухо-Маклая, эти изобразительные материалы позволяют проследить эволюцию культуры Бонгу в течение 150 лет. Ряд копий рисунков ученого был передан институтом и музеем антропологии МГУ. Кроме того, эта выставка была бы невозможно без личной поддержки декана исторического факультета, профессора Ивана Ивановича Тучкова и директора института и музея антропологии, академика Александры Петровны Бужиловой.
Помимо непосредственных организаторов выставки в первую очередь следует назвать архив Русского географического общества, который предоставил для выставки несколько копий редких рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая. Особую благодарность хотелось бы выразить заведующей архивом Марии Федоровне Матвеевой.
Значительное количество фотографий было получено от австралийских коллег: Елены Говор (Австралийский национальный университет) и Кристофера Балларда (Австралийский национальный университет, в настоящее время также Университет Французской Полинезии). Кроме того, один из рисунков происходит из архива объединенной Лютеранской миссии в городе Вупперталь. В этом архиве хранятся документы немецкой лютеранской миссии Берега Маклая (1884-1914).
Автор основной идеи выставки – рисунок как приглашение к диалогу – Кристофер Баллард. В 2001 году он работал на острове Эфате (республика Вануату), на котором в настоящее время проживает община небольшого острова Лелепа. Этот остров в конце XIX века посетил Н. Н. Миклухо-Маклай, где он сделал несколько рисунков. Каждый из них, по мнению профессора Балларда, представляет собой диалогическую форму исследования. Традиционное этнографическое интервью – это монолог. Исследователь записывает слова непонятными для бесписьменных народов символами и увозит их. Никто из туземцев часто и не понимает, что собственно изучается. Рисунок, напротив, понятен и может быть прочитан. Туземцы могли корректировать советами рисунки ученого, а названия частей предметов Н. Н. Миклухо-Маклай записывал рядом с изображением. Таким образом, сам рисунок – это диалог исследователя с изучаемыми сообществами.
На одном из скетчей Н. Н. Миклухо-Маклая сделал прорисовку орнаментов щелевого барабана, а также записал название его частей. Искусство изготовления этих музыкальных инструментов в XX веке кануло в Лету. В 2001 году на Эфате Кристофер Баллард показал рисунок щелевого барабана одному из мастеров общины Лелепа. В 2006 году, во время очередного приезда Балларда, мастер Манеару продемонстрировал исследователю щелевой барабан, который был сделан на основании зарисовок Миклухо-Маклая. Рисунок стал для туземного сообщества приглашением к диалогу с собственным прошлым.
В 1971 году, через 100 лет после первой поездки русского естествоиспытателя на Берег Маклая, группа советских ученых на океанографическом судне «Дмитрий Менделеев» отправилось к берегам Папуа-Новой Гвинеи. На этнографическую работу в деревне Бонгу им отводилось всего лишь пять дней. От того, как пройдет первое знакомство, зависел успех дальнейшей работы. Участники экспедиции взяли с собой рисунки Н. Н. Миклухо-Маклая. Их показали старейшему жителю деревни по имени Таног. Разбирая рисунки, Таног задержал на одном из них свое внимание и сказал: «Это Ассель, сын Туя». Так, рисунки стали приглашением к возобновлению диалога между жителями Берега Маклая и советскими исследователями.
Сравнивая рисунки с фотографиями 2010года можно также заметить множество сходств. Еще один диалог, к которому приглашает выставка, это диалог между нашими знаниями, полученными из книг Миклухо-Маклая, и знаниями, полученными в ходе сбора полевых материалов в начале XXI столетия. Насколько эти знания различаются – судить посетителям выставки.
Вся выставка, в целом, должна стать приглашением к диалогу о важности знаний о великом русском ученом в российском обществе. Вслед за выставкой «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века» мы надеемся в мае 2017 года на базе Института и музея антропологии МГУ имени М. В. Ломонсова организовать выставку «Исследования Берега Маклая в 1871-2016 годах», лекцию Валерия Сурина в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге «Берег Маклая в XXI веке» (16.05.2017), а также экспедицию на Берег Маклая в августе 2017 года, важной частью которой станет своеобразная реституция – передача копий рисунков ученого общине деревни Бонгу в округе Маданг. Более подробно об этих и других мероприятиях можно узнать на сайте фонда (http://mikluho-maclay.ru) и в социальных сетях (https://www.facebook.com/fundmaclay/).
Выставка будет проводиться в Шуваловском корпусе МГУ по адресу Ломоносовский проспект дом 27, строение 4, в холлах четвертого этажа корпуса «Г». Вход в Шуваловский корпус возможен при наличии удостоверения сотрудника МГУ, студенческого билета или диплома выпускника университета. Всех желающих посетить выставку, но не имеющих университетской аффилиации, просим обращаться после 10 апреля по адресу tutorski@yandex.ru.
The exhibition "Drawings of Miklouho-Maclay: dialogue through the centuries" is composed of copies of drawings by N. N. Miklouho-Maclay and photographs taken by Russian and Australian researchers at the beginning of the 21st century. The organizers of the exhibition are the Faculty of History and the Institute of Anthropology of the Moscow University named after M.V. Lomonosov together with the Non-Profit Organization “Fund for the Preservation of Ethnocultural Heritage named after Miklouho-Maclay. " The exhibition should attract the attention of the scientific community to new prospects for studying the heritage of the great Russian scientist.
This event would not have been possible without the participation of a number of institutions. The ideological engine of this and a number of other events dedicated to the scientist was his descendant and a complete namesake - Nikolai Nikolaevich Miklouho-Maclay, who created the Fund for the Preservation of the Ethnocultural Heritage of his great ancestor. Most of the photos belong to the employees of Moscow State University (in 2010) Andrei Vladimirovich Tutorsky and Anastasia Anatolyevna Vinetskaya. Together with the drawings of Miklouho-Maclay himself, these graphic materials allow us to trace the evolution of the Bongu culture for 150 years. A number of copies of the scientist's drawings were handed over by the Institute and the Museum of Anthropology of Moscow State University. In addition, this exhibition would not have been possible without the personal support of the Dean of the Faculty of History, Professor Ivan Ivanovich Tuchkov and the Director of the Institute and Museum of Anthropology, Academician Alexandra Petrovna Buzhilova.
In addition to the direct organizers of the exhibition, the archives of the Russian Geographical Society, which provided several copies of rare drawings by N. N. Miklukho-Maklaya for the exhibition, should be mentioned first of all. I would like to express special thanks to the head of the archive, Maria Fedorovna Matveeva.
A significant number of photographs were taken from Australian colleagues: Elena Govor (Australian National University) and Christopher Ballard (Australian National University, currently also the University of French Polynesia). In addition, one of the drawings comes from the archive of the joint Lutheran mission in Wuppertal. This archive contains documents of the German Lutheran mission of the Maclay Coast (1884-1914).
The author of the main idea of the exhibition is drawing as an invitation to dialogue - Christopher Ballard. In 2001, he worked on Efate Island (Republic of Vanuatu), which is currently home to the community of the small island of Lelepa. This island at the end of the 19th century was visited by N. N. Miklouho-Maclay, where he made several drawings. Each of them, according to Professor Ballard, is a dialogical form of research. A traditional ethnographic interview is a monologue. The researcher writes down words incomprehensible to unwritten peoples with symbols and takes them away. None of the natives often understand what is actually being studied. The drawing, on the contrary, is understandable and can be read. The natives could correct the scientist’s drawings with advice, and N.N. Miklukho-Maclay wrote down the names of parts of objects next to the image. Thus, the drawing itself is a dialogue of the researcher with the studied communities.
On one of the sketches, N. N. Miklukho-Maklaya made a sketch of the ornaments of the slotted drum, and also recorded the name of its parts. The art of making these musical instruments in the 20th century has sunk into oblivion. In 2001, at Efat, Christopher Ballard showed a drawing of a slit drum to one of the masters of the Lelep community. In 2006, during the next visit of Ballard, the master Manearu demonstrated to the researcher the slit drum, which was made on the basis of the sketches of Miklouho-Maclay. The drawing was an invitation to the indigenous community to dialogue with their own past.
In 1971, 100 years after the first trip of a Russian natural scientist to the Maclay Coast, a group of Soviet scientists on the Dmitri Mendeleev oceanographic ship sailed to the shores of Papua New Guinea. They spent only five days on ethnographic work in the Bongu village. The success of further work depended on how the first acquaintance took place. The expedition members took with them the drawings of N. N. Miklouho-Maclay. They were shown to the oldest villager named Tanog. Parsing the drawings, Tanog kept his attention on one of them and said: "This is Assel, son of Thuy." Thus, the drawings became an invitation to the resumption of dialogue between the inhabitants of the Maclay Coast and Soviet researchers.
Comparing the drawings with photographs of 2010, you can also notice many similarities. Another dialogue to which the exhibition invites is a dialogue between our knowledge obtained from the books of Miklouho-Maclay and the knowledge obtained during the collection of field materials at the beginning of the 21st century. How much this knowledge differs is for visitors to judge.
The whole exhibition, as a whole, should be an invitation to a dialogue on the importance of knowledge about the great Russian scientist in Russian society. Following the exhibition “Drawings of Miklouho-Maclay: dialogue through the ages”, we hope in May 2017 to organize the exhibition “Investigations of the Maclay Coast in 1871-2016” at the Institute and Museum of Anthropology of Moscow State University named after M.V. Lomonsov, a lecture by Valery Surin in Russian geog
This event would not have been possible without the participation of a number of institutions. The ideological engine of this and a number of other events dedicated to the scientist was his descendant and a complete namesake - Nikolai Nikolaevich Miklouho-Maclay, who created the Fund for the Preservation of the Ethnocultural Heritage of his great ancestor. Most of the photos belong to the employees of Moscow State University (in 2010) Andrei Vladimirovich Tutorsky and Anastasia Anatolyevna Vinetskaya. Together with the drawings of Miklouho-Maclay himself, these graphic materials allow us to trace the evolution of the Bongu culture for 150 years. A number of copies of the scientist's drawings were handed over by the Institute and the Museum of Anthropology of Moscow State University. In addition, this exhibition would not have been possible without the personal support of the Dean of the Faculty of History, Professor Ivan Ivanovich Tuchkov and the Director of the Institute and Museum of Anthropology, Academician Alexandra Petrovna Buzhilova.
In addition to the direct organizers of the exhibition, the archives of the Russian Geographical Society, which provided several copies of rare drawings by N. N. Miklukho-Maklaya for the exhibition, should be mentioned first of all. I would like to express special thanks to the head of the archive, Maria Fedorovna Matveeva.
A significant number of photographs were taken from Australian colleagues: Elena Govor (Australian National University) and Christopher Ballard (Australian National University, currently also the University of French Polynesia). In addition, one of the drawings comes from the archive of the joint Lutheran mission in Wuppertal. This archive contains documents of the German Lutheran mission of the Maclay Coast (1884-1914).
The author of the main idea of the exhibition is drawing as an invitation to dialogue - Christopher Ballard. In 2001, he worked on Efate Island (Republic of Vanuatu), which is currently home to the community of the small island of Lelepa. This island at the end of the 19th century was visited by N. N. Miklouho-Maclay, where he made several drawings. Each of them, according to Professor Ballard, is a dialogical form of research. A traditional ethnographic interview is a monologue. The researcher writes down words incomprehensible to unwritten peoples with symbols and takes them away. None of the natives often understand what is actually being studied. The drawing, on the contrary, is understandable and can be read. The natives could correct the scientist’s drawings with advice, and N.N. Miklukho-Maclay wrote down the names of parts of objects next to the image. Thus, the drawing itself is a dialogue of the researcher with the studied communities.
On one of the sketches, N. N. Miklukho-Maklaya made a sketch of the ornaments of the slotted drum, and also recorded the name of its parts. The art of making these musical instruments in the 20th century has sunk into oblivion. In 2001, at Efat, Christopher Ballard showed a drawing of a slit drum to one of the masters of the Lelep community. In 2006, during the next visit of Ballard, the master Manearu demonstrated to the researcher the slit drum, which was made on the basis of the sketches of Miklouho-Maclay. The drawing was an invitation to the indigenous community to dialogue with their own past.
In 1971, 100 years after the first trip of a Russian natural scientist to the Maclay Coast, a group of Soviet scientists on the Dmitri Mendeleev oceanographic ship sailed to the shores of Papua New Guinea. They spent only five days on ethnographic work in the Bongu village. The success of further work depended on how the first acquaintance took place. The expedition members took with them the drawings of N. N. Miklouho-Maclay. They were shown to the oldest villager named Tanog. Parsing the drawings, Tanog kept his attention on one of them and said: "This is Assel, son of Thuy." Thus, the drawings became an invitation to the resumption of dialogue between the inhabitants of the Maclay Coast and Soviet researchers.
Comparing the drawings with photographs of 2010, you can also notice many similarities. Another dialogue to which the exhibition invites is a dialogue between our knowledge obtained from the books of Miklouho-Maclay and the knowledge obtained during the collection of field materials at the beginning of the 21st century. How much this knowledge differs is for visitors to judge.
The whole exhibition, as a whole, should be an invitation to a dialogue on the importance of knowledge about the great Russian scientist in Russian society. Following the exhibition “Drawings of Miklouho-Maclay: dialogue through the ages”, we hope in May 2017 to organize the exhibition “Investigations of the Maclay Coast in 1871-2016” at the Institute and Museum of Anthropology of Moscow State University named after M.V. Lomonsov, a lecture by Valery Surin in Russian geog
У записи 33 лайков,
8 репостов,
2452 просмотров.
8 репостов,
2452 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Туторский