Сэр Кен Робинсон: "Я сейчас работаю над новой...

Сэр Кен Робинсон:

"Я сейчас работаю над новой книгой под названием «Откровение». Она основана на серии интервью, посвящённой тому, как люди открывали в себе талант. Я поражён тем, как люди проходят этот путь. К книге меня подтолкнул разговор с чудесной женщиной, о которой большинство людей никогда не слышало, её зовут Джилиан Лин. Она хореограф, и каждый знает то, что она сделала. Она поставила мюзиклы «Кошки» и «Призрак оперы». Она чудесна. В Англии я был в труппе Королевского балета. Однажды за обедом я спросил у Джилиан как она стала танцором.

Она рассказала, что в школе её считали безнадёжной. Кто-то из школы написал её родителям записку, в которой говорилось, что у девочки были проблемы с обучаемостью. Она не могла сосредоточиться, вечно ёрзала. Сейчас бы сказали, что у неё синдром дефицита внимания. Но в 1930-х годах никто не знал о таком синдроме, такой болезни просто не было. Люди попросту не знали, что могут иметь такое расстройство.

Так вот, её отвели к врачу. Комната, отделанная дубовыми панелями. Она пришла туда с матерью, её посадили в кресло в дальнем конце комнаты, где она просидела, подложив ладошки под ноги целых двадцать минут, пока врач разговаривал о её проблемах в школе. Что она всем мешала, невовремя сдавала домашнюю работу — и так далее. В конце концов, доктор сел рядом с Джилиан и сказал ей, что выслушал её маму, осознал все проблемы Джилиан, но теперь хотел бы поговорить с её мамой с глазу на глаз. Он попросил Джилиан подождать немного, и вышел вместе с мамой из комнаты. До того как выйти, он включил стоящее на столе радио. Как только взрослые вышли, доктор попросил маму Джиллиан взглянуть на то, что делает дочь. Девочка сразу же вскочила на ноги и начала двигаться в такт музыке. Доктор и мама Джилиан посмотрели на это пару минут, потом доктор повернулся и сказал: «Миссис Лин, Джилиан не больна. Она танцовщица. Отдайте её в хореографическую школу».

Я спросил, что было дальше. Она рассказала, что мама последовала совету врача, и что это было прекрасно. Они вошли в комнату, где были похожие на Джилиан люди. Люди, которые не могли усидеть на месте. Люди, которым чтобы думать, нужно было двигаться. Они учились балету, степу, джазу, модерну, контемпорари. Со временем её приняли в Королевскую балетную школу, она стала солисткой, сделала замечательную карьеру в Королевской балетной труппе. В конце концов она закончила Королевскую балетную школу и основала собственную компанию, "Танцевальную компанию Джилиан Лин", и встретила Эндрю Ллойда Вебера. Джилиан сделала одни из самых известных музыкальных постановок в истории, принесла радость миллионам людей, и стала мультимиллионером.

А ведь другой врач мог бы посадить её на таблетки и заставить успокоиться."

https://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity?language=ru#t-449807
Sir Ken Robinson:

“I'm working on a new book called“ Revelation. ”It is based on a series of interviews about how people discovered talent in themselves. I am amazed at how people go this way. I was prompted by a conversation with a wonderful woman about whom most people have never heard her name is Jillian Lin. She is a choreographer and everyone knows what she has done. She directed the musicals “Cats” and “The Phantom of the Opera.” She is wonderful. In England I was in the Royal Ballet troupe. Once at dinner I asked Gillian how she became a dancer.

She said that she was considered hopeless at school. Someone from the school wrote a note to her parents saying that the girl had learning disabilities. She could not concentrate, she fidgeted forever. Now they would say that she has attention deficit disorder. But in the 1930s, no one knew about such a syndrome, such a disease simply did not exist. People simply did not know that they could have such a disorder.

So, she was taken to the doctor. The room is decorated with oak panels. She came there with her mother, they put her in a chair at the far end of the room, where she sat with her palms under her feet for twenty minutes while the doctor talked about her problems at school. That she interfered with everyone, at the same time handed over homework - and so on. In the end, the doctor sat down next to Jillian and told her that he had listened to her mother, realized all the problems of Jillian, but now he would like to talk with her mother face to face. He asked Gillian to wait a bit, and left his room with his mother. Before exiting, he turned on the radio on the table. As soon as the adults got out, the doctor asked mom Gillian to look at what her daughter was doing. The girl immediately jumped to her feet and began to move to the beat of the music. The doctor and mom Jillian looked at this for a couple of minutes, then the doctor turned and said: “Mrs. Lin, Jillian is not sick. She is a dancer. Take her to a choreographic school. ”

I asked what happened next. She said that my mother followed the advice of a doctor, and that it was wonderful. They entered a room where there were people like Gillian. People who could not sit still. People who needed to move in order to think. They studied ballet, step, jazz, modern, contemporary. Over time, she was accepted to the Royal Ballet School, she became a soloist, made a wonderful career in the Royal Ballet Company. She eventually graduated from the Royal Ballet School and founded her own company, the Jillian Lin Dance Company, and met Andrew Lloyd Weber. Gillian made some of the most famous musical productions in history, brought joy to millions of people, and became a multimillionaire.

But another doctor could put her on a pill and make her calm down. "

https://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity?language=en#t-449807
У записи 8 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгения Корниенко

Понравилось следующим людям